План-конспект урока по окружающему миру на тему Земля — планете Солнечной системы (2 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Земля- планета Солнечной системы.
ФИО (полностью) Павличук Лариса Юрьевна
Место работы МБОУ Савоськинская средняя общеобразовательная школа № 5
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 2
Тема и номер урока в теме Земля- планета Солнечной системы.
Урок № 35, по разделу – урок №2.
Базовый учебник
Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2ч. Ч 2 /Н.Ф. Виноградова. -6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160с.: ил.
8. Цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий, направленных на решение следующих задач:
Предметные:
Образовательная: воспроизведение в назывании условий жизни на Земле, как главном отличии от других планет Солнечной системы, составление небольшого рассказа по теме, формирование разнообразных представлений о природе, и элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных понятиях, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Здоровьесберегающая: сохранять физическое и психическое   здоровье школьников.
Развивающая: обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (понимать главную мысль научного текста).
– формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
развивать навык самостоятельного умственного труда, воспитывать трудолюбие, развивать кругозор, творческие способности.
Формируемые УУД: 
личностные: умение соотносить информацию с имеющимися знаниями, формирование основ экологической культуры.
регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 
познавательные:
способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.), установление причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 
коммуникативные:
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и признавать различные точки зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Тип урока: Урок изучения нового материала
10.Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, диалог
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; учебное пособие Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс Ч 2 /Н.Ф. Виноградова. -6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160с., тетрадь на печатной основе; программные средства Microsoft PowerPoint, Microsoft Word; карточки со словами:
11.Структура и ход урока.
Этапы урока Цели этапов урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку, настрой на активную плодотворную деятельность.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка к усвоению материала.
Активизация знаний. Цель: проверить д/з Повторение усвоенных ранее знаний, необходимых для усвоения нового материала.
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового.
повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в деятельности.
Физкультминутка. Релаксация.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Открытие новых знаний с помощью моделирования, усвоения информации, работы с научным текстом.
Первичное осмысление и закрепление Выполнить дифференцированную работу в группах.
Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности. Обобщить сведения, полученные на уроке. Полученный результат соотнести с поставленной целью, фиксация неразрешенных затруднений.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Уточнить выполнение работы, сделать запись в дневниках.
12. Ход урока.

п/п Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
1. Организационный момент. Приветствует учеников, настраивает их на работу:
Читает стих:
Слушают учителя, настраиваются на активную, плодотворную работу. 0,5
2. Мотивация обучающихся к учебной деятельности. Музыка /песня:
Л. Лещенко «Притяжение Земли».
Презентация «Притяжение Земли. Предлагает посмотреть презентацию и внимательно прослушать песню.
Организует беседу по вопросам:
- как вы думаете, какая Галактика упоминается в песне?
- о каких картинах природы упоминается?
- на какой планете можно увидеть такие уголки природы? - почему мы – дети Земли? Слушают, смотрят презентацию с фото родной природы малой родины и страны.
Принимают участие в беседе, слушают отвечающих:
Отвечают на вопросы:
- Млечный Путь
- поля, дороги, горы, степи
-на планете Земля
- родились и живём на Земле 2
3.
Активизация знаний.
Предлагает отгадать загадки и определить тему урока:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она большущий шар.
- назовите тему урока
- что хотели бы узнать о нашей планете? Поставим перед собой задачи урока.
На доске вывешиваются таблицы: тема и задачи урока. Слушают, отгадывают загадку и называют тему урока:
- Земля
- Земля- планета Солнечной системы.
- отличие от других планет, её спутнике - Луна. 1
4. Актуализация знаний, необходимых для открытия нового.
Видеоролик
« Живая природа»
Презентация
«Земля» Задаёт вопрос, проверяя Д/З:
- что уже знаете о нашей планете Земля?
- что доказывает это:
вращение вокруг Солнца,
вокруг своей оси?
Создаёт условия для самостоятельного определения отличия Земли от других планет:
- просмотр видеоролика.
- Чем богата наша планета?
- Так чего нет на соседних планетах, а есть на нашей планете Земля?
- Какие условия для жизни есть на Земле?
Предлагает посмотреть презентацию и обсудить влияние на жизнь тепла и света, воды и воздуха, почвы.
