Тренинг Шаг на встречу
Яркополенская общеобразовательная школа
Тренинг на тему:
«ШАГ НА ВСТРЕЧУ»
Подготовил
Педагог – психолог
Яркополенской ОШ
Семильченко Татьяна Александровна
Джанкойский район - 2014
ТРЕНИНГ «ШАГ НАВСТРЕЧУ»
Цель: показать значимость толерантности поведения во время
взаимодействия с другими, закрепление знаний участников о
компонентах толерантности, совершенствование умений
толерантного общения.
Материалы: листы А4, А1 и А3, маркеры, стикеры, ножницы, скотч, плакаты:
«Толерантность», «Пушка», «Карта Крыма», «Черты
толерантной личности», карточки с набором семей.
Ход тренинга
I Вступление просмотр мультфильма о толерантности
Объявление темы и цели тренинга (2 мин).
В современном мире существует много культур. Это диктует необходимость каждому человеку взаимодействовать с представителями других культур. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать. Существование в поликультурном социуме – проблема каждой личности, группы людей и отдельных институтов. Ее основой является толерантность как универсальный принцип человеческой жизнедеятельности.
Крым – яркий пример столкновения народов, этносов, культур и цивилизаций.
Сегодня Вы станете участниками психологического тренинга, целью которого является показать значимость толерантности поведения во время
взаимодействия с другими, закрепление знаний участников о компонентах толерантности, совершенствование умений толерантного общения.
Упражнение на знакомство «Карта» (5 мин).
Цель: познакомить участников друг с другом. Создать условия для эффективной работы.
Заранее нарисованная карта Крыма вывешивается на доске. Участникам раздаются стикеры в виде домиков, на которых необходимо написать следующую информацию: Ф.И.О, 3 жизненных принципа (девиз).
После этого каждый участник проводит презентацию своего домика и наклеивает его на карту.
Принятие правил работы в группе (3 мин).
Цель: определить правила продуктивной работы группы во время тренинга, создать благоприятный психологический климат.
Для того чтобы достичь гармонии в работе, необходимо выработать правила работы, которыми будут руководствоваться участники.
Группа методом «Мозгового штурма» составляет правила эффективного взаимодействия, отвечая на вопрос: «- Что нужно сделать для того, чтобы работа группы была эффективна?», которые записываются на плакате «Правила».
Примерные правила: открытость, принцип «здесь и сейчас», не критиковать, активность, уважение, доверие, регламент, правило поднятой руки, обсуждение не человека, а проблемы, слушать и слышать, чувство юмора и др.
Упражнение «Винни Пух» (5 мин).
Цель: Определить ожидания и получить обратную связь.
Участникам предлагается на липких листах несколькими словами написать свои ожидания от тренинга. Затем по очереди наклеить их на плакат с изображением пушки, при этом озвучивая свои мысли.
- Я надеюсь, что ваши ожидания будут оправданы!
Вопрос: «Что дало нам это упражнение?»
Вывод: благодаря этому упражнению мы лучше узнали друг друга и разрядили атмосферу в группе.
II Основная часть.
Информационное сообщение «Что такое толерантность?» (7 мин)
Цель: сосредоточить внимание участников на основных аспектах толерантности, дать объективную информацию.
Интерес к толерантности как одной из сторон человеческой психики и социальной жизни появился сравнительно недавно.
Термин «толерантность» возник в прошлом тысячелетии. Современное понятие толерантности во многом связано с деятельностью философов XVI-XVII столетий, которые восстали против «терпения нетерпимости» и жестких религиозных столкновений. Последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. Английский философ Д. Локк поднял впервые вопрос о необходимости воспитания толерантности в «Очерках в терпимости 1667 года и в «Письмах о терпимости» 1685 года.
Наиболее важным результатом деятельности философов того времени было признание толерантности общей ценностью и компонентом мира и понимания между религиями, народами и другими социальными группами.
Сложность понимания понятия «толерантность» заключается в его разном значении в разных языках. Оно зависит от исторического опыта народов.
Tolerance (англ.) – готовность и способность быть терпимым, без протеста воспринимать личность;
Tolerance (франц.) – отношение, которое допускает, что другие могут думать либо действовать не так, как ты; уважение к свободе другого, его способу мышления, поведения, политическим и религиозных взглядов;
Tolerance (испан.) – способность признавать отличное от своих личных мыслей, мировоззрение;
Kuan rong (китайск.) разрешать принимать, быть по отношению к другим доброжелательными;
Tasamul (арабск.) – прощение, мягкость, милосердие, сочувствие, доброжелательность, терпимость;
В персидском – терпение, выносливость, готовность к примирению.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то.
В украинском языке существует два слова с подобным значением: «толерантность» и «терпимость». Чаще употребляют слово «терпимость». Оно означает способность, умение мирится с другим мнением.
В последнее время понятие «толерантность» стало международным термином. Оно имеет содержание, в основе которого – общее значение данного слова в любом языке Земли.
