Сценарий праздника для первоклассников «Прощание с Азбукой»
Сценарий составила
Табакова Марина Александровна,
учитель начальных классов
МОУ Болтинской СОШ
Рыбинского района
Ярославской области
Сценарий «Прощание с Азбукой»
Цели:
в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Азбука»;
создать у детей ощущение значимости пройденного этапа обучения;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
способствовать раскрытию талантов у учащихся; учить детей держаться на сцене.
Оборудование:
актовый зал украшен шарами, рисунками и поделками детей;
костюмы героям: Шапокляк, Азбука, Баба – Яга, Литературное чтение;
школьная парта на сцене;
мультимедийное оборудование;
минусовки песен.
Действующие лица:
Младшая сестра первоклассницы Насти - Даша;
Ученики 1 «А» класса
Ученики 1 Б класса
Шапокляк
Азбука
Литературное чтение
Баба Яга
Учителя
(1 сл.) На экране заставка «Прощай Азбука»
На сцене стоит школьная парта.
Дети входят в зал под песню «Чему учат в школе» и садятся группами.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у наших первоклассников большой праздник. Действительно - большой, так как ребята закончили изучать самую главную книгу любого начинающего ученика – «Азбуку». Теперь наши ученики умеют читать. Это их первое крупное и очень важное достижение в учебе. Это – основа дальнейших успехов. Мы поздравляем вас ребята с первой победой! И приглашаем на наш праздник главную героиню – Азбуку.
Ученица: А она пропала и Махова Настя тоже.
Учитель: Ребята, вы их не видели?
(2 сл.) На экране заставка с изображением школы.
Даша: Ш – к – о – л – а. Школа. Значит, я пришла правильно. Мне сюда и надо!
Махова Д. садится, как ученица за парту. Слышит крик вдалеке.
Настя: Даша! Даша, ты куда убежала?
Ищет её везде.
- Даша, где же ты? Стоило только отвернуться, а её уже и след простыл! У меня праздник начинается, а она куда – то убежала!
Настя находит её.
Настя: А, вот ты где!
Настя вытаскивает Дашу из – за парты, а она упирается.
Даша: Пусти меня, Настя, я в школу хочу!
Настя: Рано тебе ещё! В следующем году пойдёшь. А сейчас быстро в детский сад. Я на праздник опаздываю!
Даша: А какой у тебя праздник?
Настя: Если скажу, пойдёшь в сад?
Даша: Пойду. Ты только скажи.
Настя: У меня сегодня праздник Азбуки.
Даша: А что это такое?
Настя: Мы Азбуку закончили читать, теперь все буквы знаем и можем читать любую, даже самую толстую книгу.
Даша: А почему ты не хочешь меня взять? Я тоже буквы знаю: А, Б, В…
Настя: В школу маленьких не пускают. Всё, теперь пойдём в детский сад.
Даша: Я тоже хочу с тобой на праздник, я тоже всё знаю! Не возьмёшь, не отдам Азбуку.
Настя: Да что ты знаешь? Дальше А, Б, В всё равно не скажешь.
Открывает Азбуку.
Даша:
А вот и нет! Слушай!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Прикатили на еже!
З, И, Й, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ,Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
Настя: Ну ты молодец! Ладно, пойдём со мной на праздник.
Девочки заходят в зал вместе с Азбукой
Песню «Азбука» муз. А. Островского, сл. З. Петровой исполняют ученицы 1 «А» класса.
Азбука: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Учились все по мне и встарь, я книга Азбука – Букварь.
(3 сл.) На экране заставка «Азбука»
Ученица: В песнях и стихах всё просто,
Есть ответы на вопросы.
Но одно мне непонятно,
Как давно, кто и когда
Написал учебник складный,
Чтобы грамота была?
Ученик: В 16 веке в городе Львове
Первопечатник Фёдоров жил.
Им создан был первый учебник толковый
В нём азбуку грамоты он изложил.
Ученица: Аз, Буки, Веди были соседи,
Глагол и Добро, Ять, Зело –
В нём дружно жили, не тужили,
Четыре века уж прошло.