- о воде: узнаем, что значит ¾ поверхности Земли составляет вода: возьмите фигуру у каждого на столе - что это за фигура? Почему круг?
-разделите сгибанием на 4 части одинаковые, как это сделать?
- закрасьте три части цветом воды - какой это цвет?
-сколько частей осталось? как вы думаете, что она обозначает: суша!- каким цветом закрасите?
Сделайте вывод: чего больше на планете Земля? Во сколько раз больше воды? Отвечают на вопросы:
- вращается вокруг Солнца /смена времён года доказывает это
- вращается вокруг своей оси /смена дня и ночи доказывает это
- находится в Солнечной системе, в галактике Млечный путь
- соседи: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон – Солнечная семья.
Смотрят видеоролик.
Принимают участие в беседе:
- растениями, животными, много людей живёт в городах, сёлах…
- есть жизнь - самое главное отличие!!!
- свет, тепло, вода, воздух, почва
Смотрят слайды презентации и делают вывод.
Отвечают на вопросы и выполняют действия с кругом.
- больше воды в три раза!!! 10
5 Физкультминутка. Поддерживает стремление снятия напряжения мышц и получения нервно-психологической разгрузки.
Космическая физминутка.
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре,
И на месте походили.
- садитесь. Выполнение предлагаемых движений.
Руки вытянуты вверх.
Руки в стороны.
Хлопаем в ладоши.
Шагаем на месте.
Хлопаем в ладоши.
Руки вверх- вниз.
Хлопаем в ладоши.
Шагаем на месте.
Садятся за столы. 2
6 Поиск решения проблемы
(открытие нового знания) Эксперимент Продолжим нашу работу.
У нашей планеты есть ещё особенность : один естественный спутник и это…
Всегда одинаковой видите Луну? Почему?
- узнаем: стр учебника14.
-что узнали о Луне?
- знакомство с моделью теллурием по учебнику стр. 15.
А теперь стр 16 найдите рубрику «Этот удивительный мир» прочитайте для себя этот текст: что ещё узнали о Луне?
- Настоящие?
- Если бы прилетели на Луну, то увидели что?
-прочитаем стихотворение о Луне Джанни Родари-итальянского поэта стр 17. Коллективная работа по отработке
- досказывают предложения: Луна
- похожую на блин, на серп?
- читают вслух по очереди
-движется вокруг Земли, за 1 месяц делает оборот, повёрнута одной стороной, видим освещённую Солнцем часть Луны, формы луны: новолуние- не видим, полнолуние-круглая, месяц-растущая, убывающая Луна – фазы.
- есть на Луне моря- низменности!
-предполагаемые ответы обучающихся.
- вслух читает обучающийся по желанию. 10
7 Первичное осмысление и закрепление Предлагает выполнить задания в рабочей тетради на печатной основе:
с.6 №6 - первая группа землян;
№7- вторая группа землян;
№8- третья группа землян;
на листке составит наш космический адрес - 4-я группа землян.
Проверка работ в группах. - выполняют задания в группах
Командиры назначают отвечающего, читает ответы. 5
8 Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Часть презентации
«Земля»
Много бед происходит на нашей планете:
посмотрите слайд.
Учитель продолжает:
Но надо помнить, что «все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом».
Фр. писатель: Антуан де Сент-Экзюпери.
Предлагает на «ладошках» написать пожелания нашему космическому дому- планете Земля и прикрепить магнитиком к доске.
Наш урок подошел к концу.
Закончить предложения…
Учитель оценивает работу на уроке обучающихся.
- Наш урок закончен. Спасибо всем за работу. Слушают и отвечают на вопросы учителя.
- пожары, войны, катастрофы, загрязнение воздуха и воды…
- мира, тепла, добра
Делают самооценку работы на уроке.
8
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Информирует о домашнем задании:
- 13-17 по учебнику, подготовить рассказ подробный о Луне или о Земле. Записывают в дневники 0,5
Самоанализ урока по ФГОС НОО.
Класс 2
Предмет: окружающий мир.
В классе обучается 14 учеников.
