Внеклассное мероприятие по химии, посвященное 70 -летию Великой Победы Вклад химии в Победу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Метели муниципального района
Дуванский район Республики Башкортостан
Методическая разработка в рамках районного методического объединения химии
Вид работы: внеклассное мероприятие – устный журнал
«Вклад химии в Победу»
Автор: Дудина Лариса Андреевна, учитель биологии и химии высшей категории МБОУ СОШ с. Метели
Вклад химии в Победу.
Внеклассное мероприятие,посвященное 70-летию Великой Победы.
Цель: Показать то, что память о прошлом нужна для того, чтобы войны не повторились.
Задачи:
Ознакомить учащихся с вкладом учёных – химиков в победу над немецко – фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне; показать использование различных веществ в военном деле.
Развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии, литературы, истории; умения ориентироваться в информационном пространстве; творческие способности.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.
Оформление кабинета. Портреты ученых-химиков, газета «Химическое оружие вчера, сегодня, завтра», газета «Химические элементы на службе Родине», выставка книг о войне, репродукции, фотографии; оборудование: проектор, презентация.
Учитель: Добрый день доргие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам и рассказам фронтовиков. Для нас война - история.
Разрешите начать наш устный журнал, посвященный 70 – летию Победы.
Звучит песня из К/Ф «Офицеры»
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Ведущий 1: Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и села, разрушенные фашистскими варварами, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах старых окопов и на могильных холмах. Но никогда не изгладятся эти волнующие события в памяти народов планеты. Пройдут годы и столетия, а благодарное человечество из поколения в поколение как легенды будет передавать рассказы о бессмертном подвиге советских воинов. Ценой неимоверных усилий и тяжелых жертв завоевана советским народом победа над фашизмом.
Ведущий 2: В ознаменование подвига советского солдата, в память о тех, кто сложил головы в боях с врагом, повсеместно воздвигнуты монументы и обелиски. К ним не зарастет народная тропа. Не вянут цветы на могилах героев. Не гаснет вечный огонь у Кремлевской стены, где на граните высечены слова: «Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен».
Ведущий 1: В сердцах своих храним мы имена мужественных защитников Отчизны. Они не умерли. Они всегда с нами. Они встают в строй с каждым новым поколением молодых воинов, учат пламенно любить Родину, отдавать ей всего себя без остатка.
Звучит голос Левитана (Нападение фашисткой Германии).
Песня «Священная война».
Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой тёмною,С проклятою ордой!
Пусть ярость благороднаяВскипает, как волна, -Идёт война народная,Священная война!
Ведущий 2: 20 июня 1941 г. Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. На нём было принято решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны.
Ведущий 1: 28 июня 1941 г. Академия наук СССР обратилась к учёным всех стран с призывом: «В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны — во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству…Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен.
Ведущий 2: Война потребовала грандиозного количества стратегического сырья, бесконечного разнообразия различных веществ, начиная со сплавов и кончая сложными продуктами переработки нефти, угля, пластмассами.
В годы войны были открыты месторождения марганцевых руд, к северу от озера Балхаш найдены жилы с кварцем и молибденом, среди безводных хребтов Казахстана — чёрные угольные породы, богатые ванадием. В Казахстане были открыты источники редких металлов —лития, молибдена, ванадия, на лесистых склонах Уральских гор, на берегах озёр обнаружены руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминиевых руд. Были открыты месторождения огнеупоров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимые для чёрной и цветной металлургии.
Учёные разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Свою работу в лабораториях они рассматривали как боевое задание фронта.
Страница 1 «Ученые-химики на защите Родины»
Харина Ольга:
Кто про химика сказал: “ Мало воевал”Кто сказал: “ Он мало крови проливал?”Я в свидетели зову химиков-друзей, –Тех, кто смело бил врага до последних дней,Тех, кто грудью защитил Родину мою.Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…Сколько полегло на них молодых парней…Не померкнет никогда память о войне,Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.
Член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Анатольевич Бочвар создал лёгкий сплав для танковых и авиационных моторов, не требующий закалки, с хорошими литейными свойствами. При его производстве экономилось до 20% алюминия.
Даниил Дудин: Основатель советской школы коррозионистов член-корреспондент АН СССР Георгий Владимирович Акимов с группой учёных создал сплав, не содержащий дефицитного кобальта — хромансиль. Этим была обеспечена длительная работа мощных двигателей и повышена скорость боевых самолётов.
