Круглый стол: Культура речи педагогов
Круглый стол
«Культура речи педагогов»
1. Особенности культуры педагогического общения педагогов дошкольных образовательных учреждений
Современные изменения, происходящие в системе дошкольного образования, актуализировали проблему повышения профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений. Изучение проблем формирования профессионально-педагогической культуры педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, позволяет отметить особое внимание большинства исследователей к культуре общения воспитателя.
Следует отметить неоднозначность трактовки понятия «культура общения воспитателя ДОУ» в педагогической науке: нет единого мнения относительно ее составляющих, не учитывается специфика общения педагога с детьми дошкольного возраста и др.
На основе анализа существующих исследований, под культурой общения педагога дошкольного образовательного учреждения мы понимаем способность осуществлять взаимодействие с детьми дошкольного возраста на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей.
Культура педагогического общения педагога дошкольного образовательного учреждения в науке трактуется в качестве одной из составляющих его профессионально-педагогической культуры, это даёт основание рассматривать её именно с позиций изучения профессионально-педагогической культуры.
В исследованиях В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева профессионально-педагогическая культура рассматривается, как часть общей культуры. Исследователи рассматривают профессионально-педагогическую культуру как системное образование, включающее в себя ряд компонентов, имеющее собственную структуру, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого.
Педагогическая деятельность рассматривается в качестве единицы анализа профессионально-педагогической культуры и является лишь одним из ее элементов; особенности формирования профессиональной культуры педагога обусловлены индивидуально-творческими, психофизиологическими характеристиками, а также социально-профессиональным опытом личности.
Учеными предложена четырехкомпонентная модель профессионально-педагогической культуры включающая аксиологический, технологический, творческий и личностный компоненты.
Аксиологический компонент раскрывает культуру педагогического общения педагога дошкольного образовательного учреждения с позиции владения совокупностью жизненных и профессиональных ценностей общения. Высокий уровень сформированности названного компонента культуры педагогического общения предполагает:
- соответствие личной системы педагогических ценностей взаимодействия воспитателя нормативной системе профессионально-педагогических ценностей;
- ярко выраженную, устойчивую потребность воспитателя в профессиональном взаимодействии;
- знание воспитателем сущности и специфики профессионального общения педагога дошкольного образовательного учреждения, особенностей организации взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Технологический компонент раскрывает пути осуществления профессионального общения, способы удовлетворения потребностей в общении участников взаимодействия.
Высокий уровень сформированности названного компонента культуры педагогического общения предполагает:
- владение воспитателем способами педагогического взаимодействия (обеспечение реализации резервов личности ребенка, постановка широкого спектра задач, обеспечение взаимообмена знаниями, осуществление общения с опорой на духовную ценность ребенка и др.);
- умение проявить инициативу в общении;
- способность регулировать отношения в группе дошкольников;
- умение анализировать результативность общения, прогнозировать последствия для всех участников взаимодействия;
- высокий уровень речевой культуры воспитателя (речь характеризуется грамматической правильностью, лексическим богатством, образностью, выразительностью, владение техникой речи и др.).
Личностный компонент раскрывает культуру общения педагога как специфический способ реализации индивидуальных особенностей (качеств) человека, позволяющих ему осуществлять педагогически целесообразное взаимодействие с детьми.
Высокий уровень сформированности названного компонента культуры педагогического общения предполагает:
- осознание воспитателем значимости профессионально важных качеств;
- ярко выраженная способность к педагогическому взаимодействию, к формированию культуры педагогического общения;
- обладание развитой педагогической интуицией, рефлексией; опирается на положительные качества в воспитании и обучении детей;
- способность принять молниеносное решение, обосновать его и воплотить в реальной педагогической ситуации;
- высоко развитое чувство меры, целесообразности применительно к детям;
- способность держать себя с детьми на педагогически оправданной дистанции;
- способность правильно оценить свои умения и качества личности.
Творческий компонент. Творчество в культуре общения педагога дошкольного учреждения проявляется в гибкости, вариативности, находчивости, смелости и нетрадиционности решений и поведения в профессиональном взаимодействии с дошкольниками.
Высокий уровень сформированности названного компонента культуры педагогического общения предполагает:
- предвидение возможных ситуаций, трудностей педагогического общения, их последствий;
- владение способами преодоления возникающих трудностей педагогического общения;
- способность выбрать способ действий в неожиданных ситуациях общения с детьми в соответствии с личной системой педагогических ценностей общения.
ВЫВОД: целенаправленное формирование культуры педагогического общения воспитателей дошкольных образовательных учреждений повышает умение саморегуляции в общении, умение анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность, охватывать всю педагогическую ситуацию в целом, прогнозировать ее результат, устанавливать педагогически целесообразные отношения не только с детьми, но и с их родителями, коллегами.
2. Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования воспитательно-образовательной деятельности детских садов посредством внесения в нее локальных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения, которые определяются программой развития дошкольного образовательного учреждения и уровнем развития профессионально-педагогической культуры воспитателя.
