Статья Работа с детьми, склонными к правонарушениям


С.А.Плишкина, директор
МКОУ «Лицей г.Малмыжа»

«Деятельность образовательной организации с детьми,
склонными к правонарушениям»
Организация деятельности по предупреждению асоциального поведениия является актуальной и для нашего лицея, т.к. на протяжении трех лет фиксировалось значительное количество обучающихся, совершающих различные виды правонарушений. Пик количества школьников, стоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП приходился на 2013-2014 учебный год. Тогда эта цифра достигла 16 человек. Количество школьников стоящих на внутришкольном учете тогда составило -18 человек. Рост правонарушений среди подростков свидетельствовал об отсутствии системной работы по профилактике асоциального поведения обучающихся. В связи с этим в 2014 году была создана «Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».
Цель программы: стабилизация и дальнейшее снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися лицея.
Для достижения цели программы поставлены следующие задачи: (Их можно увидеть на слайде).
Для реализации поставленных целей и задач задействованы следующие участники образовательного процесса: это учащиеся лицея, их родители, а также педагоги.
Реализация программы предполагает следующие направления деятельности:
1.диагностико-аналитическая деятельность;
2. профилактико-просветительская деятельность;
3.охранно-защитная деятельность;
4.коррекционно-реабилитационная деятельность.
1. В рамках диагностико-аналитической деятельности ежегодно составляется социальный паспорт лицея, который позволяет сформировать целостную картину социального положения обучающихся и выявить тенденции в изменении статуса родителей, материального благополучия семей. Анкетирование и опрос обучающихся позволяют выявить их потребности и интересы. В соответствии с полученными данными планируется образовательная деятельность на учебный год, в том числе и с неблагополучными детьми. На этом этапе составляется банк данных детей, совершивших различные виды правонарушений. Собирается достоверная информация о причинах пребывания ребенка в социально-опасном положении. Инспектор по охране прав детства и классные руководители при посещении квартир выявляют причины, подтолкнувшие подростков на совершение правонарушений. Это отражается в специальной документации: акте посещения и информационном листе. На данном этапе учителя активно взаимодействуют с родителями. Совместные усилия чаще всего позволяют выяснить ближайшее социальное окружение и выявить степень влияния на ребенка. Исходя из полученных данных составляется план работы Совета профилактики правонарушений.
2. Профилактико-просветительская работа направлена на предупреждение семейного неблагополучия, жестокого обращения, насилия в отношении детей, девиантного поведения подростков. Данная работа реализуется через урочную, внеурочную деятельность, а также дополнительное образование. В рамках внеурочной деятельности в лицее проводятся традиционные классные часы на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «В плену людских пороков», «Молодежь против..!» и др. Ежегодно проводятся встречи старшеклассников с представителями Областного СПИД центра. Умело организованный диалог и эмоциональные кадры документальной хроники позволяют заложить основы нравственного поведения у подростков. В фойе школы систематически оформляются стенды изобличающие пороки современного общества. Все школьники информированы о телефоне доверия, по которому они могут обратиться в случае возникновения трудной жизненной ситуации. В ходе проведения месячника правовых знаний все обучающиеся школы знакомятся с основами правовых знаний. Свою социальную позиция к пагубным привычкам обучающиеся проявляют в конкурсах листовок и плакатов. Высокую эффективность имеют мероприятия, проводимые с участием работников правоохранительных органов. Так в прошедшем учебном году сотрудники полиции в ходе встреч разъясняли подросткам меру ответственности за распространение и употребление наркотических средств.
Ежегодно в лицее организуется значительное количество кружков, факультативов, элективных курсов, к проведению которых в обязательном порядке привлекаются подростки, которые склонны к правонарушениям. Анализ статистических данных свидетельствует, что лицеисты активно посещают Детскую школу искусств, ДЮСШ, дом детского творчества. Очевидно, что ограниченнность свободного времени, возможность реализовать свои способности позволяет снизить количество правонарушений.
Значимая роль при организации работы с детьми, склонными к правонарушениям отводится взаимодействию с родителями. На общешкольных и классных родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, разъясняется ответственность родителей за воспитание детей, делается акцент на недопущение насилия над ребенком. На протяжении 3-х лет в лицее ведется журнал учета коррекционно-профилактической работы с родителями
· учащихся, имеющих проблемы в учебе и поведении.
