Некоторые формы работы на уроках сольфеджио со слепыми учащимися


Игровые формы работы
со слепыми детьми в классе музыкально-теоретических дисциплин на начальном этапе обучения
Преподаватель МБУ ДО«ДМШ им.В.В.Андреева»
Сотник Ольга Васильевна
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде, чем я начну зачитывать свой доклад. Разрешите поблагодарить организаторов за предоставленную возможность участвовать в конкурсе и конференции, за возможность поделиться своим небольшим опытом работы со слепыми детьми, за возможность получить новый опыт, новый багаж знаний и начать следующий учебный год с новыми идеями.
Для начала я хотела бы познакомить Вас с деятельностью школы, в которой я работаю со слепыми детьми, а после поделиться некоторыми приемами и формами работы со слепыми учащимися в классе музыкально0теоретических дисциплин.
СЛАЙД 1 Проблема творческого развития слепых и слабовидящих детей во многих городах России остается актуальной. В учреждениях дополнительного образования остро стоит вопрос об условиях, способствующих системному формированию творческого развития детей с ограниченными физическими возможностями, а разработка новых форм и методов обучения (учебных программ, методических рекомендаций и инновационных методик преподавания) пока что не нашла достаточного отражения.
В городе Нефтеюганске вопрос о необходимости реализации музыкального образования детей с ограниченными возможностями по зрению находит свое практическое решение в Детской музыкальной школе имени В.В. Андреева. С осени 2012 года в музыкальной школе ведется работа по обучению музыке слепых и слабовидящих детей. СЛАЙД2 В настоящее время на отделении фортепиано обучаются четверо учащихся с депривацией зрения. (Это 0,6% от общего числа обучающихся в МБУ ДО «ДМШ им.В.В.Андреева»). Во 2 классе – 1 учащийся, в 3 классе – 1 учащийся, в 4 классе – 2 учащихся.
СЛАЙД3 Адаптивная образовательная программа МБУ ДО «ДМШ им.В.В.Андреева» для обучения слепых и слабовидящих детей рассчитана на 7 лет обучения и включает в себя реализацию следующих дисциплин:
- фортепиано (1-7 год обучения), сольфеджио (1-7 год обучения), слушание музыки (1-3 год обучения), музыкальная литература (4-7 год обучения), нотная грамота Брайля (2-7 год обучения), вокал (как «предмет по выбору»). Выпускники получают свидетельство о начальном музыкальном образовании. После окончания музыкальной школы ребята могут поступать в средние музыкальные учебные заведения.
СЛАЙД4 Как известно, «Сольфеджио» в процессе обучения юного музыканта играет огромную роль. Именно этот предмет вырабатывает определённую систему знаний и навыков для их последующей музыкальной деятельности. Развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса – всё это цели преподавания предмета сольфеджио.
На начальном этапе обучения детей с нарушением зрения в ДМШ мы сталкиваемся со множеством сложностей, которые требуют индивидуального подхода к каждому учащемуся и нахождения приемов и методов в обучении. В этот период обучения в музыкальной школе наибольшие трудности вызывают: развитие и воспитание чувства музыкального ритма, ориентировка на клавиатуре и в пространстве, формирование двигательной свободы, свобода оперирования музыкальными представлениями. Поэтому необходимо на уроках использовать такие формы работы, которые не только способствовали бы преодолению перечисленных трудностей у учащихся, но и прививали интерес и любовь к музыке.
Разработка и использование нетрадиционных форм обучения, это не только эффект новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
К.Э. Циолковский, писал: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Это и есть путь развития творческого ума, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого развития является игра. Игра имеет большое значение в жизни любого ребенка. Только на первый взгляд кажется, что игра это легко и весело. На самом деле она требует от ребёнка максимум энергии, выдержки и самостоятельности.
Особенно важны игровые приёмы на начальном этапе обучения. У большинства детей ещё не сформирована мотивационная готовность к познавательной деятельности. Они готовы играть, но не готовы учиться. Поэтому детей привлекает игра, это их естественная форма существования. А музыка представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью игровых ситуаций.
В данной статье мы выделим некоторые игровые формы работы на уроках сольфеджио, способствующие формированию основных качеств юного музыканта.
В нашей практике на начальном этапе обучения в качестве разминки используются упражнения для развития двигательной свободы, предложенные О.Г.Наумовой в статье «Специфика обучения игре на фортепиано слепых детей» («Дерево», «Клоуны»). Учитывая разную степень сложности психофизического состояния детей, период развития двигательной свободы у каждого ребёнка проходит индивидуально.
СЛАЙД5 При изучении понятия «длинные и короткие звуки» в нашей практике используются счётные палочки разной длины. Ребёнку предлагается спеть (сыграть) своё имя на определенной высоте (например, Вла – ди – слАв) и определить количество длинных и коротких звуков в слове, а после выложить счётные палочки соответствующей длины в соответствующем порядке. По этому же принципу строится игра «Магазин», где один из учащихся является продавцом, а другой – покупателем. Продавец придумывает «товар», который он хочет продать (например, Яб – ло – ко), а покупатель выкладывает палочки в соответствующем порядке определенной длины. Продавец проверяет правильность выполненного задания, и если покупатель верно выложил палочки, то «товар» считается купленным.
