Программа внеурочной деятельности Дорогою добра 5-6 классы
Комитет по образованию Администрации Локтевского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ремовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Заседание ШМС
Протокол №___ от _______ Согласовано:
_________Г.Н. Щербакова Зам директора по УВР Утверждено:
Директор МКОУ «Ремовская СОШ»
____________ М.А. Маслова
Приказ №____ от __________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
( ОДНКНР)
Светская этика
Разработала: Щербакова Г. Н.
п. Ремовский 2016 год.
Пояснительная записка
Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Для того, чтобы выполнить социальный заказ, школе необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.
Реализация программы направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.
Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Общая характеристика программы:
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-6 х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.
Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.
Направление программы – социальное.
Объем программы – 34 часа в каждом классе
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
развитие и приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
формировать нормы светской морали;
дать представления о светской этике;
познакомить учащихся с основами культур;
развивать представления о значении нравственных норм;
обобщить знания о духовной культуре и морали;
развивать способности к общению;
формировать этическое самосознание;
улучшать взаимоотношения детей и родителей;
противодействовать суициду детей.
Принципы реализации Программы:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля
Личностные результаты
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, рели-
гии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах светской этики;
• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре-шать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Тематическое планирование 5 класс
№ Дата Тема занятия
Сентябрь
1 «Будем знакомы, будем друзьями»
(день рождения коллектива).
2 Мои права и обязанности. Ознакомительный час «Права и обязанности ученика»
3 Акция «Чистый дворик»
4 Проект «Безопасный маршрут домой»
Октябрь
5 Равнодушие и жестокость. Дискуссия «Красивый человек»
6 Игра « И еже ли вы вежливы…»
7 Изготовление подарков бабушкам и дедушкам ко дню пожилого человека
8 Беседа о нравственности «От улыбки хмурый день светлей!»
Ноябрь
9 Милосердие и сострадание. Конкурсы рассказов «Добрые руки человеческой помощи»
10 Акция «Сохраним школьную мебель»
11 Правда и ложь. Урок правовых знаний «Путешествие в страну Справедливости».
12 Порядочность. Диспут «Что такое хорошо и что такое
плохо»
Декабрь
13 Гражданин России. Классный час «Символика России»,конкурс рисунков.
14 Игра – путешествие «Рецепты хорошего
тона»
15 Викторина по природе и экологии
16 Мастерская Деда Мороза
Январь
17 Зимние забавы (игры на снегу)
18 «Тропа испытаний» (заочное путешествие по родному краю).
19 Акция «Книжкина больница»
Февраль
20 Профилактическая программа
«Полезная привычка»
21 Традиции воспитания. Конкурсы рассказов «Расскажу о хорошем человеке»
22 Мужество. «Вперед, мальчишки!» - участие в
мероприятиях месячника, посвященного Дню защитника Отечества.
23 Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Март
24 Праздничная программа «Для милых дам!»
25 Доверие и доверчивость. Диспут «Вместе дружная семья»
26 Терпимость и терпение. Тренинг «Мир эмоций».
Апрель
27 Совесть. Час откровения «Копилка добрых дел»
28 Профориентационный час «Не имя красит человека»
29 Учись учиться. Интеллектуальный марафон «Корзина знаний»
30 Речевой этикет. Игра «Позвони мне, позвони!»
Май
31 Честь и достоинство. Акция «Георгиевская ленточка»
Час исторического знакомства «Чье детство пришлось на военные годы»
32 Принять участие в субботнике по благоустройству школьного двора
33 Операция «Цветочная клумба»
34 Самовоспитание. Волевой баланс «Хочу – могу – надо»
Тематическое планирование 6 класс
№ Дата Тема занятия
Сентябрь
1 Беседа «Умей ценить время»
2 Дискуссия «Подросток и мода»
3 Конкурс скороговорок
4 Операция « Уж осень во дворе» (уборка школьной территории)
Октябрь
5 Конкурс чтецов «Посвящаем тебе учитель!»
6 Игра с элементами викторины «Тайны живой природы»
7 Операция «Чью старость утешил, кого осчастливил» ко дню пожилого человека
8 Спортивный час «Ловкие, сильные, смелые!»
Ноябрь
9 Тренинг «Будь толерантен- попросту терпим».
10 Экологическое занятие «Что такое зоопарк»
11 Праздник «А мамины глаза..»
12 Час вопросов и ответов «Вредные привычки»
Декабрь
13 Диспут «Кого мы называем добрым и честным»
14 Праздник «Серебренный звон России»
15 Конкурс рисунков «Мое родное село»
16 В гости к Деду Морозу
Январь
17 Зимние игры народов мира
18 Путешествие по Эрмитажу
19 Беседа «Обязанности пешеходов»
Февраль
20 Путешествие в страну этикета «Если ты идешь в гости»
21 В гостях у сказки «Сказка ложь , да в ней намек»
22 Рыцарский турнир
23 Акция «Живи, учебник!»
Март
24 ««Мисс Лада»-игра-конкурс для умелых и находчивых девочек
25 Устный журнал «Секреты коллекцианирования»
26 Беседа «Доброжелательность и грубость»
Апрель
27 Развлекательный калейдоскоп «Смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно»
28 Профориентационный час «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
29 Интеллектуальный игра« Что, где, когда?»
30 Игра «Позвони мне, позвони!»
Май
31 Акция «Георгиевская ленточка»
Час исторического знакомства «Города-герои»
32 Принять участие в субботнике по благоустройству школьного двора
33 Операция «Цветочная клумба»
34 План – проект «Летний вернисаж»
Прогнозируемые результаты
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества;
-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;
-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции;
-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике -учащиеся имеют представления о национальных ценностях;
-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;
-сформировано представление о истории страны, религиях России;
-у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;
-учащиеся имеют представления об отрицательном влиянии СМИ;
-сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям;
-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;
-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
-у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание -у учащихся развит интерес к природе;
-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;
-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;
-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.
Материально-технического обеспечение:
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
Используемая литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников..-2004-2007.- №1-9.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994.
М.Т. Студеникин. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса. 2011 г
Электронные ресурсы
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
«Большая перемена» Сайт для школьников и их родителей www.newseducation.ru