Урок музыки Песни о любимом городе
Тема: «Песни о любимом городе»
Цель: Формирование духовно-нравственных основ народных традиций родного края путём анализа музыкальных, художественных и литературных произведений наших современников.
ХПИ: «Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?».
Оборудование:
Ход урока:
I Организационный момент.
Учитель: Начать наш урок я хочу такими стихами:
Душа Сибири в песню вложена,
Послушай как поёт душа:
Глотками песню заворожено
Испей как воду из ковша.
На берегах крутых рождённая,
Где кедры встали в полный рост,
В июльский зной - она студеная,
Как печка – жаркая в мороз.
На край земли за ней последую
И к небесам готов взлететь,
И песня стала непоседою,
На месте её не усидеть
Ответьте, пожалуйста – какая главная мысль в них выражена? (Ответ детей).
Эти стихи подчёркивают мысль о том, что песня – удивительный жанр музыкального искусства, без которого невозможно представить нашу жизнь. А где в жизни мы встречаемся с песней? Для чего нужна песня человеку? Она не только выражает чувства, настроение человека, писавшего её, но может и повлиять на человека, слушающего её, взбодрить, успокоить, развеселить. Одним словом – «нам песня и строить и жить помогает».
Вообще музыка обладает необычайной силой. Она может проникнуть в наш внутренний мир, музыка способна затронуть доселе невидимые струны души, способна сделать более красивым, добрым и отзывчивым любого человека. И это происходит, когда мы открываем ей свою душу. Послушайте знакомую уже вам песню нашего москаленского композитора Галины Маханьковой «Москаленская земля» и подумайте, мог ли равнодушный человек написать такую музыку?
Прослушивание песни «Москаленская земля» Г.Маханьковой .
Анализ произведения:
- Ответьте, какими чувствами наполнена песня? (Ответ детей).
Только человек, переполненный чувством любви к родному краю, умеющих восхищаться его скромной красотой, способен искренне передать и душевный трепет, и восторг. И это не может не найти отклик в сердцах слушателей. Я уверена, что каждый из вас испытал на себе воздействие песни нашего композитора. И я предлагаю передать свои чувства в исполнении.
Исполнение песни «Москаленская земля» Г.Маханьковой .
Учитель: - Обобщить всё вышесказанное я хочу стихами Теслёнок Екатерины, ученицы 7 «Б» класса нашего москаленского лицея:
Москаленки
Родные места: поля и пригорки,
Меж чистой листвы зеленеют околки.
Здесь люди живут умно и красиво,
Здесь нету таких, кто бы предал Россию.
Поселок родной утопает в деревьях.
Здесь в салки играют, там слышится смех.
И люди хлопочут в соседних деревнях,
На рынок сбираются - тоже не грех.
У всех на устах Полежаев, Бикбавов,
И новый роддом и национальный проект,
И воинов наших великая слава
Берлин, Кабул, Грозный – великий перфект.
Здесь русский и немец, казах и татарин
Гуляют все вместе и дружно живут,
И вместе страдали, и жизнь поднимали
В тяжелые годы! И сейчас проживут!
Красивое место – Зелёная Балка-
Экологов туры в родные места,
Есть, что рисовать у природы с натуры,
Творить и учиться лет хоть до ста.
В бескрайних просторах великой России
Жемчужиной в сердце своем берегу-
Москаленки родные, такие большие,
Такие любимые. Здесь я живу!!!
Анализ произведения.
Учитель: - Деревни, посёлки, города, как и люди, непохожи друг на друга, каждый из них имеет не только свой неповторимый облик, но и свою судьбу. Когда и как началась жизнь нашего города Омска? Судьбу нашего города определил поход Ермака.
Наш Омск существует ПОЧТИ три века, история у него очень богата и знать её важно для каждого культурного человека. Сегодня мы начнём писать музыкальную летопись нашего города. И она, как любая другая будет начинаться «давным-давно»
На экране мультимедийная презентация «Как это было»
На фоне презентации звучит рассказ о походе Ермака.
Учитель: - Одну из таких исторических страниц столкновения казаков с татарами отразил в своёй картине «Покорение Сибири Ермаком» русским художником Суриковым.
Анализ произведения:
Каково общее настроение картины? (самый напряжённый момент боя, картина полна движения, порыва).
Что помогло создать такое настроение? (тёмные краски с серо-свинцовым отливом).
Как вы думаете, чем может закончиться битва поражением или победой русского войска? (Ответ детей).
Учитель: - Ермак был легендарным героем. И не случайно ему было посвящено множество произведений искусства. Замечательный русский поэт Рылеев написал «Думу о Ермаке». Она была настолько пронизана интонациями, близкими к народным былинам, что послужила источником создания народной песни. Прослушайте и скажите – с какой интонацией она звучит?
Прослушивание русской народной песни «Еромак».
Анализ произведения:
Интонации – повествовательные, величественные, широкие, размашистые, суровые;
Музыка – неторопливая, сдержанная, полная внутренней силы.
Сравнительный анализ:
Давайте сравним интонации картины и музыки.
Что объединяет эти произведения? (Дети отвечают).
Что вы знаете о дальнейшей судьбе Ермака? (Дети отвечают).
Учитель: - За успехи освоения Сибири царь Иван Грозный даровал Ермаку кольчугу с царского плеча, именно она и подвела Ермака. В их стане появился предатель, татары напали на Ермака ночью:
Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремиться в волны.
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней –
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Волы седые рассекает
Плывётуж близко челноки,
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Так, подаренная царём кольчуга, стала причиной гибели Ермака.
- Закончилось ли освоение Сибири с гибелью героя?
Подводя итоги урока, ответьте мне на такой вопрос – так «Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?»
Вывод: Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры.
Д/З: подготовить сообщение на тему «Как изменялась жизнь нашего края» (проследить на примере песенного жанра).
·
·
·
·
·
·
·
·>Заголовок 1@Заголовок 26Заголовок 3HЗаголовок 4Ў:15тNОсновной текст с отступомVОсновной текст с отступом 21VC:\Documents and Settings\женя\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Документ1.asd19C:\Documents and Settings\женя\Desktop\урок по Омску.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·z z z