Ученик: А потом учил он сам
Наших пап и наших мам,
Бабушек и дедушек,
Соседей и соседушек.
Ученица: Ну, а мы с ним в первый раз
Встретились, придя в наш класс.
Ученик: Сегодня, друзья, мы здесь собрались,
Чтоб доброе слово сказать, тому,
Кто был другом, и каждый свой час молчал,
Но учил нас трудиться.
Вначале мы буквы учились читать,
Теперь мы читаем страницы.
(Звучит песня Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря…») Появляется Шапокляк.
Шапокляк: Здравствуйте!
Все ученики хором: Здравствуйте!
Шапокляк: Я здесь самая уважаемая, я!
Здорово, ребята – клопята!
Меня узнали вы как – никак,
Веселую старуху Шапокляк?
- (Шепчет тихонько) Надо им настроение – то испортить.
- Смотри, Азбука, ребятки – клопятки плохо запомнили твои уроки.
- (Шепчет тихонько) Я им буду трудные задавать вопросы, ни за что не ответят.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько среди них гласных? (10)
- С каких букв слова никогда не начинаются? (ъ, ь, ы)
- Какая буква ходит, раздув щеки? (ф)
- А какие буквы похожи на гребешок или расчёску? (Ш, Щ, Е)
- А какая среди красавиц русского алфавита ходит на цыпочках? (Д)
- Какая буква ходит с палочкой как старушка? (Ы)
- А у какой буквы глаза вылезли на лоб? (Ё)
- Кто видел колесо, тот сумеет назвать похожую на него букву. (О).
Шапокляк: Ладно, сдаюсь!
Азбука: Это ещё не всё. Они у меня способные и очень внимательные. Давайте покажем Шапокляк, что ещё умеем.
Встали друг за другом (в группах)
1 задание
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
на столе лежит конверт с буквами на столе лежит конверт с буквами на столе лежит конверт с буквами на столе лежит конверт с буквами на столе лежит конверт с буквами
- Первый человек подбегает, достаёт из конверта карточку с буквой и возвращается обратно, бежит второй – достает вторую и т. д. Через 1 мин свисток – работа закончена. Все встают на свои места.
2 задание (в парах)
- Бегут сразу двое – составляют одно слово из букв, которые успели достать из конверта, записывают его на листочек и возвращаются обратно, вторая пара – составляет другое слово и т. д.. Через 2 мин свисток – работа закончена.
3 задание ( в группах)
- По свистку бегут к столу 4 человека, достают из другого конверта карточку с ребусом и разгадывают его. Пишут слово на листочке. Возвращаются обратно. Бежит выполнять задание следующая четверка. Через 2 мин свисток – работа закончена.
(Под песню А. Стоцкой «Я крикольная» появляется Баба Яга)
Баба Яга: Что за шум здесь? Отчего? Не пойму я ничего!
Выходят ученики – «буквы» 1 Б класса.
Буквы хором: Здравствуй, бабушка!
Баба Яга: Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше бы дома на диване повалялись! Это что? Буковки? Да что в них толку! А то ещё придумали: гласные – согласные! (Подходит к согласным)
- Ну, эти ещё ничего! Симпатичные! А эти? (Подходит к гласным: А, У, И...) Ну, что в них такого? (смотрит на И) Подумаешь, калитка какая – то, или эта… (смотрит на А) вроде шалаша. Вот уж без них можно вполне обойтись!
Учитель: Нет, Баба Яга, ты ошибаешься. Все буквы в алфавите очень важны.
Как – то буквы алфавита
Все возможности открыв
От гордости зазнались.
Гласные: Очень мы протяжные
Можно нас тянуть и петь,
Мы разнообразные.
Согласные: Среди нас согласных звуков
Мягкие и твёрдые,
А ещё бываем мы
Глухие, также звонкие.
Учитель: Долго спорили они
Кричали и ругались.
Но в достоинствах друг друга
Всё – таки признались.
Буква А: А к чему же братцы нам.
Мягкий знак и твёрдый знак?
