Выступление. Круглый стол Культура речи, родной язык 21 века РЦРО г.Томск.
Круглый стол
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется в том, как человек говорит. Безусловно, речь должна соответствовать не только языковым нормам, но и этическим, то есть она не должна противоречить правилам поведения, принятым в обществе.
Говорить о культуре речи с этической точки зрения – это значит отвечать на вопросы: «чем опасна грубая, вульгарная речь?», «можно ли употреблять жаргонные слова?», «почему нельзя материться?».
Несомненно, речь, которую слышит ребенок, влияет на формирование его личности. Основы личности, – говорят психологи, – формируются до 5 лет. Если в раннем детстве и в школьные годы человек находится под влиянием грязных слов и вульгарных интонаций, то, конечно, он вырастет с раненой душой и болезненным характером. Дома мы должны создать благоприятную речевую среду, такую, в которой легко и радостно живется и детям, и старикам, и нам самим. Однако мы не можем защитить нашего ребенка от того, что он слышит вне стен дома: в школе, на улице, в транспорте. Выход есть: мы можем привить ему иммунитет против грубости, словесной расхлябанности и пошлости.
В возрасте от 2-х до 5-ти лет ребенок активно проявляет творческое отношение к родному языку. Все родители знают, какие забавные слова придумывают дети: н/п, мяка, габа
Овладевая родным языком, ребенок делает ошибки: – Мамочка, посмотри, как я топчу муку руками;
Постепенно одни ошибки бесследно исчезают из речи ребенка, а другие так и остаются. Н/п, просторечные ошибки изживаются с трудом. Мы встречаем вполне образованных людей, среди них есть даже преподаватели школы, которые так и не могут избавиться от просторечной нормы: говорят каталог; зв'онишь, рефлексия, коллега по работе;
то есть их речевой паспорт, сформированный в семье, с большим трудом поддается корректировке, а иногда и вообще не поддается.
Понятно, далеко не в каждой семье есть образцовая речь.
Что же делать? Нужно развивать ребенка: формировать у него вкус к слову, развивать наблюдательность, умение слышать, как говорят другие, обогащать его словарный запас, прививать любовь к хорошей литературе, в особенности к стихам.
Об этом хорошо сказано в книге К. Чуковского «От двух до пяти», в главе «О стиховом воспитании». Читая стихи К. Чуковского, каждый взрослый может почувствовать себя актером, какое-то время побыть им. Иначе невозможно прочитать диалоги, например, из сказки «Телефон». Какие там разнообразные интонации! Здесь и просьба, и удивление, и отчаяние, и мольба о помощи И всё это папы или мама, бабушки или дедушки должны показать маленькому человечку с помощью интонации. Им приходится говорить то басом, как слон, то фальцетом, как мартышки, то скороговоркой, как зайчата. Настоящий театр одного актера! А ребенок слушает и учится разнообразию интонации, ведь интонационное богатство речи – одна из важнейших составляющих её культуры. «Шекспиром для детей» называл сказки Чуковского поэт Арсений Тарковский.
Те родители, которые не читают детям стихов, обкрадывают их детство. К сожалению, сейчас утрачена культура семейного чтения.
Культура, в том числе культура чувств, умение понимать и ценить прекрасное, по мнению Чуковского, невозможны без культуры слова, а ее невозможно воспитать в детях без чтения им книг.
Мы знаем немало примеров того, как выходцы из просторечной среды, дети малограмотных родителей становились выдающимися писателями. Н/п, М.Горький, В.М.Шукшин.
Почему? В детстве эти люди читали хорошие книги, слышали яркую народную речь, ласковую интонацию своих мам и бабушек, фольклорные произведения. «Ребенку еще нет и двенадцати месяцев, - говорит Корней Иванович, - он еще не владеет активной речью, а с каким удовольствием слушает он и бессмертные "Ладушки", и "Сороку-ворону", и "Кошкин дом", и другие. Стихи для них - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».
Многие взрослые говорят при детях пошлости, рассказывают анекдоты, бранятся, осуждают ближних, кричат, употребляют вульгарную и жаргонную лексику, мат.
Родители должны понимать, что школа никогда не воспитает джентльмена, если семья ежедневно подаёт ребёнку дурные примеры общения. «Что посеешь, то и пожнёшь».
Не желаете вы, чтобы ваш ребёнок употреблял маты в своей речи, так не употребляйте их сами, тем более при нём! Добрый пример - лучший учитель.
Не менее значимо научить своего ребёнка культуре общения, понимаемой как культура взаимодействия между людьми.
Научиться не перебивать собеседника, было бы уже большим достижением для большинства современных воспитанников школ.
Культура ребенка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.
Всему мы учимся тому, что видим у себя в дому.
15