Написание сочинения — рассуждения на лингвистическую тему (обучение)
Урок русского языка в 9 классе
«Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему (обучение)»
Оборудование: тетради, ручки, распечатки – демовариант 2015 г., карточки – типы речи, магниты, на доске – Написание сочинения – рассуждения; чистая доска, хороший мел, по 2 парты для 5 групп.
Ход урока:
Проверка готовности к уроку, приветствие.
– Тема сегодняшнего занятия на доске – Написание сочинения – рассуждения. Скажите, умение сочинять – рассуждать где вам может пригодиться?
(на экзамене часть 3 – сочинение; в жизни, ведь рассуждать – это значит доказывать свою правоту, свою точку зрения).
- А что нужно делать, чтобы научиться писать сочинения – рассуждения? (тренироваться в их написании, запоминать уч. материал, чтобы использовать его для аргументации ).
- Обязательно нужно помнить, по какому плану строится обычно рассуждение. На доске материал, который касается всех трёх типов речи: повествования, описания и рассуждения (озвучить). Кто напомнит план написания сочинения – рассуждения и составит его у доски? (один человек у доски).
- Запишите число, тему урока в тетради.
3. – Сейчас обратимся к распечаткам (1 экземпляр на парту). Это демонстрационный вариант экзаменационной работы на 2015 год. Найдите «Часть 3. Задание 15.1». Прочитаем задание (1 ученик).
- Итак, (обращение к схеме на доске) в качестве тезиса используем (слова Паустовского).
- Два аргумента находим в (в тексте Бориса Васильева).
- Что с выводом? (делаем его сами).
4. – Мы с вами учимся ещё только выполнять подобные задания, поэтому сегодня сочинение пишем коллективно. Один человек работает у доски, остальные на местах. У вас в тетрадях появится образец сочинения, а на доске мы проверим грамотность работы, потому что на экзамене можно будет заработать дополнительные баллы:
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки - 2
Допущено две-три ошибки - 1
Допущено четыре и более ошибки - 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок - 2
Допущено три-четыре ошибки - 1
Допущено пять и более ошибок - 0
- Начинаем писать с тезиса. Снова обратите внимание на слова Паустовского. Со словами известного писателя 20 века согласимся или будем доказывать обратное?
- Записываем первое предложение (у доски и на местах): Со словами известного русского писателя 20 века Константина Георгиевича Паустовского можно согласиться: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".
- Докажите на примерах, что русским словом можно передать многое (назвать предмет, действие, описать свои чувства и эмоции, словами описать картину, характер музыки – БОГАТЫЙ и РАЗВИТЫЙ у нас язык; целиком высказывание звучит так: «Звучание музыки, блеск красок, шум садов, громыхание грозы, детский шёпот. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения).
- Добавляем в тезис наши наблюдения (у доски и на местах): Наш родной язык отличается богатством, высоким уровнем развития. Примерами из текса Бориса Васильева докажем справедливость данного утверждения.
- Переходим к аргументам. Их надо найти в тексте.
- Чтение текста, текст особый, к юбилею Победы ( ).
- Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека (тот, кто у доски, присоединится к вам). Задача каждой группы – найти 1 аргумент из текста. Из предложенных вами аргументов мы выберем 2 наиболее удачных для сочинения (в группах учащиеся поворачиваются друг к другу, сам. работа).
- Слушаем ваши аргументы, выбираем два из них для сочинения.
- Продолжаем писать сочинение (1 человек у доски):
В качестве первого аргумента можно использовать слова Танечка, Таня, внучка; бабуля, Анна Федотовна, она; две девочки и один серьёзный мальчик, ребятишки, дети, делегация; горечь и обида; обеспокоил, удивил, обидел; угас, умер, погиб (в предложениях ). Это синонимы, благодаря которым автор избегает повторов при назывании героев книги или раскрывает душевное состояние героини.
Слово Танечка из первого предложения образовано суффиксальным способом. Уменьшительно-ласкательный суффикс ечк помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Экспрессивные выражения трус несчастный, только пикни, наплачешься (из предложений 34,37) служат характеристикой старшей девочки, побывавшей в гостях у Анны Федотовны. Она агрессивная, бесцеремонная и неделикатная.
Метафоры душа молчала, голос сына не звучал, письма вынули из души (в предложениях 51,53) передают горькие чувства, которые переживала Анна Федотовна, обнаружив пропажу писем – единственной памяти о сыне.
- Остаётся вывод. С какого вводного слова его начнём? (Итак, таким образом).
- Вывод подтверждает тезис, повторяет, но другими словами, каким он у нас будет? Таким образом, мы убедились, что возможности русского слова бесконечны. Нужно лишь научиться пользоваться этим богатством и бережно к нему относиться.
5. Итог, рефлексия.
- Подсчитайте количество слов в сочинении (не меньше 70).
- Проверим грамотность у Что заметили?
- Сегодня мы попробовали написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, использовав в нём сведения из разных разделов лингвистики, науки о языке. Оно обязательно будет на экзамене. Сейчас спросите сами себя: «Мне под силу выполнение такого задания?»
- Если вы поняли, что сочинение-рассуждение реально написать, если потренируешься, выходите к доске! (это результат, не должно только остаться таких, которые заявляют: «Не буду писать сочинение, не знаю, что писать!» Баллы за все части суммируются и влияют на оценку!)
- На других уроках мы займёмся заданием 15.2 и 15.3. Посмотрите, что вас ожидает и чего не было в прошлом году (распечатки, зачитать)
- Спасибо за работу!
15