Согласные: Если задуматься о свойствах
Станет сразу ясно:
Их старанье ни к чему,
Трудятся напрасно.
Гласные: Знаем – знаки твёрдый, мягкий
Звуком не являются
Пусть из Азбуки они
Подальше убираются.
Мягкий знак: Как же люди на земле
Смогут объясняться?
Твёрдый знак: Впредь они уже неверно
Будут изъясняться!
Согласные: Букв достаточно, поверьте,
В нашем алфавите.
Гласные: Мягких, твёрдых и протяжных,
Так что уходите!
Учитель: Братья – знаки в этот раз
Действительно обиделись,
С этих пор ни с кем из букв
Более не виделись.
Вот минута, час проходит!
Тут такое происходит!
Половина нужных слов
Просто испарились
Их значение, по сути,
В корне изменилось.
Дети показывают листы, на которых напечатано слово, зачёркнут Ь, нарисован рисунок нового слова.
Буква С: Твёрдый знак из слова съел
От обиды выпал
И осталось слово сел
Что нам текст и выдал.
Буква Л: Мягкий знак от слов цель, даль
Тоже отказался
И остались цел и дал
Смысл - то потерялся!
Буква Ш: Называя цифру шесть
Обретаешь длинный шест.
Буква У: Отгружая чёрный уголь
Натыкаешься на угол.
Учитель: И все буквы зарыдали.
Буква О: Знаки мы за что предали?
Надо срочно их вернуть.
Буква А: Как прощенья нам добиться?
БукваШ: Надо, братцы, повиниться,
Рассказать, как мы страдаем.
Как без знаков пропадаем.
Появляются Ь иЪ знаки.
Буква Ъ: Мы- то знали, что так будет
Ваш поступок время судит.
Буква Ь: Ну, а мы опять на службе
Предлагаем жить вам в дружбе.
Баба Яга: Я тоже поняла, что надо жить в дружбе.
Выходите на танец дружбы.
1 «А» класс выходит на танец с Бабой – Ягой. (под музыку …)
Ученица: Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Ученик: Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ученица: Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Ученик: Много мы узнали в классе,
Мы жаждою знаний горим.
За всё, что сделала для нас:
Спасибо тебе говорим.
Все хором: Спасибо, Азбука!
Азбука:
Мне придётся вас оставить, мне давно уже пора,
Разрешите мне представить: Моя старшая сестра!
Литературное чтение:
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!
В гости к вам явилась новенькой я книжкой.
- Я слышала вы научились читать?
- А сказки любите?
- Я приготовила для вас «Сказочную викторину»
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
С книжкою шагает в школу деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы в деревянный балаган.
Как зовется эта книжка? Как зовется тот мальчишка? (Буратино)
Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несет ее домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь!
Название этой сказки… (Маша и Медведь)
Все девчонки и мальчишки полюбить его успели.
Он — герой веселой книжки, за спиной его — пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый (Карлсон)
Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…(Золотая рыбка)
Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку. И называется…(Три поросёнка)
Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…(По щучьему велению)
Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…
Плачет дед. Плачет баба, но их утешает…(Курочка Ряба)
Их приглашают с другом Геной на день рожденья непременно.
И любит каждую букашку забавный добрый …(Чебурашка)
Лит. чтение: Поздравляю вас с первой школьной победой! Желаю дальнейших успехов! А Азбука займёт почётное место на вашей книжной полке. До свидания, завтра мы с вами встретимся и будем вместе 4 года.
Звучит песня (на мелодию «Пусть бегут неуклюжи…»)
Пусть бегут неуклюжиПервоклашки по лужам,
Дети в школу спешат на урок.
Даже дождь не пугает,
Если в класс приглашает,
Лучший друг наш, веселый звонок.
Припев:
Мы чуть – чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
Наши книжки, тетрадки
В идеальном порядке
В выходные устали отдыхать!
Дома скучно ужасно,
Ну, а в школе прекрасно:
Снова будем писать и читать!
Припев:
Мы чуть – чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
Поздравления родителей.
Учитель: Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают Диплом за обучение
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Читайте вы любые книжки!
(выдача дипломов)