В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
Следует особо отметить, что особенностью современного этапа развития системы дошкольного образования является усиление приоритета человеческого фактора и переориентировка внимания от интересов общества к интересам личности. Формирование универсальности ценности является необходимой базой развития творческой личности, а также условием гармонического развития педагогического работника дошкольного учреждения, в основе чего лежит взаимосвязь основных типов ценности и соответствующих им сфер: деятельности, взаимоотношений, познания.
В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:
- человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
- духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
- практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
- личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.
Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.
Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах. Следует отметить, что недостаток психолого-педагогических, дидактических и методических знаний у воспитателей ДОУ области наблюдается наиболее часто. Это подтверждают комплексные проверки дошкольных учреждений.
Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.
Учитывая все выше сказанное, мы считаем, что воспитатель ДОУ должен владеть знаниями: методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста); технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую,
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.
Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.
Мы считаем, что ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.
Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя и субординированной позиции ребенка к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.
Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педагогическиго знания, историей его развития, методологией научного познания и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. В сельских дошкольных учреждениях работают воспитатели, окончившие педагогические училища или педагогические классы, так же встречаются педагоги, не имеющие специального педагогического образования, а значит, не владеющие в совершенстве методиками дошкольного образования. В городских дошкольных учреждениях работают воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование, но в связи с социально-экономическими переменами в стране, в последнее время на должность воспитателя принимают педагогов, не имеющие специального дошкольного образования, а владеющие знаниями в одной области науки. Следовательно, данная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности.
С реализацией координирующей функции профессионально-педагогической культуры связана ее образовательная функция.
Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещнеэкологическому окружению».
Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.
Педагогическая рефлексия - это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Диагностическая функция. Воспитатель дошкольного учреждения, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.
Проанализировав структурные и функциональные компоненты изучаемого феномена, мы даем следующее определение профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Под профессионально-педагогической культурой воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы понимаем интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
3. Культура речи сотрудников при общении.
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника.
А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:
1. Правильность– соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность– соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность– выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении.
Первый, - достижение результата (предметная цель).
Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).
Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.
Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.
Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.
Беседа одна из главных составляющих общения.
Стратегия ведения беседы:
От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения. Как правильно построить и качественно отработать каждый этап? Об этом мы поговорим сейчас.
ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ (нулевая фаза).
Цель. Подготовиться к предстоящей беседе, продумать ее стратегию и тактику.
Задачи
1. Сформулировать общую цель разговора (т. е. «чего я хочу достигнуть») и мотивы своего поведения (“зачем мне это нужно”).
2. Постараться определить, к чему будет стремиться Ваш собеседник и почему.
3. Найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника.
4. Составить общий план разговора.
Содержательная сторона– постоянный сбор, накопление и обобщение информации о партнере.
Психологическая сторона- создание необходимого настроя или коррекция своего состояния Непосредственно, перед контактом с партнером, или во время этого контакта.
Техника подготовки к беседе
1. Сбор информации о партнере.
2. Определение собственных целей в беседе по минимуму и максимуму.
КОНТАКТ
Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.
Задачи
1. Настроиться на собеседника.
2. Настроить собеседника на себя.
Техники установления контакта.
- контакт глаз
- улыбка
- приветствие
- обращение по имени
- открытая поза
- короткая дистанция
- открытые жесты
- подчеркивание значимости
ЗА ПЕРВЫЕ ПОЛТОРЫ МИНУТЫ РАЗГОВОРА, ВАМ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ТЕХНИК КОНТАКТА
(Упражнение «Ты сейчас» см. практическую часть)
ОРИЕНТАЦИЯ В СОБЕСЕДНИКЕ
Цель. Совместный с собеседником анализ проблемы.
Задачи
1. Информировать собеседника о своей цели.
2. Понять цели собеседника.
3. Найти область пересечения своих целей и целей собеседника.
Техники пассивного слушания:
- поддакивания;
- стимулирующие реплики;
- расспрашивание.
Техники активного слушания:
- пауза;
- вопрос;
- проговаривание;
- интерпретация.
АРГУМЕНТАЦИЯ.
Цель. Совместный с собеседником поиск вариантов решения.
Виды аргументов:
- факты из совместного опыта;
-очевидные, не подвергаемые сомнению, объективные факты;
- ссылка на собственный опыт;
- ссылка на авторитет.
Техники аргументации.
1. Связка - “А если”
2. Поэтапное согласие.
(Упражнение “Ситуация в трамвае” см. практическую часть)
ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ.
Цель. Обеспечить себе хороший деловой и человеческий контакт с собеседником.
Задачи
1. Получить обратную связь по поводу прошедшей беседы и ее результатов.
2. Снять оставшиеся сомнения. Опасения и т. п.
3. Сделать собеседнику последний “подарок” улыбку, комплимент
Обратная связь при завершении беседы дается без аргументации, а принимается молча, без оправданий.
