Сценарий праздника для 1 класса Прощание с Азбукой 
Прощание с “Русской азбукой”.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – “Русской Азбукой”.
Ученик 1. Ребята, скорее!
                   Скорее! Скорее!
                    В школе сегодня
                    У нас лотерея.
Ученик 2. Будут разыграны
                   Карандаши,
                   Ручки, пеналы,
                   Мелки, промокашки,
                   Ластики, папки,
                   Альбомы, лото…
Ученик 3. Есть и читающим
                   Тут кое-что.
                    Задачерешатель,
                    Шпаргалкопускатель,
                    Двойкостиратель                    И бочки для слёз.
Звучит песенка “Буратино”. Появляется Буратино.
Буратино. У отца был мальчик странный,
                    Необычный – деревянный,
                   Но любил папаша сына,
                     Шалунишку….
Дети.         Буратино!
Буратино. Хотел бы я узнать,
                    Для чего собрались вы опять?
Ученик 1. Начало марта за окном стоит,
                   Снег в воздухе ещё кружится,
                   А нам сегодня предстоит
                   С любимой Азбукой проститься!
Ученик 2. Нас научила Азбука читать,
                   Слова на слоги разделять,
                   Открыла тайны многих книг,
                   И к ней любой из нас привык!
Дети поют частушки. 
Ученик 1 Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
Ученик 2 Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит!
Ученик 3 Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки!
Ученик 5 Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом “проглочу”!
Ученик 4 Буквы гласные мы любим, И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
Ученик 6 Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем!
Появляется Азбука. Вот и я, мои друзья!
                                   Вам очень рада я!
                                   Приятно слышать о себе добрые слова.
                                   Хочешь многое узнать,
                                   Многого добиться,
                                   Обязательно читать
                                   Должен научиться!
Ученик 3.                     И зачем было идти?
                                       Я читаю лет с пяти.
                                       Нужен этот первый класс!
                                       Ухожу домой сейчас,
                                       Попрошу купить компьютер,
                                       Буду целый день играть,
                                       В Интернет письмо писать.
Азбука.                      Подожди, не торопись,
                                   Лучше к школе приглядись,
                                   А уйти всегда успеешь
                                   И включиться в Интернет.
                                   Грамотой не овладеешь – 
                                   Подключаться толку нет:
                                   Насмешишь весь белый свет!
Ученик 3.                     Как же так? Ведь я читаю,
                                       Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука показывает букву Р.   Эту тоже?
Ученик 3.                     Ну а как же!
                                       Скажет каждый во дворе:
                                       Перед нами буква рэ.
Выбегает буква Р.     Я – не рэ, не рэ,  не рэ, 
                                       Хоть пишусь я во ДВОРЕ!
                                       Ты меня найдёшь в ГОРАХ,
                                       ТУНДРЕ, РЕЧКЕ, БЕРЕГАХ,
                                       Рокочу я громким громом
                                       И реву звериным рёвом – 
                                       Вот тигриным, например.
                                       Моё имя – буква ЭР!
Ученик 3.                     Извините, я не знал,
                                       Но я правильно читал…
Буква Р уходит, и ученики садятся на свои места.
Азбука.                      Я пришла к вам не одна. 33 родных сестрицы,
                                     Писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся. 
                                   Кто же пришёл со мной вместе?
Дети.                          Буквы!
Выбегает буква Я.
Учитель. Буква “Я”, а ты здесь как очутилась? Всем известно буква “Я” В азбуке – последняя. А известно ли кому – Отчего и почему? 
Дети Неизвестно! 
Учитель Интересно? 
Дети Интересно! 
Учитель Ну так слушайте рассказ! 
Выходят участники сценки.
Рассказчик Жили в Азбуке у нас буквы. Жили не тужили, Потому что все дружили. Где никто не ссорится – Там и дело спорится. Только раз Все дело встало Из-за страшного скандала: 
Буква “Я”... В строку не встала. Взбунтовалась буква “Я”: – Я, – сказала буква “Я”, – Главная, заглавная! Я хочу, Чтобы повсюду Впереди Стояла я! Не хочу стоять в ряду, Быть желаю на виду! 
Буква Ф – Фу-ты, ну-ты! – фыркнул “эф”, От обиды покраснев. 
