Воспитательский часСпешите делать добро


Воспитательский час «Спешите делать добро»
Подготовлен и проведен
с группой детей 5-6кл.
Цель: расширять знания о добре, доброте, её значении в жизни человека
Задачи: - воспитывать стремление делать добрые поступки, учиться быть добрыми;
- формировать способности давать собственную оценку событиям, ситуациям из жизни;
- развитие связной речи, умение сравнивать, анализировать
Оборудование: мультимедийная презентация, диск с песней «Дорогою добра», пословицы, высказывания известных людей, солнце с лучиками (на лучиках положительные и отрицательные черты характера), карточки (синие, красные)Ход занятия:
1.
- Добрый день, ребята и гости! Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном и светлом классе. Хочу поздравить всех нас с началом 4 четверти, осталось два месяца и начнутся летние каникулы.
-А теперь обратитесь, друг к другу, к гостям и скажите «Добрый день!».
- Когда мы произносим эти слова, то желаем тем, кого видим, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых дел.
- Ребята, скажите, за что мы ценим человека?
-За честность, доброту, верность, аккуратность, смелость, заботу, вежливость.
-Какие это качества в человеке, положительные или отрицательные?
2.
-Чтобы понять о чем мы поговорим сегодня на воспитательском часе, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Вопросы:
- Какую оценку не хочет видеть ученик в своем дневнике? (двойку)
- Как называется предмет, который дарят? (подарок)
- Кто из домашних животных самый преданный хозяину? (собака)
- Какое чувство вы испытывайте при получении подарка? (радость)
-Назовите волшебное слово, которое вам говорят, когда вы выполнили чью-то просьбу? (спасибо)
-Что получилось? Добро
Слайд 1
Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте,Вся в голубой и звёздной красоте,Земля добра. Она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту!
-Что такое доброта? Как вы понимаете смысл этого слова?
Дети высказываются.
- Предлагаю вам найти в словарях значение слова - доброта.
Доброта - это все хорошее, доброе, красивое, светлое, полезное
Доброта – это отзывчивость, хорошее расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Кто скажет, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Попытайтесь сами определить тему нашего разговора.
Ребята называют темы.
- А я назвала тему нашего разговора «Спешите делать добро»
3.
- Скажите, какого человека можно назвать добрым?
Слайд 2 (картинки)
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти  на помощь                                                           
- Добрый человек любит природу и бережёт её.     
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми
4.
Слайд 3.
- У каждого человека свой путь к доброте. Доброта не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно день за днем воспитывать в себе доброту.
- Вас воспитывают родители, воспитатели, учителя, а когда вы сами в себе стараетесь воспитывать какую-то хорошую черту характера, как это называется?
Самовоспитание.
-Ведь так не бывает, вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
-Как воспитывать в себе доброту? С чего нужно начинать?
- Ежедневно работать над собой. Делать добрые поступки, небольшие полезные дела, уметь видеть в людях только хорошее, оказывать помощь.
5.
Предлагаю вам оценить поступки людей и сказать, добрый ли это человек. Ответить на вопросы, используя сигнальные карточки.
У вас на столах сигнальные карточки красного цвета и синего цвета. Красный цвет – ответ «да», синий цвет – ответ «нет». Я буду зачитывать вопрос, а вы отвечаете.
Вопросы:
-Можно ли назвать добрым Колю Конкина, если он обидел Вову Зыкова? (нет)
- Можно ли назвать поступок Любы Пырерка добрым, хорошим, если она, когда мы ехали с Искателей, уступила место бабушке в автобусе? (да)
- Можно ли назвать Сашу Канюкова добрым, если он дал списать домашнее задание по математике Андрею Баракулеву? (нет)
- Можно ли назвать Андрея Трушникова добрым, если он сам сделал несколько кормушек для птиц и развесил их на деревьях у школы? (да)
- Скажите, если вы сегодня сделали добро, доброе дело и все.
Можно ли о вас сказать, что вы добрый человек.
Если сделали что то доброе, не нужно на этом останавливаться.
