Статья Учитель в творчестве писателей ХХ века
Учитель в творчестве писателей ХХ века
Среди множества профессий на Земле профессия учителя стоит особняком. Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. И педагогу надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Содружество педагога с детьми нельзя заменить никакими учебниками. Бесспорно, труд учителя благодарен и прекрасен. Великое счастье - встретить педагога, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя мы вспоминаем всю жизнь, рассказываем о нем друзьям и внукам, по нему сверяем всю жизнь.Тема "Учитель-ученик" всегда в центре внимания писателей. В ХХ веке в этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов "Благие намерения", В. Распутин "Уроки французского", Ю.В. Мамлеев "Урок", А. Алексин "Безумная Евдокия", Ю.М. Поляков "Работа над ошибками", В.Быков "Обелиск", Г.Полонский "Ключ без права передачи" и другие.У "учительства", как у всего в этом мире, есть своя история, и литература в разные периоды времени, даже в рамках одного столетия, по - разному изображала учителей. В начале прошлого века образ учителя был наделен высокими моральными качествами. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция - вот что отличало учителя ХХ века.
У Чингиза Айтматова есть удивительная повесть - "Первый учитель". Это не просто история учителя, первого учителя в далеком киргизском аиле, это история нашей страны, такая же яркая, сильная и откровенная. Писатель не просто стремился выразить красками сложную жизнь Дюйшена, наполненную борьбы, он показал тесную связь тяжелого учительского труда и еще только зарождающейся в 1924 году советской власти. Будучи сам малограмотным, комсомолец, и позже коммунист, Дюйшен в починенной и подмазанной глиной бывшей байской конюшне не просто учил безродных и бедных детей чтению и счету, он открыл им новую свободную жизнь. И это был настоящий подвиг. Дюйшен, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, не подозревавший о существовании таких вещей, как программы и методика, отважился детям, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны, показать новый, не слыханный и не виданный прежде мир. Именно за чистосердечный энтузиазм, твердую веру в необходимость своего труда, за человечность и доброту, за добрые помыслы и мечты о будущем любили дети Дюйшена. Изображая учителя, описывая его нелегкий труд в первые годы Советской власти, в годы, когда такие слова, как "школа" и "учеба" были в новинку, и люди не очень-то в них разбирались, считая, что грамота лишь начальникам требуется, Чингиз Айтматов писал о великой власти над своими учениками, об огромной значимости школы и учителя в жизни каждого из нас , о том бесспорном влиянии, которое имеют в нашей жизни годы учебы.
Несколько иной образ учителя воплощен в героине рассказа В. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна - это учитель трудной и голодной эпохи, но эпохи уже нового, сформировавшегося советского гражданина, гордо несущего звание человека. Личность учительницы французского языка окружена своеобразным романтическим ореолом недосягаемости. Однако писатель неоднократно подчеркивает, что при всей неземной необычности у Лидии Михайловны есть другая, очень важная ее черта - внимательный взгляд ,мимо которого не проходит ни одна деталь. Она очень деликатна в проявлении отношений к другим людям. Она могла пожалеть, но не обидеть жалостью. Не случайно, главный герой рассказа представлял учительницу человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных. Именно уроки доброты и человечности оказались главными среди прочих. Изучение французского языка было второстепенным. Нравственный уроки оказались значительно важнее, поскольку долгие годы автор оценивал свои поступки с точки зрения того, насколько они соответствуют тому высокому и настоящему, что дала ему Лидия Михайловна.
Учительница словно передала своему ученику эстафету добра, которую он, если он считает себя человеком чести, должен пронести через всю жизнь и вручить другим. Тяжелое время изображено Распутиным в рассказе "Уроки французского", но это время, благодаря образу Лидии Михайловны, пронизано светом и твердой верой в разрешение всех вопросов, всех проблем.
Однако к концу столетия, вслед за изменяющейся обстановкой в стране, эти принципы стали меняться. В повести "Работа над ошибками" Ю.Поляков показывает, как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями. Старая школа уходит безвозвратно, государство стоит перед необходимостью создать новую школу во имя новой жизни и применительно к новым требованиям существования и культурных запросов, и Ю. Поляков поиск нового учителя осуществляет через образ Андрея Петрушова.
"Работа над ошибками "- это повесть о юности, о дружбе и любви, о нравственном выборе, который стоит перед человеком в любую эпоху. В повести автор обратился к проблемам современной школы и системы образования в целом. "Образование - утверждал писатель, - основа основ любой социальной системы. Учитель, в особенности учитель словесности или истории, волей-неволей становится бойцом идеологического фронта." В повести затронут широкий круг проблем современной школы: закулисные махинации и интриги в педагогическом коллективе, репетиторство, дети акселераты, инфантилизм отдельных учителей, сложности в работе с современными детьми, которые на каждом шагу видят расхождение между словом и делом.
Молодой журналист Андрей Петрушов, временно устроившийся преподаватель русский язык и литературы в школу, чувствует разрыв связи времен и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым - поисками утраченной рукописи талантливого писателя Пустырева, погибшего на фронте. Ему достается класс, где ученикам палец в рот не клади, где всем и вся правит испорченная красотка - отличница, дочь большого начальника. Девичья влюбленность, соперничество, драка между учителем и учеником - все это становится составляющими современной школы. А учителя по-прежнему завалены бумажной работой.
Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Он заинтересовал учеников одной идеей - найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю. Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора: "ну зачем тебе это надо"- не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.
Все персонажи - это реальные фигуры нашей общественной и культурной жизни. В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков, или это наша реальность? Котик соблазняет практиканток, Гиря берет от родителей подношения, Фоменко ради карьеры предает друга, а Максим Эдуардович, тот и вообще с учеником подрался. Вывод напрашивался сам собой - учительство в упадке.
Молодой педагог не может справиться с трудностями, которые встречает в школе, он решает ее покинуть. Андрей Петрушов не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом. В повести нет положительного героя-примера для подражания. Автора волнует другое - как покончить с негативными явлениями в школе.
Несмотря на все недостатки именно учителя спасли Отечество, когда страна была буквально на грани духовного и материального саморазрушения. Не получая порой даже своей мизерной зарплаты, они вставали у доски и учили детей. Они, российские учителя, спасли и продолжают спасать страну!
Правдивое изображение в произведении негативных явлений вызвало горячее одобрение одних и яростное неприятие других - ведь повесть появилась в годы перестройки и нанесла чувствительный удар по бюрократической системе в школе.
Во все времена образ учителя ассоциируется с человеком, который несет свет знаний, радость открытия, повседневную готовность к самопожертвованию во имя высокой идеи. В произведениях писателей ХХ века изображены герои, которые верили в хорошее начало в человеке, ведь без этой веры работа учителя теряет смысл. 2010 год не случайно объявлен Годом учителя. Так хочется верить, что слово Учитель станет значимо для каждого ... Для истории Отечества важно, каким будет Российский Учитель, каким предстанет он перед нашими потомками в литературе ХХI века.