Буква С – Срам! – Сердито “эс” сказало. 
Буква В “Вэ” кричит: – Воображала! 
Буква П Проворчало “пэ”: – Попробуй, Потолкуй с такой особой! 
Рассказчик “Я” затопала ногами. 
Буква Я Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама, Хватит у меня ума! 
Рассказчик Буквы тут переглянулись, Все буквально улыбнулись, И ответил дружный хор: 
Буквы (хором). – Хорошо! Идем на спор. 
Буква А Если сможешь в одиночку Написать хотя бы строчку – Правда, Стало быть, Твоя! 
Буква Я – Чтобы я Да не сумела, Я ж не кто-нибудь А “Я”! 
Рассказчик Буква “Я” взялась за дело: Целый час она Пыхтела, И кряхтела, И потела – Написать она сумела Только: “Я – я – я – я – я!” 
Буква Х Как зальется буква “ха”: – Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха! 
Буква О “О” от смеха покатилось! 
Буква А “А” за голову схватилось! 
Буква Б “Б” схватилось за живот... 
Рассказчик Буква “Я” Сперва крепилась, А потом как заревет: 
Буква Я – Я, ребята, виновата! Признаю вину свою! Я согласна встать, ребята, Даже сзади буквы “Ю”. 
Буква Ю – Что ж, – решил весь алфавит, – Если хочет, пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте, Дело в том, что все мы вместе! 
Рассказчик Буква “Я” Всегда была Всем и каждому мила, Но советуем, друзья, Помнить место Буквы “Я”! 
Учитель. Я думаю, что все ребята хорошо запомнили  место буквы Я в алфавите и вообще всё, что узнали на уроках. И сейчас расскажут обо всём заученном в  песне « Чему учат в школе».
Дети исполняют песню « Чему учат в школе».
Буратино. Нужно и мне быстрее браться за учёбу. Но где же я возьму свою Азбуку? Ведь я её продал за 4 сольдо.
Учитель. Твоя Азбука находится В стране Азбукарии. Иди вместе с ребятами! Они покажут тебе дорогу и расскажут об этой стране.
Ученик. Был на речке на Чернильной.
             Город маленький не пыльный,
             С незапамятных времен
             Букваринском звался он.
             Там не ведая невзгод,
             Очень славный жил народ:
             Хлебосольный, незлобливый,
             Дружный и трудолюбивый.
Дети читают стихи, показывая рисунки на что похожа буква.
А. Буква А, буква А – 
     Алфавита голова.
     Знает Вова, знает Света:
     А похожа на ракету.
Б. Буква Б проснулась рано.
    Буква Б – бочонок с краном,
    Умывайся, будь здоров,
    Богатырь Борис Бобров.
В. Словно букву В Алёна
     Держит трубку телефона.
Г.  Г – крючок обыкновенный,
     Но в труде помощник верный.
     И в косу и в кочергу
     Превратить я Г смогу.
Д. Вот стоит, дымок пуская,
    Буква Д – труба печная.
Е. На дворе – какая жалость!
    Наша лесенка сломалась,
    Наша лесенка сломалась,
    Буква Е зато осталась.
Ё. Е и Ё – родные сёстры.
     Различить сестёр непросто.
     Но у буквы Ё две точки,
     Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Если сноп, как пояском,
     Подпоясать колоском,
     Сноп соломы на меже
     Превратится в букву Ж.
З. З – не просто завитушка,
    З – пружина, крендель, стружка.
И. На калитку посмотри,
    Чем она не буква И?
     Между двух прямых досок
     Одна легла наискосок.
К. Сигнальщик держит два флажка
     С флажками он как буква Ка.
Л. Алфавит продолжит наш
     Буква Л – лесной шалаш.
М. Взявшись за руки, мы встали
      И на М похожи стали.
Н. Там я букву Н найду,
     Где гамак висит в саду.
О. В старом дереве дупло
     Ну совсем как буква О.
П. На хоккее, на футболе
     Буква П – ворота в поле.
Р. Буква Р – на мачте парус
    Вдаль летит, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе тёмном
    Буквой С повис над домом.
Т. Молоток стучит: «Тук-тук,
    Букве Т я старый друг».
