Природоохранная деятельность в школе.
Юниорский лесной конкурс «ПОДРОСТ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Локотская средняя общеобразовательная школа»
Школьные лесничества в условиях модернизации образования
Подготовила учитель биологии Коськова Тамара Алексеевна.
с. Локоть 2014г.
Оглавление.
Значение леса для современного человека...........................................................3
Природоохранная деятельность в школе.............................................................. 4
Школьное лесничество........................................................................................... 16
Экологическое образование в нашей школе..........................................................27
Биологический вечер на тему «Берегите лес!»………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………38
Значение леса для современного человека
Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).
Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности - тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.
В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».
Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)Источник энергии (дрова)Строительный материалСырьё для производства (производство бумаги)Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания) К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления. В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса.
Природоохранная деятельность в школе.
Задачи природоохранной деятельности:
Установление гармоничных отношений ребенка с природой;
Развитие научно-исследовательской деятельности, способствующей поддержанию интереса учащихся к природе;
Сохранение психического, физического и нравственного здоровья детей;
1 . Направления и формы экологического воспитания:
Пропаганда экологических знаний;
Школьное лесничество;
Озеленение территории вокруг школы
2. Практическая значимость работы:
Экологическое воспитание и экологическое образование учащихся;
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.
Повышение мотивации учащихся к обучению.
Профессиональное самоопределение учащихся.
Природоохранная деятельность детей, как средство воспитания экологической культуры, предполагает систему мероприятий, направленных на охрану природы.
В связи с тем, что природоохранная деятельность состоит из комплекса мероприятий: природоохранные акции, просветительские экологические мероприятия и творческие конкурсы, его реализация позволяет вовлечь в природоохранную деятельность большое количество детей и подростков, повысить экологическую грамотность детей.
В рамках природоохранной деятельности в течение учебного года проводится ряд экологических мероприятий, акций.
Начало реализации природоохранной деятельности было положено проведением акции «Мусора больше нет». В ходе этой акции каждый год очищаем овраги от мусора на площади примерно 1,5 га.
Уборка прошла на территории школы.
«Посади дерево!» - посадка кустарников и деревьев на территории школы.
3429086360
Экскурсии в лес
Походы
Сажаем цветы на клумбе.
«Каждому скворцу по дворцу» - учащимися было изготовлено и развешено 20 штук скворечников.
«Каждой пташке наша кормушка».
Под таким лозунгом участники очередной акции вышли в школьный двор. К этому дню было изготовлено множество кормушек, принесены семечки и различные крупы, но самое главное – были напечатаны листовки, призывающие кормить зимой птиц. Но повесить кормушку – это лишь полдела, необходимо, чтобы она не пустовала. И учащиеся внимательно за этим следили.
Акцией «Елочка - живи!» участники пытались обратить внимание на проблему вырубки деревьев. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме еще раз, в школе на линейке было дано объявление, что наше лесничество проводит продажу ели и сосны.
«Охрана муравейников».
«Наблюдаем за ростом и развитием сосны обыкновенной»
« Собираем желуди» .Наши учащиеся принимают активное участие в сборе желудей . В 2013 году было собрано 1тонна 120кг желудей.
Школьное лесничество
Лесничество «Росток» - это добровольное объединение обучающихся школы на основе общности желания более глубокого познания природной сущности леса и конкретного участия в сбережении и приумножении лесных богатств родного края.
Список школьного лесничества «Росток»:
1. Витков Николай
2. Курасов Александр
3. Барыкин Дмитрий
4. Грибов Михаил
5. Щербаков Максим
6. Харченко Дмитрий
7. Чмелев Вадим.
8. Чичин Виталий
9. Чичин Роман
10. Мироненко Илья
11. Мироненко Мария
12. Коськов Иван
13. Коськова Надежда.
Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.
На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено 174 га леса.
Мы принимаем участие в посадках леса – 0,5 га, заложили лесной питомник – посажена сосна на площади 2 га, где мы проводим наблюдения за её развитием
Лесной питомник
Фенологическое наблюдение за развитием дуба.
Члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанных сохраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывали помощь лесному хозяйству впроведении лесохозяйственных мероприятий, агитации и пропаганды, акций
природоохранной направленности, вели активную работу по экологическому образованию
и экологическому просвещению населения, учились познавать и беречь окружающий мир.
Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия
экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии сосформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу,
оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить
по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если
встретится дикое животное.
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокимизнаниями о связях человека с природой.
Одна из масштабных задач, стоящих перед человечеством, – воспитание человека с новым мышлением и правильным отношением его к природе. Многое в ее реализации способна сделать система образования. Такие качества, как позитивное отношение к природе, понимание ее законов, сути происходящих в ней явлений и процессов, должны вырабатываться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Задачи школьного лесничества
1.Образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы
государственного лесного фонда; овладение теоретическими и прикладными знаниями вобласти экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления,
лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней;
2. Воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и егообитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию;
3. Социальные: развитие у учащихся социальной активности, через оказание помощи
организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных мероприятий;
улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе,
развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация;
4. Пропагандистские: организации и проведение профилактических мероприятий поохране и защите государственного лесного фонда; пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации;
5. Практические: овладение технологиями и практическими навыками проведения
лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и посев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников.Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на основании договора
между МБОУ « Локотская общеобразовательная средняя школа» в лице директора школы Коськова Андрея Ивановича с одной стороны и директора ОГУП « Рыльсклес» Гамова С.Н. и начальника отдела лесного хозяйства Курской области по Рыльскому лесничеству Исютина Александра Ивановича с другой стороны . Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы
по принципу, принятому в лесном хозяйстве и закрепляются в соответствии с настоящим
положением за конкретными группами учащихся на период их работы в школьномлесничестве.
Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического
воспитания и образования учащихся, экологического просвещения населения.
Члены школьного лесничества могут участвовать в выполнении следующих видов работ:
- посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями;
закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними; выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и так далее;
- участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров,
выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом;
- охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических
мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных,изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников и так далее;
- сбор лесных семян деревьев и кустарников (без подъема в крону деревьев),
- проведение фенологических наблюдений; опытническая и учебно-исследовательская работа
- организация и проведение тематических экскурсий;
- пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах,
тематических праздниках и других мероприятиях лесохозяйственного направления.
Управление школьным лесничеством
Высшим органом в школьном лесничестве является совет школьного лесничества:
1. Харченко Дмитрий – лесничий
2. Чичин Роман – помощник лесничего
3. Чмелев Вадим – помощник лесничего
Охрана труда
Члены школьного лесничества проходят обучение по охране труда в виде вводного
инструктажа, первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого
инструктажа при выполнении разовых работ.
Члены школьного лесничества допускаются к работе только после проверки их
знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и
соответствующей записи в журнале по охране труда.
Педагогические работники, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые круководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной безопасности.
Члены школьного лесничества работают только в дневное время, не допускаются к работе с ядохимикатами.
Запрещается использование труда членов школьного лесничества для выполнения
работ в зонах радиоактивного загрязнения.
Организация и проведение мероприятий.
март
1. Беседа: «21 марта - Международный день леса».
2. 22 марта - Всемирный День Воды, или Всемирный день водных ресурсов.
3. Конкурс «Мы любим тебя, лес!» Фотовыставка
4. 29-30 марта Дня защиты Земли
5. Изготовление и развешивание кормушек, птичьих домиков, скворечников
апрель
1 Организация и проведение Международного дня птиц
2 Выпуск школьной газеты ко «Дню птиц».
3 Конкурс рисунков, посвященный «Дню птиц».
4 Викторина «Лес и человек», конкурс плаката «Защитим лес!»
5 Экскурсия в лес
6 Весенняя акция «Посади дерево и сохрани его».
7 Наблюдение по темам: прилет птиц, начало цветения растений.
8 Проведение общего собрания членов школьного лесничества.
9 Изготовление и развешивание кормушек, птичьих домиков,
май
1 Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым планом.
2 Экскурсия в лес.
4 Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения населенного пункта.
5 Собрание-встреча с руководителями Лесхоза.
июнь
1.Конкурс кроссворд и викторин о лесе.
2.Выпуск фотогазеты «Лес – наше богатство».
3. Выставка книг « Кто в лесу живет? Что в лесу растет?»
4. Игра «Устами младенца» о птицах.