СЛАЙД6 При изучении длительностей, а также метро-ритмических соотношений в нашей практике используется игра «Паровоз». Ученикам предлагается шагать под весёлую песню сначала целыми длительностями, после половинными, четвертными, восьмыми и даже шестнадцатыми. С каждым уроком задача усложняется: нужно не только шагать на месте, но и петь одновременно, либо предложить «паровозу сбавить ход» - т.е. прошагать длительности в ином порядке (шестнадцатые, восьмые, четвертные, половинные, целые). Постепенно можно вводить движение вперёд и назад, не стоя на месте. Данное упражнение доставляет массу удовольствия детям. СЛАЙД7
СЛАЙД8 Следующая форма работы «Добрый день» выполняет большие задачи: развивает пространственную ориентацию, чистоту интонации и чувство лада у учащихся. При изучении новой тональности педагог выступает в роли тоники, а учащийся должен дойти до этой тоники. Ученик, стоя на определенном расстоянии от педагога, должен дойти до тоники, с каждым шагом пропевая ноту либо нижнего, либо верхнего тетрахорда предложенной тональности. Важно, чтобы учащийся в момент допевания до тоники оказался около педагога. Таким образом воспитывается умение связывать между собой движение, слуховое восприятие и пространственную ориентацию.
«Ниточка»
СЛАЙД9 Эта форма работы позволяет через осязание определить длительность мелодии, направление движения мелодии, а также развить моторику пальчиков. Учащийся называет свой любимый звук и поёт его (насколько хватит дыхания) на самостоятельно выбранной высоте. Пока ученик поёт, педагог отматывает ниточку. После чего преподаватель раскладывает ниточку в какой-нибудь форме, а учащийся с помощью пальчиков следит за направлением ниточки и поёт свой звук соответственно её направлению. Т.е. если ниточка идет вверх, то и звук идет вверх. Таким образом, движение мелодии становится не каким-то абстрактным понятием, а проживается с помощью осязания. Это графическое изображение музыки. И такие упражнения полезны для всех учащихся.
«Зоопарк»
СЛАЙД10 Это упражнение, кроме чувства звуковысотности, также развивает чувство ритма.
Педагог подготавливает две ниточки. Учащемуся предлагается выбрать двух любых животных, издающих определенные звуки («гав», «мяу», «му», «хрю» и т.п.). Ниточки раскладываются на парте одна выше, вторая ниже. Преподаватель двигает рукой учащегося то на верхнюю, то на нижнюю ниточку, отстукивая по ним определенный ритм. Учащийся в это время должен воспроизводит звуки животных в предложенном ритме. После каждому животному присваивается определенная нота (например, верхняя ниточка – соль, нижняя – ми). И упражнение выполняется заново уже с пропеванием нот.
«Интервальная эстафета»
СЛАЙД11 Игра для закрепления построения интервалов.
Ученики по - очереди строят какой – либо интервал, сидя за фортепиано. Следующий строит от той ноты, на которой закончил предыдущий. Со временем дети могут давать друг другу задание на построение любого интервала и выступать в роли учителя, проверяя правильность построения по слуху. Эту же игру можно использовать в более старшем возрасте при изучении аккордов.
СЛАЙД12 Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и импровизатором одновременно. Для лучшего усвоения нового материала и его закрепления в нашей практике используются следующие пособия: «Весёлое сольфеджио» (автор М.Червоная), - все правила зарифмованы; «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» (автор Т.Яценко), все темы даны в виде сказок; «Неправильное сольфеджио» (автор О.Камозина) – вся теория представлена в виде песенок.
СЛАЙД13Также учащимся нравится изучать музыкальные инструменты по звуковому плакату «Весёлый оркестр». С его помощью дети учатся запоминать названия инструментов и их звучание.
СЛАЙД14 Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения. Д.Б. Эльконин, советский психолог, педагог говорил: «Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей …»
Таким образом, опыт показывает, что игровые формы работы на уроках сольфеджио при регулярных и систематических занятиях, положительно сказываются на музыкальном развитии учащихся. Кроме того, они прививают интерес и любовь к музыке, что является главной задачей педагога-музыканта.
Литература
Адаптивные технологии в учреждениях культуры как средство приобщения людей с нарушениями зрения к музыкальному искусству: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб ГБУК «Государственная библиотека для слепых и слабо-видящих» [сост. Т.Н. Серова]. СПб., 2014.
Агапова И., Давыдова М.. Развивающие музыкальные игры. М., 2007.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., «Музыка», 1971.
Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей, МГК им. Чайковского, 2004.
Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону, 2010.
Литвак А.Г. Тифлопсихология. Дефектология. М., 1985.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., «Музыка», 1982.
Червоная М. Весёлое сольфеджио. Минск, 2001.
Шустова Т.Л. Нотная грамота. Пособие для начинающих незрячих музыкантов. М., ООО «ИПТК «ЛОГОС» ВОС», 2002.
Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. С-Петербург, 2014.