У. У – сучок. В любом лесу
    Ты увидишь букву У.
Ф. Все мы знаем без подсказки:
     Буква Ф, как ключ от сказки.
     Никогда его у нас
     Не отнимет Карабас.
Х. Буква Х всё ходит, ходит,
    Места словно не находит.
Ц. Стул чинил сегодня мастер,
     Клеил он его и красил.
     Мастер стул перевернул,
     Стал на Ц похожим стул.
Ч. Да, вы правильно решили:
    Ч мы пишем как четыре,
    Только с цифрами друзья,
    Буквы путать нам нельзя.
Ш. На что похожа буква Ш?
      На зубья этого ковша.
Щ. Буква Щ поможет нам
     Чистить зубы по утрам.
Ъ. Из ведра не просто так
     Нам воды напиться:
     Нужен ковшик – твёрдый знак,
     Чтобы не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
     Получилось то, что надо.
     Получилась буква Ы,
     Все мы знать её должны.
Ь. Буква Р перевернулась – 
    Мягким знаком обернулась.
Э. Над полями в синеве
     Пролетела буква Э.
     Это ласточка весной 
     Возвращается домой.
Ю. На арене укротитель,
     Грозных тигров повелитель.
     Он, как буква Ю с кольцом
      К тиграм грозно встал лицом.
Я. И сказала буква Я:
     «Хоккеист известный я.
     Шайба прямо в цель летит – 
     Гол! Закончен алфавит».
 
Ученик. Да, это – русский алфавит.
              Буква к букве в ряд стоит.
              Хоть непросто это, пусть!
              Все заучим наизусть!
Ученик. Кто захочет сам читать,
               Станет буквы изучать,
               А от этого порога – 
               К знаниям ведет дорога.
               Тебе чудесные края
               Откроет путь от А до Я.
Буратино. Как я рад! Как я рад!
                  Кто не знает Буратино?
                  Нос мой острый, нос мой длинный.
                  Вот работу я задам деревянным башмакам. 
В это время вбегает Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, здравствуйте,
                   Дорогие зрители!
                   Состязаться со мной, не хотите ли?
Учитель. А в чём состязаться?
Петрушка. Ну, например, кто громче заорёт
                   Или шире откроет рот,
                   Разбросает пальто в раздевалке,
                   Есть же у вас такие ребятки?
Учитель.    Ну, Петрушка, скажем тебе заранее:
                   Не нужны нам такие соревнования!
Петрушка. Да я пошутил.
Учитель. А мы вот какие состязания сейчас проведём!
В письмах, которые я  сейчас прочитаю, нет последних слов. Подскажите их:
Видел Асю – девочку.
Я сейчас на улице.
Ася – славная девчонка,
Ася ходит в первый класс!
Но давно уже от Аси
Я не слышал слово…
Дети.                 Здрасте.
Петрушка. А слово-то, какое, очень дорогое!
Учитель. А вот письмо второе.
                 Встретил Витю я, соседа.
                 Встреча грустная была.
                 На меня он, как торпеда,
                 Налетел из-за угла!
                 Но, представьте – зря от Вити
                 Ждал я слово….
Дети.        Извините.
Петрушка. А слово-то, какое, очень дорогое!
Учитель. Дед про внучку говорил:
                 «Экая досада – 
                 Я портфель ей подарил,
                 Вижу, очень рада!
                 Но – нельзя ж молчать как рыба,
                 Ну, сказала бы….
Дети.        Спасибо
Петрушка. Все слова какие – очень дорогие! Молодцы ребята! Никогда не забывайте этих добрых слов.
Учитель. Ну а теперь давай, Петрушка, твои задания.
Петрушка. Хорошо! Я вам должен буду только
                    Лишь загадки загадать.
                    Ну а вы в ответ мне букву
                    Будете должны назвать.
                    Буквы в слово соберутся,
                    Без которого в пути,
                    Дети вряд ли обойдутся,
                    Чтоб товарища спасти.
Учитель.   Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.
Петрушка читает стихи на карточках, когда дети называют букву, карточку переворачивает и прикрепляет на доску.
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети.        Буква Р.
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на берёзе
Жук её узнать поможет.
Дети.        Буква Ж.
