Внеклассное мероприятие на тему Толерантность — это…
МКС (К) ОУ «Коррекционная школа - интернат 8 вида»
Внеклассное занятие в 8 классе "Толерантность -это..."
Разработала и провела Жуланова Т.В
Цель: знакомство детей с понятием «толерантность»,
воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
развитие коммуникативных навыков.
1. Орг. момент
2. Вступительное слово
В руках у меня книга. Это книга сказок. Мне очень нравится здесь одна сказка, потому что события в ней часто похожи на нашу жизнь. Чтобы вы поняли, о какой сказке идет речь, я вам прочту отрывок из неё.
Воспитатель читает:
«Что и говорить! Серый утенок и впрямь не был красавцем. Правда, он ел больше своих братьев и рос быстрее, чем они. А плавал хоть куда! Да что толку? С ним никто не хотел играть – такой он был неуклюжий и неловкий. И все над ним смеялись. Даже петух однажды клюнул его:
А гуси зашипели:
- Ш…ш…што за птица такая? Не поймеш..ш..шьИ только мама-утка порой утешала его:
- Бедный мой сыночек! Почему ты не такой, как все?!»
Восп: Вы, конечно узнали, что это за сказка? О каком герое идет в ней речь?
- Почему его все обижали и над ним смеялись? (потому что он был не такой как все)
3. Ход занятия
Я вам скажу по-другому : к нему окружающие не проявили толерантность. А что же такое толерантность? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Тема нашего занятия так и называется: Толерантность – это…
Толерантность – означает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям, а ещё это дружба, доброта, любовь, уважение.16 ноября – Международный День Толерантности
А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)
- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.
И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
II. Беседа в кругу.
Дети встают в круг, вместе с учителем.
- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают, кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность.
III. Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?
Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
Что нового вы узнали?
Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать
Воспитатель : в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Воспитатель : что значит быть толерантным?
Воспитатель : сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У меня на столе лежат части тела человека, на которых написаны качества человека. Выберите, пожалуйста, те, которые характеризуют толерантную личность.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
ЗлорадствоЛожь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Воспитатель : подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Воспитатель : все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет. (Разыгрывание разных ситуаций и обсуждение)
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Другая ситуация.
Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Воспитатель : бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
4. Итог занятия
Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
Какие определения толерантности вы можете предложить? Что такое толерантность, как вы думаете?
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.
Поэтому я хочу вам пожелать:
Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Список литературы:
1. Н. И. Дереклеева « Классные часы по теме Нравственность»
2. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко «Классные часы 5-9 классы»
3. Интернет- источник