Итак, толерантность (от лат. tolerantia – стойкий, терпимый, допускающий отклонения) – личностная черта человека, терпимое отношение к чужому мнению, религии, поведению, уважение достоинства и прав других людей; способность поставить себя на место другого человека. Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Генеральная Конференция ЮНЕСКО объявила 1995 год – годом толерантности и приняла Декларацию принципов толерантности, и день 16 ноября назван Международным Днем Толерантности.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности.
? Что же такое толерантность?
Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово толерантность мы изобразили в виде солнца. Давайте, изобразим Ваши ответы в виде лучиков.
терпимость прощение уважение прав других 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
милосердие уважение человеческого достоинства
Игра «Толерантность» (15 мин.).
Цель: привить уважение к людям разных национальностей, закрепить навыки общения с представителями разных народов.
Участникам методом жеребьевки предлагаются карточки:
Чеченец-чеченка, еврей-еврейка, грузин-грузинка, негр - негритенка, китаец-китаянка, индус-индуска, француз-француженка, итальянец-итальянка, азербайджанец-азербайджанка, кореец – кореянка, грек – гречанка, татарин – татарка, русский – русская, украинец - украинка и др.
Представьте, что в этой роли Вы живете 1 месяц.
- Что в Вашей жизни изменилось?
- Что в Вашей жизни не изменилось?
- Как теперь к Вам относятся Ваши друзья?
- Что изменилось в Вашем характере?
- Чем вы можете помочь в жизни своего коллектива?
- Стесняетесь ли Вы своей новой роли?
После ответа на вопросы участники игры объединяются по парам и сравнивают свои ответы. Затем проходит коллективное обсуждение результатов. Подведение к выводу, что главное в общении с людьми чувство терпимости, уважения, какую бы мы не играли роль в жизни, в любой ситуации нужно, прежде всего, оставаться человеком.
Работа в группах «Два мира» (15 мин).
Цель: обобщить представления участников о толерантном и интолерантном поведении, привести к выводу о необходимости жить по принципам толерантности.
Участники объединяются в 2 группы (по принципу день-ночь) и получают лист ватмана, фломастеры, газеты, журналы, ножницы, клей. Тренер говорит о том, что сегодня в каждой группе есть удивительная возможность и создать свой мир – «Мир толерантности» и «Мир интолерантности».
Обращая внимание на особенности качества и собственные желания, участникам предлагается создать коллаж своего мира, своей страны и назвать его. На протяжении 10 мин группа работает над созданием коллажа.
Затем представитель от группы представляет коллективные наработки.
Обсуждение.
Вывод: сравнив два противоположных мира, мы наглядно видим, что человек, живущий в мире добра, взаимопонимания, терпимости и людьми разных религий, наций, культур чувствует себя личностью, которая может раскрыть все свои лучшие качества, может принести пользу своему народу, окружению. Человек, живущий в толерантном мире, по-настоящему счастливым и дарит это счастье, любовь окружающим его людям.
Диагностика «Что означает быть толерантным» (15 мин).
Участникам раздаются анкеты с чертами толерантной личности. Такой же набор качеств написан на плакате. По результатам всех анкет формируются представления группы о толерантной личности.
Анкета «Черты толерантной личности»
Черты толерантной личности
Черты, которые есть у меня
3 главные черты толерантной личности
Представление группы о толерантной личности
Интерес к людям
Умение слушать
Эмпатия
Терпимость
Альтруизм
Тактичность
Чувство юмора
Уважение других
Отказ от давления и насилия
Признание прав других
Принятие других такими, какие они есть
Взаимопонимание
7. Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:
- И мира тоже.
III Заключительная часть.
1. Ожидания «Вини Пух» (5-7 мин).
Что интересного, важного вы вынесли из тренинга напишите на липких листочках в виде звездочек Если ваши ожидания осуществились, то мы увидим красивый праздничный салют в честь дружбы, взаимопонимания и мира между народами нашей Земли.
2. Подведение итогов, прощение.
Притча о гвоздях.
Жил-был мальчик с ужасным характером. Как-то отец дал ему мешок с гвоздями и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то поругается. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. Со временем он научился владеть собой, и количество забиваемых гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче научится владеть своими эмоциями, чем забивать гвозди.
Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал, что в этот день он не забил ни одного гвоздя.
Тогда отец велел сыну вытаскивать из забора по одному гвоздю, в тот день, когда он не потеряет самоконтроль и ни с кем не поссорится.
Проходили дни и со временем сын смог сказать отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец подвел сына к забору и сказал: «Ты хорошо ведешь себя, но посмотри, сколько дырок осталось Забор никогда не будет таким, каким был когда-то».
Когда вы с кем-то ссоритесь и говорите ему что-то неприятное, вы оставляете у него такие же раны, как эти дыры от гвоздей. И раны остаются, невзирая на то, сколько раз потом вы попросите прощение. Словесные раны причиняют такую же боль, как и физические.
Не оставляйте на своем пути эти дыры. Не забивайте гвозди вражды, непонимания, и жестокости в души людей. Будьте толерантными.
толерантность
15