Мониторинг зелёных насаждений на территории Новосельской средней школы
Министерство образования Российской Федерации
МБОУ Новосельская средняя школа
Мониторинг зелёных насаждений
на территории
Новосельской средней школы
с. Новосёлки Брянского района.
Выполнили: Бойдова Ирина, ученица 11 кл.
Швыдкова Полина, ученица 9 кл
Руководитель работы: Ефремова Е.И.
учитель биологии.
Новосёлки 2007 год
- 2 -
Оглавление.
Цели и задачи. ___________________________ стр. 3
Вступление. ________________________________ стр. 3-4
Основная часть.
Методика исследования.____________________ стр. 4-5
Практические исследования.________________ стр. 5-8
Результаты исследования. _________________ стр. 9
4.Заключение. ________________________________ стр. 9
5.Список использованной литературы. ___________ стр. 9
6. Приложение. _______________________________ стр. 9
- 3 -
Цели и задачи.
Цель: Провести экомониторинг территории Новосельской средней общеобразовательной школы с помощью растений.
Задачи: Выполнить работы по инвентаризации зелёных насаждений на территории средней школы с. Новосёлки Брянского района
Брянской области.
Введение.
Согласно закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (1992) зеленые зоны городов и населенных пунктов относятся к особо охраняемым природным территориям. Растительность на улицах городов, поселков рассматривается, прежде всего, с точки зрения улучшения среды жизни человека в гигиеническом и эстетическом отношениях, поскольку растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории.
Известно, что основные экологические факторы в населенных пунктах, особенно в городах, существенно отличаются от тех, которые влияют на растения в естественной обстановке. Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни, генеративную сферу.
Так, вещества-токсиканты, которые адсорбируются на клеточных оболочках растений, проникают внутрь клеток, нарушают обмен веществ; в результате резко снижается фотосинтез, усиливается дыхание. Обычно признаки поражения растений токсикантами выражаются в некрозе края листа, побурении листьев и хвои, появлении уродств, отмирании. Пыль, оседающая на листья, действует как экран, снижающий доступ света и усиливающий поглощение тепловой радиации. Кроме того, возможна закупорка листьев пылевыми частицами. Загрязнение почвы и вод нефтепродуктами также вызывает различные степени повреждения растений – от отсутствия завязывания семян и отмирания отдельных органов до полной гибели.
Среди растений есть виды особенно чувствительные к загрязнению среды и есть более выносливые.
Наиболее газоустойчивы: туя западная, клен ясенелистный, бузина, тополь канадский, сирень амурская, снежноягодник белый, боярышник.
Достаточно газоустойчивы: барбарис, жимолость татарская, роза морщинистая, сирень венгерская, спирея, смородина золотистая, яблони ягодные и китайская, калина-гордовина, чебушник, ракитник, ель колючая .
Негазоустойчивы: ель, пихта, кедр, можжевельник, клен остролистный, береза, тополь бальзамический, сирень обыкновенная, черемуха обыкновенная.
– 4 –
Село Новосёлки расположено в одном из считающихся чистыми районов – Брянском. Здесь, на территории Новосельской сельской администрации
находится Новосельская средняя школа. Село расположено вдали от крупных промышленных предприятий, но всё-таки здесь достаточно большое количество автотранспорта.
Вот почему я и заинтересовалась вопросом о состоянии растений на территории нашей школы. Кроме того, мониторинг зелёных насаждений – первый этап в разработке мероприятий по работе над облагораживанием территории школы.
Для работ по инвентаризации зелёных насаждений и выяснения состояния растений я провела следующие исследования.
Основная часть.
Методика исследований.
1.Подготовительный этап.
1) Подготовка материалов и оборудования для проведения полевых работ. (планшеты, карандаши, линейки, резинки, компасы, мерные ленты, рулетки, мерные вилки, бумага)
2) Знакомство с объектом исследования.
3) Составление плана – карты объекта исследования (территории школы)
2.Проведение исследования.
1) Составление плана объекта (или снятие копии с плана)
2) Инвентаризуемый объект разделяется на отдельные участки.
3) На каждом учётном участке проводятся измерения расстояния между деревьями, определяется их положение относительно друг друга, зданий, газонов, тротуаров и т. д. в соответствии со сторонами горизонта.
Деревья наносятся на план-карту участка; каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присваивается порядковый номер в пределах учётного участка.
4) В полевой дневник записывается дата обследования, номер учётного участка и следующие данные:
А) вид насаждений (рядовая, групповая посадка, одиночные экземпляры);
Б) номер дерева или кустарника;
В) порода (род, вид)
Г) диаметр ствола на высоте 1,3 м.
Д) состояние деревьев (кустарников)
- 5 -
Состояние деревьев (кустарников) определяется по следующим признакам:
«хорошее» - растения здоровые, с хорошо развитой кроной, без существенных повреждений;
«удовлетворительное» - растения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др..