Скажите, больше в жизни бывает добра или зла?
Добро всегда побеждает зло. А чтобы больше было добра, нужно больше делать добрых дел.
- Какая пословица подойдет из предложенных к сказанному
Жизнь дана на добрые дела
Доброе дело сделаешь и на душе станет легко и радостно.
6.
- Чтобы быть добрым, нужно научиться не только делать хорошие и добрые поступки, дела, но уметь говорить добрые слова друг другу. Первые шаги к доброте – это добрые слова, вежливые слова (пример), называть друг друга по имени.
Игра «Скажите друг другу комплимент».
Как вы себя чувствовали, когда о вас говорили хорошее?
Испытывали радость, тепло, светло, вам было приятно.
Какая из пословиц подойдет к сказанному:
Доброе слово и кошке приятно
Доброе слово лечит, а злое калечит
Доброе слово лучшее лекарство от злости и грубости, приносит радость людям
Физминутка
- Присядьте те, кто любит рисовать
- Попрыгайте те, кто любит проводить время с друзьями
- Похлопайте те, кто любит гулять
- Поднимите правую руку, кто дружит со всеми
- Поднимите левую руку, кто ссорится со всеми
- Высоко поднимите руки и громко скажите «Я», те, кто учиться в 5 классе, а кто учиться в 6 кл.
7.
-Слово «Доброта». Какой у этого слова корень? (Добр).
Подберите однокоренные слова к слову «доброта».
Доброжелательный, добрейший, добросовестный, добросердечный, добродушный, добротный, предобрый, добряк, добреть, добропорядочный, доброкачественный, доброволец8.
- Послушайте притчу Василия Сухомлинского «Обыкновенный человек»
Что такое притча?
Это небольшой поучительный рассказ. Поучительный, значит чему то учит.
В жаркий, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди — заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. 
-Что это за человек? – спросил внук деда. - Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. -Что это за человек? – спросил деда внук. - И это еще не человек, -ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. -А это что за человек? – спросил внук. - Обыкновенный, - ответил дед. 
Беседа с детьми по притче.
9.
- Вспомните и скажите, может быть, кто- нибудь из вас читал книгу или рассказ, где встречаются добрые люди, описаны добрые поступки.
Рассказы детей о прочитанных рассказах и книгах.
10.
-Михаил Пришвин сказал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»
Доброта в человеке это солнце (макет солнца – круг на доску).
Посмотрите, чего не хватает в нашем солнышке?
Лучиков. Солнышко есть, но оно у нас не сияет.
Сделаем так, чтобы солнце засияло ярко – ярко.
В добром человеке какие должны быть черты характера?
Положительные.
Задание: выберите только те черты, которые относятся к добрым людям и добавьте к нашему солнышку.
Черты: аккуратный, вежливый, грубый, драчливый, отзывчивый, умеет прощать обиды, помогает в беде, ласковый, веселый, жадный, нетерпеливый, внимательный. Включить музыку (песню о добре).
Дети выполняют задание (прикладывают лучики с положительными чертами к солнцу)
Вывод:
- Без всех этих качеств человек не может быть добрым.
11.
Слайд 4,5.
В Москве в малом казенном переулке стоит памятник Ф.П. Гааз.
В 16 – 17 веках жил Федор Петрович Гааз. Он был главный врач московских тюрем. Его так и называли «тюремный доктор», «святой доктор». Был он добрейшей души человек. Различными способами облегчал участь заключенных. На благотворительность ушли все его сбережения. Он создавал приюты для бездомных, больных людей, снабжал их лекарствами. Девиз его жизни был «Спешите делать добро».
12.
-Стихотворение читаем хором:
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет!
Добрыми будем, и будет жизнь добрей!
 
- Я тоже вас призываю побольше делать добрых дел, научиться говорить вежливые слова, замечать в людях только хорошее, не сквернословить, защищать младших и девочек.
Рефлексия.
-Что нового узнали? С каким настроем уходите с занятия? Что для себя возьмете хорошего из сказанного нами на занятии?