Мазеева Мария: Исследования, проведённые под руководством профессора Исаака Ильича Китайгородского, привели к созданию бронестекла, которое было в 25 раз прочнее обычного. Это позволило защитить прозрачной бронёй кабину штурмовика Ил-2.
Меркурьева Ксения:Большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию порохов и взрывчатых веществ внесли академик Николай Николаевич Семёнов и Юлий Борисович Харитон. Под руководством Н. Н. Семёнова были выполнены исследования в области цепных реакций и теории горения.
Ю. Б. Харитон с группой учёных создал оксиликвитовую авиабомбу.
Винтер Вадим: Академик Юсуф Гейдарович Мамедалиев разработал производство толуола, который использовали для получения тротила.
Даниил Дудин: Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным учёным-химиком и великим патриотом. В годы Первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретённый Зелинским противогаз оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале Второй мировой войны Н. Д. Зелинский усовершенствовал противогаз. Зелинскому удалось создать синтетический бензин высокого качества, который дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. С таким бензином самолет мог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом.
Харина Ольга: Академик Александр Евгеньевич Ферсман, несмотря на свой преклонный возраст, помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных нужд страны.
Мазеева Мария: Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста — препарата на основе дифениламина, который в начале декабря 1941 г. уже выпускали в количестве 90 т в месяц.
Продолжались исследования по созданию препаратов аналогичного действия. Результатом этих работ была организация производства ртутного антисептика — этилмеркурфос-фата, который использовали в авиационной промышленности для предохранения деревянных самолётов, выпускаемых в то время промышленностью, от разрушения микроорганизмами. Без применения антисептика деревянные самолёты выходили из строя через месяц-полтора после начала эксплуатации. Благодаря этилмеркурфосфату жизнь самолётов продлевалась. Для производства этилмеркурфосфата необходимо было наладить получение основных полупродуктов: нитрата ртути (из металлической ртути), фосфата ртути и диэтилртути. Производство препарата, включающее шесть технологических стадий, было спроектировано и запущено в течение 3,5 месяца. Аппаратуру для этого производства изготовляли на авиационных заводах. Этот процесс был впоследствии положен в основу производства ртутных протравителей семян, которые используются и в настоящее время.
Меркурьева Ксения:… Трудились в лабораториях ночи и дни,
Без отдыха, сна и хлеба.
Стремились приблизить победные дни,
Чтобы чистым увидеть небо.
Хим.оборона больших городов
На протяжении всей войны
Легла на плечи тыловиков –
Химиков нашей страны…
Винтер Вадим: Семен Исаакович Вольфкович. Крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов в дозорах.
Даниил Дудин: Арбузов Александр Ермингельдович – основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. По просьбе физиков – оптиков он синтезировал 3,6 - диаминофталимид, который был использован для изготовления нового оптического прибора для танковых частей, что имело важное значение для обнаружения целей врага на далёком расстоянии. Он занимался также выявлением новых сырьевых источников в Поволжье для целей обороны.
Меркурьева Ксения: Это далеко не весь список выдающихся ученых, вклад их неоценим. За выдающиеся научные работы и исследования, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий.
Звучит «Хотят ли русские войны»
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины,
Над ширью пашен и полей,
И у берез, и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские, хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Харина Ольга:
- Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны. Мы должны помнить о том, что вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры и доктора наук, военные медики и химики. Отдадим им дань памяти!
Мазеева Мария:
Нам руки даны, чтобы землю обнять
И сердцем её отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь,
Осколком снаряда берёза пробита,
И буквы легли на гранит…
Ничто не забыто, ничто не забыто
Никто не забыт!
(В.Харитонов).
Страница 2. Медицина и химия.
Ведущий 1:
Кто скажет: врач не воевал,Что кровь свою не проливал,Что ночи спал он напролёт,Иль то, что прятался, как крот.Коль кто-то скажет эту весть,Хочу я их всех перенесть,Туда, стонала, где земля,Туда, горели, где поля,Людская, где лилась там кровь,Где разносился страшный стон.На всё смотреть было невмочь,Им только медик мог помочь.
Ведущий 2: В труднейшие годы Великой Отечественной содружество химиков и медиков еще более окрепло. В лабораториях рождались все новые и новые сульфамидные препараты. Это происходило в только что созданном Свердловском филиале Всесоюзного научно-исследовательского химико-фармацевтического института – его научным руководителем стал И. Я. Постовский.