«неудовлетворительное» - растения с неправильной или слабо развитой кроной, со значительными повреждениями, ранениями, зараженностью болезнями или вредителями, угрожающими их жизни.
Форма записи результатов обследования:
Вид
насаж-дений
Номер дерева
(куст.)
Порода
(род,
вид)
Диаметр
ствола
(см.)
Коли
чество
стволов
Состояние
примечания
Хор.
Удовл.
Неуд.
2. Практические исследования.
На основании рабочих карт учётных участков составили общую карту зелёных насаждений объекта ( прил.1)
По данным полевых дневников составили паспорт объекта озеленения, в который включили результат обследования по таблице в вышеуказанной форме:
№
учётного участка
Вид
насаж-дений
Номер дерева
(куст.)
Порода
(род,
вид)
Диаметр
ствола
(см.)
Коли
чество
стволов
Состояние
При
мечания
Хор.
Удовл.
Неуд
1
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Берёза
Берёза
сирень берёза берёза берёза берёза берёза берёза
берёза
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза
58
21
-
114
89
84
109
7
78
85
87
87
82
27
130
79
16
92
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+
++++++++++++++++
+
2
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
берёза берёза берёза берёза берёза
82
92
90
93
77
1
1
1
1
1
+++++
3
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза
спирея
берёза берёза берёза берёза
берёза
53
100
87
77
88
8
3
115
107
110
97
118
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+++++++
+++++
+
4
Групповая
посадка
1
2
Берёза
ракита
35
108
1
2
+
+
5
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
Рябина
2
4
3
3
2
2,5
4
3
3
2
4
1
3
2
1
1
1
2
2
1
2
1
++++++++++
+
6
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ракита
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза
берёза берёза
62+52+51+51
91
155
86
2
3
3
3
4
2
2
2,5
2
3
4
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+
++++++++
+++++
+
7
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
6
Рябина
Сирень
Рябина
Сирень рябина
рябина
3
-
2
-
4
3
1
1
1
1
++++++
8
Групповая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза яблоня
крушина
берёза
берёза берёза берёза берёза
62
56
45
53
30
15+43
45
36
11
51
64
34
67
38
49
42
23
17+28
45+40+45
14+12+8+8+8
28
45
15
14
15
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
5
1
1
1
1
1
+++++++++++
++++++++++++++
9
Групповая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
берёза берёза клён
берёза берёза берёза берёза берёза берёза
берёза
берёза
рябина
берёза крушина
берёза берёза
берёза берёза берёза берёза
крушина
берёза берёза
84
75+46
52+69+64
53
115
107
111
85
38
7+9
113
7+14
9
14+8+14
59+59
68+59
42
44
67
79
16+15+9
79
43
1
2
3
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
3
2
2
1
1
1
1
3
1
1
++++++++++++++
+++++++++
10
Рядовая посадка
1
2
Рябина
рябина
2
3
1
1
+
+
11
Рядовая посадка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза
клён
берёза берёза берёза берёза берёза берёза берёза
берёза берёза вяз берёза берёза берёза берёза
берёза берёза ракита берёза берёза берёза берёза
119
104
75+33+61
98
81
97
32
75
92
80
94
75
42
14
16
49
18
18
85
86
61
104
74
35
84
55+72
92
170
53
77
73
45
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
++++++++++++++++++++++++++++++++
- 9 –
3. Результаты исследования
Проанализировав полученные с разных участков результаты, я пришла к следующему выводу:
Состояние растений на пришкольной территории, за исключением нескольких экземпляров, хорошее. Растения здоровые, с хорошо развитой кроной, без существенных повреждений. Одно дерево, поражённое грибом паразитом, я порекомендую спилить, так как оно гриб может заразить стоящие рядом деревья.
В результате проделанной работы я могу сделать заключение, что на территории нашей школы атмосфера достаточно чистая, так как на исследованных растениях не было замечено ни некроза края листа, ни побурения листьев, ни появления уродств.
Негазоустойчивые растения (берёза, сирень обыкновенная и рябина) чувствуют себя хорошо и видимых повреждений не имеют.
Заключение.
Я считаю, что та работа, проделанная мной, оказалась очень интересной, познавательной и полезной. Потому что я попыталась сделать первые шаги в очень важном деле – оценке растительности на территории нашей школы. Проблема озеленения территорий в настоящее время интересует очень многих людей. Тем самым я внесла свой маленький вклад в её разработку.
Эта работа меня очень заинтересовала, и я планирую передать накопленные сведения заинтересовавшимся этой темой учащимся. Это необходимо для того, чтобы разработка дизайна была продолжена и территория вокруг школы радовала глаз, создавала хорошее настроение и ученикам нашей школы, и жителям села, и гостям. Чтобы всем было приятно находится с моей любимой школой.
Список использованной литературы.
М. М. Боднарук, Н.В.Ковылина
«Биология» (дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 кл.), Волгоград, изд-во «Учитель»
Приложение.
1. План-карта здания школы и прилегающей территории, где производились исследования.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615