Большую помощь в профилактике противоправных действий оказывают классные руководители. Шесть учителей школы, в классных коллективах которых имеются школьники, совершившие противоправные действия, наблюдают за их поведением и посещением уроков. Все это отражается в специальных дневниках наблюдения. Систематический контроль со стороны педагогов в содружестве с родителями дает положительные результаты. Так в конце прошлого учебного года благодаря классному руководителю 9б класса Шишкиной Тамаре Васильевне – был снят с учета Щербаков Юрий.
3. Охранно-защитная работа направлена на выявление и устранение причин и факторов, способствующих асоциальному поведению школьников. Очень часто причиной злостных нарушений является семья. В связи с этим проводиться социальное расследование по изучению семейной ситуации, социального статуса, ресурсов семьи. Инспектор по правам детства и классные руководители посещают семьи школьников, находящихся в социально-опасном положении и выясняют, какие изменения произошли после предыдущих встреч. В случае систематического ущемления прав ребенка и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей поддерживают инициативу органов опеки о лишении родительских прав. Так в 2013 году была признана нуждающейся в государственной защите ученица 3 класса.
Еще одной причиной, которая побуждает подростков на совершение противоправных действий, является негативное окружение сверстников. Педагоги школы стремятся отслеживать, кто из школьников попадает по дурное влияние. В ходе индивидуальных бесед с родителями и подростками убеждают в необходимости прекращения такой дружбы. Но иногда эти усилия бывают тщетны. Так в прошедшем учебном году ученик 9 класса Зонов Илья, который отличается сильным авторитарным характером, склонил к преступным действиям более слабого по волевым качествам Вьялкова Максима.
4. Коррекционно-просветительская деятельность направлена на коррекцию отклонений в личностном развитии и поведении ребенка. Осознавая важность предотвращения повторных правонарушений подростками, учителя стремятся создавать условия для развития их потенциала. Трудные подростки вовлекаются в проведение оздоровительных лагерей. Так в прошедшем учебном году посещали оздоровительный лагерь 14 подростков, стоящих на внутришкольном учете и на учете комиссии КДН и ЗП. В ноябре нынешнего года вновь планируется проведение профильного лагеря, в работу которого будет вовлечено 7 школьников, стоящих на внутришкольном учете. Школьники, склонные к правонарушениям, привлекаются к проведению различных акций и мероприятий. Так 3 из них принимали участие в акции «Неделя добра», 4 были активными участниками регионального проекта «Волонтеры информационного общества», 15 трудных подростков участвовали в акции «БУМ», все классные коллективы провели акцию «Нет наркотикам!».
Классные руководители стараются привлечь школьников группы риска к участию в различных классных и общешкольных мероприятиях. Яркие впечатления оставили в памяти подростков такие мероприятия как: военно-спортивная игра «Зарница», фестиваль «Солдатская завалинка», конкурс «А ну-ка, парни!», карнавальное шествие «Ярмарка Казанская» и многие другие. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий раскрывается творческий потенциал школьников, создаются условия для самореализации.
Учащиеся, склонные к совершению правонарушений приглашаются на заседания совета профилактики лицея, где им указываются их правонарушения. Уже в нынешнем учебном году на совете профилактики обсуждено 7 человек, нарушавших правила поведения лицеистов и имеющих неудовлетворительные отметки.
Деятельность по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений сопряжена с рядом серьезных трудностей:
- нежелание ряда подростков идти на контакт. Учащиеся, склонные к правонарушениям очень часто лгут, дают ложные обещания, отличаются двуличием; так ученик 11 класса, совершивший уголовное преступление, связанное с распространением наркотических средств, на предварительном следствии заявлял, что в классе не проводились мероприятия по предупреждению наркомании;
- неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. И если в семье систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости, то в сознании ребенка формируется асоциальная модель поведения.
- неадекватное восприятия складывающихся проблем родителями. Так, например, родители ученика 9 класса, который в этом году ни разу не посетил образовательную организацию, считают эту ситуацию нормальной и требуют выдать документы их сына.
Организация работы с детьми, склонными к противоправным действиям– процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Но мы на правильном пути. Об этом свидетельствуют статистические данные.
Мы убеждены, что целенаправленная деятельность по выявлению отклонений в поведении детей и подростков, правильно организованная педагогическая помощь способствуют предотвращению ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.


15