На кафедре органической химии, возглавляемой Исааком Яковлевичем, к концу 1937 года было получено уже свыше 25 различных сульфамидных препаратов, в том числе «сульфапиридин», который стал носить широко известное название «сульфидин». «Сульфидину» суждено было сыграть выдающуюся роль во время Великой Отечественной войны. Многие тысячи раненых обязаны ему своим спасением.
Ведущий 1: «…Включался в работу весь коллектив. Не было слова «нет», днем и ночью работали, выхаживая тяжелобольных», – вспоминает о периоде совместной работы с химиками по синтезу сульфамидов - терапевт, кандидат медицинских наук Н. К. Светлакова, пришедшая в 1943 году в клинику в качестве ординатора.
Так, шаг за шагом уральские медики вместе со всем народом приближали Победу.
Серебренников Александр: Английский ученый Александр Флеминг однажды оставил неубранной лабораторию, из-за чего препараты покрылись плесенью. Оказалось, что плесень убила все микробы, находящиеся в пробах. Флеминг тут же занялся изучением ее действия и открыл новое лекарство – пенициллин. Считая, что оно должно принадлежать всем, он не стал брать патент на новый препарат. Этим воспользовались американцы. Они наладили массовый выпуск лекарства. В это время уже шла война. Естественно Советский Союз просил поделиться чудодейственным препаратом. Однако за образец попросили сначала 10 миллионов долларов, потом все тридцать.
Гордеева Юлия: Именно тогда микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин. Было это в 1942 году. Созданный препарат пенициллин-крустозин, превосходивший по эффективности недоступный зарубежный аналог, был получен из штамма гриба вида Penicillium crustosum. Новый медикамент в рекордные сроки начали выпускать в больших объемах. Тяжелораненые помещались в отдельную палату и им вводили пенициллин. Как рассказывали ветераны, сама Ермольева постоянно бывала в госпитале, делала инъекции и следила за состоянием больных. 600 человек с тяжелыми огнестрельными ранениями бедра, коленного и тазобедренного суставов, которым в течение недели вводили пенициллин, выздоравливали без осложнений. Врачи поражались, видя, как больные, у которых уже начался сепсис и они считались обреченными, поправлялись буквально на глазах. Проводились испытания также в госпитале № 3452, где находились раненные в мягкие ткани, обмороженные и обожженные
Такова история развития микробиологии в тяжёлые военные годы, история маленькой и скромной плесени, спасшей наших отцов и дедов на фронтах великой Отечественной войны.
Александрова Елизавета: рассказ о хирурге (краевдение).
Ведущий 1: Нам же надо с благодарностью вспоминать тех, кто однажды помог человечеству выжить.
Звучит песня: «Две березки»
Ведущий 1:
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов.
Ведущий 2: Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. Только за Первую мировую войну было израсходовано не менее 200 млн. тонн стали. За Вторую мировую — примерно 800 млн. тонн. За последние три года войны было произведено 660 тыс. орудий, 1 млн. 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов. На железо приходится более 90 % всех использованных металлов. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в Великой Отечественной войне, назовем одно число: миллион бомб сбросили фашисты на Сталинград!
Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, бронепоездов. Толщина брони военных кораблей и установок береговой обороны доходит до 500 мм. Ответственные узлы боевых самолетов так же защищает броня.
Страница 3. Таблица Менделеева на защите Родины.
Меркурьева Ксения:
«Казалось, было холодно цветам,И от росы они слегка поблекли.Зарю, что шла по травам и кустам,Обшарили немецкие бинокли.Цветок, в росинках весь, к цветку приник,И пограничник протянул к ним руки.А немцы, кончив кофе пить, в тот мигВлезали в танки, закрывали люки.Такою все дышало тишиной,Что вся земля еще спала, казалось,Кто знал, что между миром и войнойВсего каких-то пять минут осталось».
Даниил Дудин: Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Известны тринитроглицерин — основа динамита, тринитротолуол (тротил, тол). Нитраты бария, стронция, свинца использовались в пиротехнике для изготовления сигнальных огней, цветных ракет, салютов.
Харина Ольга: «Крылатый» металл алюминий в виде сплавов с другими металлами использовался в самолетостроении для обшивки самолетов, изготовления лопастей винтов. Из сплава алюминия, меди и марганца изготавливали корпуса судов на подводных лодках, баки для хранения и перевозки сжиженного газа. Тончайший алюминиевый порошок использовали для получения горючих и взрывчатых смесей.
