Рабочая программа объединения по окружающему миру Мир вокруг нас.
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО__________ Заместитель директора школы Директор МБОУ «Школа №8»
Закирова С.Г Хакимуллина Р.М. « » 2014 г.
Протокол № 5 от « ____» ___________ 2014 г. «____» __________2014 г.
по УР МБОУ «Школа №8»________ ______________Г.Н.Белякаева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Кировского района г. Казани
Рабочая программа объединения
по окружающему миру
«Мир вокруг нас»
Закировой Савии Газизовны,
I квалификационная категория
4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № __ от «___» _______2014г
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не даётся даром.
Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, которое 3 ноября 1994г. приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения».
Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Исследования в области охраны природы можно разделить на несколько этапов: предварительный, собственно-исследовательский, результативный, заключительный. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Данная особенность программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований. На занятиях осуществляются межпредметные связи с биологией, географией, химией, технологией, изобразительным искусством.
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры школьников. Цель и планируемые результаты экологического образования и воспитания: сформированность ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Предметные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
- научить оформлять исследовательские работы;
Метапредметные задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
Личностные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать :
· Что изучает экология;
· Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
· Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
· Правила поведения в природе;
· Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
· Главные особенности природы своей местности;
· Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
· Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
· Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
· Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
· Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
· Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
· Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
· Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
· Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
· Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
· Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
· Проводить подкормку птиц;
· Охранять растения и животных;
· Озеленять территорию школы;
· Выполнять исследовательские проекты.
Основные требования к знаниям детей
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий;
- место и роль человека в природе;
- меры по охране неживой и живой и природы;
- многообразие растений и животных, условия их жизни;
- охраняемые растения и животные своей местности;
- значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира;
- о биосфере как глобальной экосистеме;
- о месте человека в экосистеме Земли;
- редкие и исчезающие виды растений и
животных своей местности
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- соблюдать правила поведения в природе;
- вести наблюдения за животными, оказывать помощь;
- собирать материал по состоянию окружающей среды и ее охране;
- пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
- самостоятельно работать с источниками информации;
- принимать участие в охране природы.
№ п/п
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
2
Глобальные и региональные экологические проблемы. Биогеография Республики Татарстан
2
1
1
3
Неживая природа посёлка Красная горка: вода
4
1
3
4
Неживая природа посёлка Красная горка: воздух, почва
4
2
2
5
Экологический мониторинг
6
2
4
6
Причины возникновения экологических проблем локального характера и пути их решения
4
1
3
7
Поселок, в котором хотел бы я жить
4
1
3
8
Природа и человек
5
1
4
9
Природа и наука
2
1
1
10
Природа как единое целое
2
1
1
Итого
34
12
22
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие
Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Мир вокруг нас». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Глобальные и региональные экологические проблемы. Биогеография Республики Татарстан
Теоретические занятия - Игра-викторина «Охрана природы в республике Татарстан». Беседа на экскурсии «Состояние окружающей среды посёлка Красная горка». Подготовка и проведение экологического марафона
Практические занятия - Выбор маршрута и закладка экологической тропы.
Форма организации - беседа, игра, экомарафон, защита творческих проектов.
Неживая природа Красная горка посёлка : вода
Теоретические занятия - Беседа в классе «Проблема чистой воды и здоровье человека». Конкурс фанпроекта «Посёлок будущего»
Практические занятия - Операция «Река Волга». Операция «Родничок». Мониторинг воды. Определение цветности воды.
Форма организации - беседа, игра, конкурс, защита творческих проектов.
Неживая природа посёлка Красная горка: воздух, почва
Теоретические занятия - Аукцион экологических знаний, экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник»
Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Мониторинг воздуха. Мониторинг почвы.
Форма организации - конкурс, защита творческих проектов, аукцион.
Экологический мониторинг
Теоретические занятия – мониторинг водной среды, почвенный, мониторинг воздушной среды, мониторинг в быту.
Практические занятия – определение активной реакции воды. Изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории.
Форма организации занятий – беседа, игра, викторина, задание и отчёт о проделанной работе
Причины возникновения экологических проблем и пути их решения
Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности»
Практические занятия – участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага), Озеленение пришкольной территории.
Форма организации занятий – беседа, защита творческих проектов
Поселок, в котором хотел бы я жить
Теоретические занятия – беседа: «Мой поселок», экскурсия «Наш край»
Практические занятия – подготовка материалов для экологического проекта, отчет об экскурсии в природу.
Форма организации занятий - беседа, экскурсия, защита творческих проектов.
Природа и человек
Теоретические занятия - Дискуссия «Радиация и здоровье человека в Республике Татарстан». Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей.
Практические занятия - Выставка поделок из природного материала.
Форма организации – беседа, дискуссия, выставка, турнир знатоков, защита творческих проектов.
Природа и наука
Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль учёных в преобразовании природы Республики Татарстан»
Практические занятия - Установка скворечников для птиц. Операции «Первоцвет», «Мой двор – моя забота»
Форма организации – беседа, защита творческих проектов, устный журнал.
Природа как единое целое
Теоретические занятия -Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды». Экскурсия «Природа нашего края»
Практические занятия Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника.
Форма организации – беседа, защита творческих проектов, устный журнал.
Методическое обеспечение
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:
по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе
по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.
В связи со сложностью подготовки и проведения в экологическом воспитании пока не нашли широкого применения Диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.
Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Одной из форм общественных ЭКТД является пресс-бой.
ЛИТЕРАТУРА
для учителя
1. Агесс П. «Ключи к экологии», 1982г. Л.
2. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998г.
3. Бобылева Л.Д. «Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе», Тамбов, 1988г.
4. Бобылева Л.Д. «Игра в экологическом образовании старшеклассников», Москва, 2000г.
5. Будыко Н. «Глобальная экология», Москва, 1977г.
6. Грехова Л.И. «В союзе с природой» С., 2002г.
7. Голубев И.Р. «Окружающая среда и её охрана», Москва-просвещение, 1985г.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, 1984г.
9. Зверев И.Д. «Проблемы социальной экологии», Москва, 1984г.
10. Иванова Г. «В судьбе природы - наша судьба», Москва, 1990г.
11. Израэль Ю.А. «Экология и контроль состояния природной среды» Л., 1979г.
12. Кашлев С.С. «Педагогические условия развития экологической культуры учащихся», Минск, 2001г.
13. Морозов Г.И. «Глобальная экологическая проблема», Москва, 1988г.
14. Моррис Т.К. «Тайны живой природы», Москва, 1996г.
15. Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г.
16. Новиков Ю.В. «Природа и человек», Москва, 1991г.
17. Сидоренко Г.И. «Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения», Москва, 1987г.
для учащихся
1. Браул В. Настольная книга любителя природы. Л. 1985г.
2. Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы – прогресс 1983г.
3. Верзилин Н.М. «Путешествия с домашними растениями», Л., 1980г.
4. Дмитриев Ю. Соседи по планете М.1981г.
5. Зверев И.Д. «Экологическое образование школьников», Москва, 1983г.
6. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, 1998г.
7. Ремизова Г.Л. Войди в зеленый мир – М. Просвещение 1995г.
8. Суравегина И. Экология и мир Москва 1994г.
9. Чижова В.П. «Учебные тропы природы», Москва, 1989г.
10. Цветкова И.В. «Экология для младших школьников», Ярославль, 1997г.
15