Тема: «Использование интерактивной доски в работе с детьми» обобщение опыта работы
Методическое объединение воспитателей первых младших групп ДОО Георгиевского муниципального района
Тема: «Использование интерактивной доски в работе с детьми»
обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №8 «Солнышко»
с. Новозаведенного»
Пуртовой Л.Н.
2017 год
Слайд 1.
Использование интерактивной доски в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Опыт работы.
Введение
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы, развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах (в законе «Об образовании Российской Федерации» и ФГОС ДО), признается важнейшим национальным приоритетом. Одними из приоритетных задач дошкольного образования являются:
Слайд 2. Приоритетные задачи дошкольного образования.
разработка механизмов эффективного использования технологий практико-ориентированной деятельности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
разработка элементов, связанных с формированием информационных умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
разработка элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
увеличение масштаба применения игровых технологий в образовательном процессе.
Слайд 3.
В решении данных задач все шире проявляется роль интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».
Слайд 4.
Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютером, ноутбуком, интерактивной доской, мультимедийным оборудованием, Интернет.
Слайд 5.
Алексей Николаевич Леонтьев - психолог, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], доктор педагогических наук определил, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Новые задачи, поставленные перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и ФГОС ДО. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы
Согласно ФГОС ДО, игра развивает творческую активность, инициативность, воображение, самостоятельность ребенка Способность ребенка предвосхищать последствия своих действий и прогнозировать оценку своего поведения другими детьми и взрослыми. Через игру ребёнок определяет свое место в системе общественных отношений. Игра способствует развитию субъектности ребенка, его самого. Ребёнок осознаёт свое «Я».
Дошкольник должен учиться через игры. Идя в ногу со временем, современный воспитатель применяет в своей работе интерактивные игры, которые проводятся при помощи интерактивной доски.
Актуальность педагогического опыта.
Слайд 6.
Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс и повысить его эффективность. Компьютер для ребенка не только развлечение, но и инструмент познания окружающего мира.
Интерактивные игры значительно расширяют возможности предъявления информации, позволяют усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.
Слайд 7.
Интерактивные игры формируют познавательный интерес дошкольников, развивают основные психические процессы:
речь;
внимание;
мышление, интеллект, творчество;
память;
воображение.
Слайд 8.
Образовательные области применения интерактивных игр:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Описание передового педагогического опыта, его сущность.
За годы работы в системе дошкольного образования я поняла, что опыта владения традиционной методикой дошкольного воспитания и обучения и желания педагога недостаточно для успешного педагогического воздействия. Дети иногда не проявляют желания и заинтересованности к организованной образовательной деятельности, им не всегда интересны рассматривание статичных картинок или однообразные действия с предметами, фигурами, счетным материалом.
В этом случае одним из средств оптимизации процесса обучения и воспитания могут служить инновационные формы работы.
Работать с интерактивной доской я начала сравнительно недавно (один год). Для применения интерактивной доски я использовала свои навыки:
начальные знания устройства компьютера;
работа в программах: Word , PowerPoint;
практика работы в Интернете.
Большая площадь поверхности превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.
Возможности интерактивной доски позволяют детям выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, что способствует формированию графических навыков и развитию мелкой моторики.
Пока, в основном я использую интерактивную доску, как большой компьютерный экран.
Создание игровой образовательной среды с помощью использования интерактивной доски и применения интерактивных игр в процессе воспитательно-образовательной работы позволяет мне повысить мотивацию к познанию и приобретению новых знаний, закреплению приобретённых представлений у дошкольников.
Методика применения интерактивных игр позволяет мне активизировать и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 9.
Преимущества применения интерактивных игр перед традиционными методами и приёмами обучения:
1. Быстрота подачи информации;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика интерактивных игр способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
4. Позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;
5. Возможность моделирования жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать и пронаблюдать в повседневной жизни;
6. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности.
Применение мною интерактивных игр помогают мне дать детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни, а также проявить ростки дружбы, общие переживания, открыть большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, умение договариваться.
В ОО «Речевое развитие» Интерактивные игры являются важным звеном и условием реализации задач речевого развития. В таких играх как: «Начинаю говорить», «Кто живёт в лесу», «Игры для Тигры» осуществляется решение многих задач речевого развития.
Интерактивные физминутки очень любимы детьми. Они учат дошколят целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере; совершенствуют движения ребенка; повышают его физическую активность и эмоциональное благополучие.
Слайд 10.
Теоретическая база опыта применения интерактивной доски интерактивных игр.
Экспериментально установлено, что:
при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции; использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия;
Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания образовательной и предметно-развивающей среды, что является главной целью дошкольного образования
Слайд 11.
Интерактивная доска выполняет следующие функции:
мотивационная;
коммуникативная;
развлекательная;
самореализации;
терапевтическая (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности);
диагностическая;
коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру позитивных показателей).
социализация (усвоение норм человеческого общения.
Успех любой игры зависит от её организации. Она состоит из трёх этапов:
1. Подготовительный
2. Проведение игры
3. Подведение итогов игры.
Интерактивные игры и задания обогащают представления детей, развивают речь, память, внимание, мышление, воображение, расширяют кругозор, заряжают энергией, дети испытывают радость – значит цель достигнута. Приступая к обучению, я стараюсь почувствовать настроение воспитанников: есть ли у них желание узнать что-то новое, или, наоборот, они утомлены и ничем не интересуются. Именно работа по методике “применения интерактивных игр” помогает мне целенаправленно создать атмосферу, которая помогает эффективно решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Слайд 12.
В процессе игры я создаю условия, способствующие активному вовлечению всех воспитанников в образовательную деятельность.
Мои функции, как педагога в использовании интерактивной доски:
инструктирующая
тренерская
руководящая
оценочная
Основными принципами является:
- опора на индивидуальные особенности воспитанников;
- создание и поддержание атмосферы творчества;
- реализация потребности ребёнка в развитии;
- тщательный отбор информации;
- соблюдение гигиенических требований
В своей практике я соблюдаю следующие гигиенические требования к применению интерактивных игр.
Использую интерактивные игры один раз в день, не чаще трёх дней в неделю;
Непрерывная продолжительность игровых упражнений не превышает
для детей до 3х лет до 5 минут; 3-4 лет- 5 минут, 5-6 лет – 10 минут, 6-8 лет 15 минут, для детей с хронической патологией, часто болеющих время применение сокращаю;
если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом;
При использовании просмотра на интерактивной доске детей располагаю на расстоянии не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана;
после деятельности с использованием ИКТ провожу гимнастику для глаз.
Слайд 13.
Педагогический мониторинг показал, что гармоничное соединение применения интерактивных технологий с традиционными методами обучения способствуют значительному повышению эффективности образовательного процесса.
Вывод .
Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Спасибо за внимание.
Литература:
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М., 2011.
5.Ларских З. П. Психолого – педагогические проблемы использования компьютерных игровых программ в обучении и развитии дошкольников: Материалы к курсу по выбору – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011.
6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
8. Бузмакова Светлана Владимировна http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-buzmakova/ispolzovanie-ikt-tehnologii-pedagogom-dou.html.
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15