Характеризуя учеников второго класса, следует отметить: в классе обучаются 14 учеников, из них 4 характеризуются как учебный тип: готовы к деловому сотрудничеству, принимают задания без изменения, следуют указаниям учителя, слышат речь учителя. Остальные - как псевдоучебный тип: работают в личном режиме, требуют внимания, следуют инструкции, стараются быть максимально точными, но нет самостоятельности.
Тема урока: Земля- планета Солнечной системы. Урок № 35, по разделу – урок №2.
Основные цели урока:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Структура урока соответствует ФГОС НОО:
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности
Постановка целей и задач урока.
Активизация и актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к деятельности по закреплению учебного материала Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Рефлексия – подведение итогов занятия.
Информирование о домашнем задании и инструктаж его выполнения.
Рефлексия – подведение итогов занятия.
Основные этапы урока логически последовательны и дозированы во времени.
Построение урока соответствует его содержанию и цели.
Старалась обеспечить мотивацию изучения учебного материала и связать с жизненными ситуациями.
Урок, я думаю, соответствует требованиям ФГОС НОО, т.к. прослеживается соответствующая структура урока; использован сценарный план урока, предлагающий свободу в выборе форм; при подготовке к уроку мною использованы методические рекомендации, интернет ресурсы: ЦОР типа информационный, обучающиеся выполняли самостоятельную работу дифференцированную работу в группах, была организована учебная деятельность по обобщению способов действия, постановке учебной цели; прозвучало: подумайте; моделирование; использована групповая и индивидуальная, деятельностная форма работы.
Деятельность на уроке нацелена на формирование универсальных учебных действий (УДД):
личностные:
умение соотносить информацию с имеющимися знаниями, формирование основ экологической культуры.
регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 
познавательные:
способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.), установление причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 
коммуникативные:
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и признавать различные точки зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
На уроке использованы технологии: активизации познавательной деятельности учащихся, развивающего обучения, постановки проблемного вопроса и его решения, технологию «неоконченного предложения», ИКТ (информационная коммуникативная технология).
Содержание урока соответствует принципам обучения: научности, связью с жизнью, наглядности, оптимального сочетания методов и форм обучения, соответствует возрастным и психологическим особенностям класса. С целью развития познавательной активности старалась связать теоретический материал с практикой, используя жизненный опыт обучающихся. Учебный материал урока связан с ранее пройденным и прослеживается связь межпредметная – ОБЖ, музыка, математика, литературного чтения.
На уроке активизированы и актуализированы знания обучающихся и направлены на выявление темы урока, задач и видов работы. На уроке прозвучали проблемные вопросы и создана проблемная ситуация.
Я использовала методы: наглядный, практический, поисковый, контроля и самоконтроля, словесный, дедуктивный (от общего к частному: жизнь – условия жизни) и индуктивный (от частного к общему: части суши и воды).
Урок прошёл в режиме деятельности: ученик-ученик, учитель-класс. Объём самостоятельной работы соответствует особенностям класса и носил дифференцированный характер.
Мною использованы методы познания: наблюдение, чтение, сравнение, моделирование. Старалась создать ситуации для применения диалоговых форм общения, монологической речи обучающихся. Через фантазию старалась создать нестандартную ситуацию для использования приобретённых знаний обучающимися. На уроке сочетались коллективная, групповая и индивидуальная работа.
На уроке мною был использован наглядный материал в качестве иллюстрирования, для решения обучающих задач в достаточном количестве и на уместном этапе урока.
С психологической стороны я старалась учесть уровень развития обучающихся, развивать внимание, воображение, память, речь, мышление. На уроке старалась чередовать материал разной степени трудности и использовать разнообразные виды учебной деятельности с целью предупредить утомляемость детей. Для разрядки эмоциональной сферы урока использовала психологические паузы.
Домашнее задание, считаю, дано оптимальное, дифференцированное, дала доступный инструктаж и предоставила право ребёнка на выбор.
Для подведения итогов работы была проведена рефлексия с применением презентации. На уроке я использовала ТСО, тетради на печатной основе, наглядный материал, особенности доски.
В соответствии с темой самообразования: «Формирование познавательной деятельности как фактор развития личности младшего школьника» - был дан мною открытый урок.
Я считаю, что мне удалось достигнуть поставленную цель и выполнить задачи урока.