Теория, не отработанная на практике очень быстро забывается, предлагаем в парах отработать все этапы беседы
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Исключите факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе:
- игнорирование - в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания.
- принижение личности - в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку.
- противоречивость поведения - между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает.
- перебивание собеседника.
-подчеркивание разницы между собой и собеседником.
- резкое убыстрение темпа беседы.
- избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником
- выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите.
- оценка - высказанные Вами мысли и соображения собеседник с ходу, даже не дослушав Вас до конца, оценивает негативно.
И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение 1. “Ты сейчас”
(Дает возможность почувствовать значимость установления контакта)
Цели.
Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.
Время проведения. 1 минута
Процедура.
Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.
Упражнения 2. “Ситуация в трамвае”.
Цели.
Продемонстрировать отличие просьбы от требования; осознать, в чем это отличие.
Время проведения 3 минуты.
Процедура.
Ведущий предлагает разыграть ситуацию в метро: сидят ребята-подростки, а рядом стоит бабушка. Нужно попросить их уступить место.
В роли бабушки выступают трое, отработав понятия “приказ”, “требование”, “просьба”.
Упражнение 3. Предлагаем в парах отработать все этапы беседы.
Для работы предложить несколько “рабочих” ситуаций.
Например:
- Необходимо родителям напомнить о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.
- Добиться того, чтобы родители приводили ребенка к 8. 00. ,до начала утренней гимнастики.
- Добиться, что бы родители расписывались в тетради приема детей
Рефлексия.
Участники, выполняющие роль родителей, делятся на круг своими эмоциональными ощущениями от беседы и теми чувствами, которые они испытывают после разговора с воспитателем.
Задаем им вопрос: «Как скоро выполните вы просьбу воспитателя?», Хочется ли вам еще с ним общаться?
Участники, выполняющие роль воспитателей, выносят на круг то ,что значимо для них на этом занятие.
Задаем им вопрос: “Получили вы от общения удовольствие? Будет ли результат от разговора?”
Последовательность высказываний лучше определить таким образом: Воспитатель - “Родитель”.
Упражнение 4. «Комплимент»
Задание: Сказать комплимент своему партнеру по общению.
Инструкция: Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент.
В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент дол жен быть немедленно возвращен.
Упражнение 5. Игра-инсценировка «Какие роли мы принимаем, общаясь с родителями»
Задание: Показать фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями (по выбору участников).
Инструкция: Для выполнения задания воспитатели делятся на подгруппы. В каждой подгруппе выбирают воспитателя, который будет вести фрагмент родительского собрания, групповой или индивидуальной консультации с родителями воспитанников в соответствии с принятой на себя ролью («учитель», «исповедник», «опекун», «партнер», «всегда правый»). Все остальные участники выступают в роли родителей воспитанников.
По завершении игры-инсценировки необходимо обсудить с воспитателями, в какой ситуации они чувствовали себя более комфортно: в роли ведущего или в роли родителей; какие позиции воспитателя способствуют их диалогическому общению с родителями, а какие ориентируют на монолог.
Упражнение 6. «Диалог двух партнеров»
Задание: Составить диалог двух партнеров, каждый из которых хочет удержать внимание собеседника только на интересующей его теме.
Инструкция: Воспитателям предлагают распределиться по парам, выбрать тему для разговора (история из жизни, приду манный рассказ), решить, кто выступит в роли рассказчика. Продумать средства, с помощью которых внимание партнера будет удерживаться на содержании рассказа (партнер по общению должен постараться, задавая вопросы рассказчику, перевести разговор на свою тему).
По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов к рассказчику. (Какие ощущения возникли, когда партнер попытался сменить тему разговора? Трудно ли было удержаться на содержании заявленной темы? Какими способами Вы пытались удержать внимание собеседника и к его партнеру. Было ли Вам легко включиться в содержание рассказа? Какими вопросами Вы пытались перевести разговор на себя?).
Упражнение 7. «Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым воспитателем лежит лист с тезисами. Необходимо прочитать их и подготовить короткий комментарий к ним (по каждому тезису выслушивается и обсуждается мнение не скольких воспитателей).
Тезисы
Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно воз никнуть как естественное желание другой стороны.
Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
Родители должны услышать то, что хотел сказать им воспитатель.
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как о партнерах по общению, чем родители о педагогах.
Если Вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По завершении обсуждения каждого тезиса делается общий вывод.
Упражнение 8. «Вопрос-ответ»
Задание:
Подготовить вопросы к тексту.
Инструкция: Выберите любой текст (литературный, научный, публицистический), составьте к нему несколько кратких вопросов (они должны быть закрытыми, чтобы можно было ответить «да» или «нет»). Выберите себе партнера по общению, задайте ему вопросы, а затем ответьте на его вопросы сами.
Выполнив упражнение, воспитатели обсуждают вопрос: что вызвало у них трудность при выполнении задания и почему?
15