Отчет о деятельности волонтерского отряда
Социальный проект «Волонтерский отряд».
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств детей и подростков, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.
В основе волонтерского движения лежит принцип «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому!» Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - безвозмездно помогать людям.
В апреле 2014 в МОУ гимназия №1 был создан волонтерский отряд «Улыбка» на базе параллели 6-х классов.
Цель социального проекта – воспитание гражданской активности школьников на опыте решения актуальных социальных вопросов.
Характеристика проекта:
- Групповой. Преимущество группового проекта неоспоримы: формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее полно и разносторонне, на каждом этапе работы над проектом выделяются свои лидеры, элемент соревнования повышает мотивацию и положительно влияет на качество выполнения проекта.
- Практико-ориентированный. Добру не учат вербальными методами, поэтому проект нацелен на решение конкретных задач, четко обозначен с самого начала результат, значимый для жизни класса, гимназии, микрорайона, города.
- Долгосрочный. Проект (реализуется в течение года), разбит на под проекты.
Волонтерство - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Программа волонтерского движения призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Дети строят образовательную, общественную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями.
Процедуру работы над проектом можно разделить на 6 этапов:
- Подготовительный (определение руководителей проектов, поиск проблемного поля, выбор темы и её конкретизация, формирование проектной группы).
- Поисковый (уточнение темы проекта, анализ проблемы, постановка цели проекта).
- Аналитический – анализ имеющейся информации, поиск оптимального способа достижения цели. Пошаговое планирование работ, анализ ресурсов.
- Практический (выполнение запланированных операций, текущий контроль, внесение необходимых изменений в конструкцию и технологию).
- Презентационный (презентация проекта, изучение возможности использовать результаты проекта).
- Контрольный (анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта).Основными направлениями волонтерской деятельности в гимназии являются: социальная помощь пожилым людям, детям, трудовая деятельность, помощь животным, экологическая защита
Социальная проблема, которую мы выбираем для решения, анализируется по следующим параметрам: важность для региона, актуальность для определенных социальных групп, возможность ее реализации силами учащихся. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Как же найти социально-значимую проблему? Вот некоторые приемы: операция «Оглянись вокруг!», «Посоветуйся с родителями», соцопрос местных жителей, гимназистов, анализ материалов средств массовой информации
Методические приемы мотивации детей: показ фильма о проекте, приглашение детей на защиту проекта другими детьми, аналитическая беседа о ситуации, экскурсия, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач.
В течение 2014-2015 учебного года были реализованы следующие краткосрочные проекты.
№ Название проекта Сроки реализации Результат
1. Помощь приюту животных «Вита». Сентябрь 2014 Передано питание, предметы ухода за животными. Нашли новых хозяев две собаки.
2. «Чужая жизнь – уже не мелочь!». Октябрь 2014 Собраны средства и переданы в семьи гимназистов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Акция «Подарок ветерану». Октябрь 2014 Скомплектовано 50 подарков для ветеранов пансионата «Туношна».
4. Концерт ко Дню пожилого человека. Ноябрь 2014 Концерт в пансионате «Туношна».
5. Благотворительный концерт «От сердца к сердцу». Ноябрь 2014 Средства переданы семье учащегося, страдающего тяжелым заболеванием.
6. Акция «Ветераны живут рядом». Декабрь 2014 Скомплектовано 30 подарков для ветеранов Фрунзенского района.
7. Новогодняя благотворительная ярмарка. Декабрь 2014 Средства переданы в семьи учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
8. Детям Донбасса Январь 2015 Сбор игрушек, канцелярских товаров для детей Донбасса.
9. Сбор добровольных пожертвований для реконструкции памятника на Смоленском кладбище Март 2015 Собраны средства и установлен новый памятник погибшим воинам.
10. Книга Памяти Апрель 2015 Написаны для Книги Памяти 45 работ в прозе и в стихах. Книга Памяти передана в музей гимназии.
Ожидаемые результаты волонтерской деятельности.
На уровне общества:
- поддержка имиджа Российской Федерации, как социально ориентированного государства.
На уровне гимназии:
- создание условий для социально-значимой деятельности волонтеров, организация площадки для взаимодействия в системе общественных отношений и объединения единомышленников;
- создание, разработка принципов, механизмов и технологий работы с волонтерами, кураторами и лидерами групп;
- создание развивающих педагогических условий, способствующих эффективной социализации воспитанников;
- содействие формированию общества равных возможностей, в первую очередь, в молодежной среде;
- подготовка кадрового потенциала для социальных служб и госструктур.
На уровне гимназистов:
- формирование высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
- овладение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
- участие в акциях;
- организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
- формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.