Мазеева Мария: В годы войны гидрид лития стал стратегическим сырьем. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что было ценно для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый след. Соединения лития использовались и на подводных лодках для очистки воздуха.
Винтер Вадим: Из ванадиевой стали изготавливали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды, паровозные цилиндры, тормозные колодки, гидросамолеты, морские корабли.
Гордеева Юлия: Сплав лантана, церия и железа дает так называемый кремень, который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно наблюдать за их ночным полетом). Лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах.
Серебренников Александр: . Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливали танковую броню, оболочки торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетных двигателей.
Даниил Дудин: Без германия не было бы радиолокаторов. В начале войны на основе свойства германия превращать тепловую энергию в электрическую советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов.Харина Ольга: Сплав меди и цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость, его использовали для изготовления гильз патронов и артиллерийских снарядов. Более половины добываемого цинка расходовалось на изготовление оцинкованного железа и оцинкованной проволоки. Сплавы баббит и гарт использовались в полиграфии, в частности для изготовления листовок и газет на оккупированной территории.
Мазеева Мария: Свинец - тяжелый металл. Именно это является причиной его широкого использования в огнестрельном оружии. Свинцовые металлические снаряды использовались еще в древности. И сейчас пули отливают из свинца, только оболочку делают из других твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец, идущий на изготовление шрапнели, добавляют 12 % сурьмы, а для дроби — 1 % мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ невозможно было бы создание скорострельного оружия. Среди веществ этого класса применяются соединения свинца. В производстве подшипников для военной техники очень важны сплавы свинца — баббиты, свинцовые бронзы.
Серебренников Александр: Хромовые стали были нужны для изготовления огнестрельных орудий, броневых плит, корпусов подводных лодок, рессор, пружин, шарикоподшипников.
Гордеева Юлия: В годы Великой Отечественной войны военная промышленность была главным потребителем меди. Сплав 90 % меди и 10 % олова - так называемый пушечный металл. Сплав 68 % меди и 32 % цинка - латунь — использовался для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Сплав меди, цинка, олова — морские латуни.
Меркурьева Ксения: Молибден называют «военным» металлом, так как 90 % его идет на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микроэлементов) очень прочны, из них отливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобилей. Введение в состав сталей молибдена в сочетании с хромом и вольфрамом повышает их твердость, из этих сталей делали танковую броню. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее делали клинки, сабли, мечи, ножи.Винтер Вадим: Серебро в сплавах с индием использовали для изготовления прожекторов для противовоздушной обороны. Зеркала применяли врачи, сигнальщики, подводники. Обеззараживающие свойства серебра и его соединений использовали в медицине, соединения серебра с бромом — в фотографии.
Звучит «Последний бой»
Мы так давно, мы так давно
Не отдыхали,
Нам было просто
Не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы
По-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец,
Последний бой.
Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
Ведущий 1:
ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ (Булат Окуджава)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ведущий 2:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
Левитан
Страцина 4. Победа! Великая Победа!
Песня «День Победы»
Ведущий 1: И пришла долгожданная Победа. Но в эти весенние радостные дни не в каждый дом заглянуло солнце. Миллионы советских бойцов остались лежать на полях сражений. Сотни братских могил не дают забыть человечеству о тех страшных годах. Люди во многих странах мира приходят к вечному огню - отдать дань Памяти своим освободителям. Давайте почтим память павших героев Минутой Молчания.
Минута молчания.
стихотворение «Реквием»
Ведущий 1:
« Помните! Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!
Ведущий 2:
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!»
Учитель:
В заключении устного журнала мне хочется над помнить, что войны вспыхивают в разных точках нашей планеты. Сейчас в Украине идет война, разделение власти между взрослыми, но почему то от этого страдают в первую очередь дети. Только представьте, что большинство из них уже более полугода провели в подвалах и бомбоубежищах. Они не имеют возможности играть, смотреть телевизор, радоваться солнечным лучам, учиться. Только за последний месяц в Донецкой и Луганской областях разрушено более 20 школ. Нам взрослым пора задуматься, оглянуться в прошлое, не допускать повторения ужасов войны. Мы дарим вам песню: «Не уроните шарик – это же наш дом!» Радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро! Желаю всем крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья! Спасибо за внимание.