Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 2 класса.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 класс
пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса на 2014 -2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2010).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно- научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоениеразличных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методыи формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественнойжизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебныедиалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решениязадач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программыимеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем(моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующихнорм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги длячтения по экологической этике.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальнойшколы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальнойшколы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2010.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 классаначальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2010.
6. Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.
7. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
8. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.2 класс. - М.: Просвещение, 2011.
учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1 Где мы живём? 4
2 Природа 19
3 Жизнь города и села 10
4 Здоровье и безопасность 9
5 Общение 7
6 Путешествия 19
Итого 68
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения Количествочасов Диагностический и практический материал
1 четверть 18 часов практическая работа 4
экскурсия 1
проверочная работа 1
стартовая диагностика 1
2 четверть 14 часов практическая работа 2
экскурсия 1
тест 1
промежуточная диагностика 1
3 четверть 20 часов практическая работа 3
тест 3
проверочная работа 3
4 четверть 1 6 часов практическая работа 1
экскурсия 2
тест 1
итоговая диагностика 1
Итого: 68 часов практическая работа 10
экскурсия 4
тест 5
проверочная работа 2
диагностика 3
содержание программы (68 часов)
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая насприрода. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла длявсего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха иводы, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки,уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород.Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие дляживотных; животные - распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламываниеветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Нашдом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт,торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский,грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, ихохрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя,других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня.Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоятьвозле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приёмгостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественныхместах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (15 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов:река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение кприроде весной и летомИзображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основныхприёмов чтения карты.
Резерв - 3 часа
требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
• распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные;деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
• правилам поведения в природе;
• называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
• называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
• распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
• называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
• называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия«холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и еёстолицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
• различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой иживой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученныерастения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения вприроде под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
• различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села),трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
• использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другимилюдьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
• определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.У второклассника продолжается:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамичноизменяющемся и развивающемся мире;
5) формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося,развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.У второклассника продолжается:
1) процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления;
2) процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действияв соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебных и практических задач;
7) формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признаватьвозможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагатьсвоё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических идр.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) процесс овладения базовыми предметными имежпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости занациональные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейныхархивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценкипредметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня иего превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы поокружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития иоценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебныхдействий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательногоплана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатовобучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начальногообщего образования ФГОС;
• динамика результатов предметнойобученности, формирования универсальныхучебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремлениявтороклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, наформирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устнойформе. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверкатолько одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока Вид работы Тема
2 Стартовая диагностика Входная
6 Практическая работа № 1 Измерение температуры
8 Экскурсия № 1 В гости к осени
10 Практическая работа № 2 Знакомство с горными породами и минералами
12 Практическая работа № 3 Распознавание деревьев, кустарников и трав
13 Проверочная работа Качество усвоения программного материала за первую четверть
15 Практическая работа № 4 Знакомство с представителями дикорастущих икультурных растений
17 Практическая работа № 5 Отработка приёмов ухода за комнатнымирастениями18 Практическая № 6 Отработка приёмов ухода за животными живогоуголка22 Тест № 1 Природа
28 Промежуточнаядиагностическая работа Итоговая работа за 1 полугодие
29 Экскурсия № 2 В гости к зиме. Сезонные изменения в природе
31 Тест № 2 Жизнь города и села
37 Практическая работа № 7 Отработка правил перехода улиц
40 Тест № 3 Здоровье и безопасность
44 Практическая работа № 8 Отработка основных правил этикета
47 Тест № 4 Общение
49 Практическая работа № 9 Определение сторон горизонта по компасу
54 Экскурсия № 3 В гости к весне
56 Практическая работа № 10 Освоение основных приёмов чтения карты
61 Итоговая диагностическая работа Качество усвоения программного материала заучебный год
66 Гест № 5 Путешествия
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь вклассе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемымматериалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картиныАрктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную картузвёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
- рельефные модели равнины, холма, оврага;
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- модель торса человека с внутренними органами;
- муляжи грибов, фруктов и овощей;
- макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений(по возможности);
- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного фая);
- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметыухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбораприродного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат ивидеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиесядействуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства,сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточныйматериал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы(свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть,семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).