Текст «Флажки» (2-е занятие) Звуки Л — Н открытый урок во 4г классе


Самоанализ урока
по развитию слуха и формированию произношения в 4г классе
с Шараускайте Алдонойучителя слуховой работы Куставиновой Елены Михайловны
Тема занятия: Звуки Л-Н. Текст «Флажки» - 2 занятие
Цель: Закрепить правильное произношение звуков Л-Н в слогах, словах и предложениях.
Задачи: 1. Учить опознавать слухозрительно и на слух речевой материал урока в разных сочетаниях
2. Тренировать в плавном, слитном произношении звуков в речи без искажений и призвуков.
3. Развивать слуховой словарь по теме через создание ситуаций общения
4. Воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Оборудование: ноутбук, карточка с текстом, таблички, рассыпной текст, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка. Индивидуальное занятие состояло из 2 частей: первая часть - формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть занятия проводилась с опорой на слухозрительное и слуховое восприятие с помощью ЗУА, а также без опоры на ИСА. Сочетание работы по РСВ и произношению на занятии продиктовано практической целесообразностью. Взаимодействие слухового и речедвигательного анализатора содействовало более прочному усвоению полученных знаний, актуализации умений, переходу умений в навыки. Структура занятия соответствовала методике: упражнения для дыхания, голоса, артикуляционная гимнастика. Упражнения были целенаправлены, предназначены для коррекции нарушенных звуков: дифференциация носового и ротового выдоха, закреплялось положение языка характерное для произношения данных звуков. Для воспитания навыка самоконтроля за произношением анализировались профили смешиваемых звуков и описание их артикуляции. С этой же целью ученице предлагалось выбрать из речевого потока слова с заданными звуками и повторить их правильно.
Следующий этап работы – это автоматизация произношения звуков во всех позициях в слогах, словах, фразах. Использовались разные виды речевой деятельности: подражание, чтение, дополнение предложений, ответы на вопросы, слушание. Речевой материал был подобран в соответствии с программой обучения в 4г классе, связан с уроками математики, ППО, внеурочной деятельностью. Ученица училась на уроке анализировать его структуру и с учетом полученных навыков правильно произносить его, или исправлять в случае ошибок при его воспроизведении.
Вторая часть – это работа над текстом. Основная форма предъявления речи на этом этапе – устная. Речевой материал подкреплялся табличками для уточнения звуко-буквенного анализа, в случае затруднения ученицы в ответе. В качестве помощи в восприятии материала, для поддержания интереса использовались учебные принадлежности, материалы для аппликации. Это способствовало более прочному усвоению словаря, и являлось той ситуативной основой, которая помогала опознавать на слух сложные задания. На занятии девочка училась слушать, думать, действовать, выполнять задания по тексту в изменённой ситуации. В конце занятия девочка вставила пропущенные слова в тексте, что свидетельствует о том, что речевой материал она усвоила в полном объеме.
Цель занятия достигнута, задачи выполнены.