С этой буквой – добрым другом – 
Долгою дорогой в дом
День за днём назло недугам
Даже под дождём идём.
Дети.        Буква Д.
Эту букву паровоз
На своей трубе привёз,
Губы вытяни в трубу
И получишь…
Дети.        Букву У.
Буква эта знаменита – 
Стоит в начале алфавита.
Дети.        Буква А.
Эта буква бодрым шагом
В бой идёт под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети.        Буква Б.
Петрушка. Вот все буквы перед нами – 
                    Каждый может их назвать.
                    А теперь нам надо с вами
                    В слово буквы все собрать.
Дети собирают слово ДРУЖБА.
Петрушка. Получилось слово ДРУЖБА.
                    С ней дорога не беда,
                    С ней любое испытанье
                           Будет по плечу всегда.
Учитель. Давайте, ребята споём хорошую песню о дружбе.
Дети исполняют песню «Дружба крепкая»
Петрушка. Вы отлично отвечали
                   Все загадки отгадали.
                   С вами я хочу проститься,
                   Обещайте не лениться,
                   Старших слушаться всегда,
                    А шалить лишь иногда.
Ученик.       Как хорошо уметь читать!
                    Не надо к маме приставать.
                    Не надо бабушку трясти:
                    «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
                    Не надо умолять сестрицу:
                    «Ну прочитай ещё страницу!»
                    Не надо звать, не надо ждать,
                    А можно взять и прочитать.
                     За это я благодарю,
                     Конечно, Азбуку свою!
Учитель.  Ребята, пришла пора нам проститься и с нашей Азбукой. Давайте ей, скажем, прощай!
Азбука. Ах! Друзья, совсем забыла,
              Что представить я должна,
               Кто на смену мне придёт,
               Дальше вас учить начнёт.
Азбука приводит Литературное чтение, а сама с Петрушкой уходит.
Буратино. Ну а это что за птица?
Лит. Чтение. Вам моё почтение!
                      Я – Литературное чтение.
                      Полистай мои страницы:
                      Здесь стихи и небылицы,
                      Сказки, басни, прибаутки,
                      Поговорки, даже шутки.
Буратино.  Пушкин, Лермонтов, Толстой…
                   Да, учебник непростой.
                    Так много интересного,
                    Пока мне неизвестного.
Лит. Чтение. Я от Азбуки слыхало,
                      Что вы знаете немало,
                       Любознательных люблю,
                      Щедро знания дарю.
                      Всем, кто хочет много знать,
                       Хорошо надо читать.
А сейчас попробуйте отгадать мои загадки: о каких героях идёт речь? Отвечайте хором.
                     1.Убежали от грязнули
                        Чашки, ложки и кастрюли.
                        Ищет их она, зовёт
                        И в дороге слёзы льёт.(Федора)
2. А дорога – далека,
   А дорога – нелегка,
   Сесть бы на пенёк,
   Съесть бы пирожок. (Машенька)
3. Всех на свете он добрей,
   Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
   Вытащил он из болота.
   Он известен, знаменит,
   Это доктор… (Айболит)
4. Он и весел, и не злобен,
    Этот милый чудачок.
    С ним хозяин, мальчик Робин,
    И приятель – Пятачок.
   Для него прогулка – праздник,
   И на мёд особый нюх.
   Этот плюшевый проказникМедвежонок… (Винни Пух)
5. Враг людей и враг зверей
    Злой разбойник… (Бармалей)
6. Скачет лошадь непростая, 
    Чудо грива золотая,
    По горам парнишку носит,
    Да никак его не сбросит.
    Есть у лошади сынок – 
    Удивительный конёк,
    Удивительный конёк,
    По прозванью… (Горбунок)
7. Всех он любит неизменно
    Кто б к нему не приходил.
    Догадались? Это Гена,
    Это Гена… (Крокодил)
8. Он дружок зверям и детям,
    Он живое существо,
    Но таких на целом свете
    Больше нет ни одного.
    Но известна всем давно
     Это милая мордашка,
     А зовётся… (Чебурашка)
Молодцы! Всем спасибо за внимание,
За задор, за звонкий смех,
За азарт и за старание,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свидания!
До счастливых новых встреч!
Раздают учебники и приглашают к столам.