5 Экскурсия в лес.
сентябрь
1. Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым планом.
2. Проведение исследовательской (опытнической) работы в оответствии с планом.
3. Выставка-конкурс букетов цветов, композиций из лесных материалов.
4. 15 сентября-15 октября – Месячник охраны природы
5. Прогулка в лес.
6. Неделя в сентябре Всемирная акция «Очистим планету от мусора».
7.Беседа «15 сентября (третье воскресенье) - День работников леса, Российский День леса».
октябрь
1. Осенняя акция «Посади дерево и сохрани его».
2. 5 октября - Всероссийская акция "Живи, лес".
3. 5-6 октября Всемирные дни наблюдений птиц.
4. Тематические экскурсии, походы и прогулки в лес
5. Трудовые десанты.
6. Собрание-встреча с руководителями Лесхоза.
7.Прогулка в осенний лес.
ноябрь
1. Проведение лесохозяйственных работ на закрепленной за ШЛ территории лесфонда в соответствии с принятым планом.
2. Прогулка в лес.
3. Экологическая игровая программа "Лес — живая память»
декабрь
1. Экскурсия в лес.
2. Изготовление и развешивание кормушек, птичьих домиков.
3. Природоохранная акция «Елочка живи!»:изготовление листовок и плакатов и их развешивание на территории населенного пункта с призывом населения к сохранению
хвойных деревьев.
4. Организация и проведение фотовыставки «Лес красив в любое время года»
5. Подведение итогов работы школьного лесничества за год.
Оказание практической помощи отделу лесного хозяйства по защите, охране леса и его восстановлению:
На основе составленного договора между «Рыльсклесом» и Локотской средней школой по практической помощи лесхозу провести следующие мероприятия:
- акцию «Здоровый лес»;
- очистить лес от мусора;
- в целях обеспечения противопожарной безопасности разместить 2 аншлага по охране леса;
- распространить среди населения противопожарные листовки - 50 шт.;
- развесить скворечники и разместить кормушки для лесных санитаров-птиц;
-на участке лесного фонда школьного лесничества провести следующие мероприятия:
- обследовать состояние сосны, выявить вредителей
- провести акцию «Посади своё дерево»;
- провести уход за посадками ели первого года на площади 0,3 га:
прополка, кошение, подсчёт приживаемости и больных особей;
- создать бригаду учащихся по сбору желудей
- провести замеры прироста за год сосны обыкновенной ,ели европейской на опытной площади;
Результаты проделанной работы:
Эколого-просветительская деятельность предусматривает написание проектов, культурно-просветительскую работу, создание презентаций, конкурсы плакатов по охране леса: «Осторожно – молодые саженцы», «Не затопчи»; «Мой лес – моё богатство»; конкурсы рисунков, фотоконкурсы.
Наряду со старшеклассниками, исследованиями природы увлеклись учащиеся младших классов. Их работы: «Как долго растет лес?», «Лес, музыка, здоровье!»
Такие работы способствуют пониманию прекрасного, проявлению чувства любви к родной природе, которое не позволяет поднять руку на живые растения, на животных. Это чувство должно родиться от той удивительной красоты природы, от эмоционального ее восприятия, от беспокойства, станет ли посаженная мною маленькая елочка красавицей – великаном.
Особое внимание уделяется пропаганде по профилактике лесных пожаров. Проведены занятия на тему: «Отчего горят леса?»:
- Лесные пожары как следствие неосторожного обращения с огнем.
- Причины загораний и лесных пожаров.
- Последствия лесных пожаров.
- изготовлено аншлагов - 1 шт;
- уход за посадками – 2 га;
- озеленение (посажено деревьев) – 7 штук
- собрано желудей дуба - 1т120 кг
- изготовлено: 20скворечников
-начата работа по огораживанию муравейников.
Профессиональная ориентация учащихся.
Учащиеся 11 классов выбирают биологию на ЕГЭ. В 2012 году поступило 2 ученика, в 2013 тоже 2 ученика в Курскую сельскохозяйственную академию
Пропаганда экологических знаний:
- Биологический вечер «Берегите лес!»
- Познавательно – развлекательная игра « По просторам биологии»
- Звездный час «Птицы»
- экскурсии
- разгадывание кроссвордов и викторин