Сценарий праздника Прощание с Азбукой (1 класс)
Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"
Хоружева Ирина Александровна, учитель начальных классов
Цели праздника:
мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Оборудование:
празднично украшенный зал шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.
Ученик 1:
Мы сегодня очень радыВсех приветствовать гостей. Всех знакомых, незнакомых,И серьёзных, и весёлых.Первый класс, первый классПригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети И шахтер и водолаз,Что трудней всего на светеСамый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.Первый класс – это первый серьёзный урок.Первый класс – это первая в жизни оценка,Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:Первый класс – это первая школьная книжка.Учились по этой книге всегда,А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас, И письму, и чтению,Дружбе крепкой и труду,А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:Стали бойко мы читать,Очень грамотными стали,Поумнели, возмужалиИ теперь без передышкиМы прочтем любые книжки.
Вбегает Буратино.
Буратино:
Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети:
научились!
Буратино:
Ой, какие вы молодцы! А меня, помните? Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина:
Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети:
Азбука!
Мальвина
: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.Меня никак нельзя не знать.Меня изучишь хорошоИ сможешь ты тогда Любую книгу прочитатьБез всякого труда.А в книгах этих есть про все:Про реки и моря,И круглая Земля.Про космонавтов,Что выше всех летали много раз,Про дождь, и молнии, и гром, Про свет тепло и газ.
Азбука:
А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Мальвина:
Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты– самый желанный гость на нашем празднике.
Азбука:
Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Дети:
Да!
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам,Но не для потехи.Мы сегодня рапортуемПро своих успехи.
Припев:
Елочки-сосёночки Колкие, зеленые,Все ребята – первоклашкиВ Азбуку влюбленные!
Мы в нарядах нынче новых,И у всех счастливый вид,Ведь сегодня мы досрочноИзучили алфавит!
Припев:
Разбудите меня ночью,В самой серединочке,Расскажу вам алфавитБез одной запиночки.
Припев:
Буквы гласные мы любимИ все больше с каждым днем.Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
Припев:
Ах, ты бабушка, моя,Снова не согласна!Ты запомни навсегда,Есть лишь десять гласных.
Припев:
Тыщу слов в минуту нынче,Как машинка я строчу.Я люблю вашу книжкуОдним махом “проглочу”!
Припев:
С Азбукой кто не в ладу,С тем я дружбу не веду.У меня характер круг – Уважаю с детства труд!
Припев:
Почему малышейМокрые реснички?Потому что в АзбукеКончились странички.
Припев:
Мы простимся с Азбукой,И рукой помашем,И спасибо десять разДружно хором скажем!
Мальвина:
Буквы – значки, как бойцы на парад,В четком порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит.А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
А: Аист с нами прожил лето,А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинут рот,Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки - Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа:Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел- Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол-Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха,Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой – То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек – Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок –Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!Я на память знаю буквы!
Ведущий:
Молодцы! Мы рассказывали стихи известного детского поэта. Чтобы узнать его фамилию, нужно отгадать кроссворд. Готовы? Вспомните сказку про глупого мышонка. Её написал этот же автор. Какие животные качали глупого мышонка?
Мальвина:
Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.Буквы в слове разделяю,Только жал, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!
Ы: Вот топор. Полено рядом.Получилось то, что надо.Получилась буква Ы – Все мы знать её должны!
Мальвина:
Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
Дети читают стихи
1. Вот два столбика наискосок, А между ними поясок.Ты эту букву знаешь? А?Перед тобою буква….
2. Эта буква так кругла –Укатиться бы могла….
3. Вы посмотрите:Кто такой, загородив дорогу,Стоит с протянутой рукой,Согнув, баранкой ногу?
4. На эту букву посмотри,Она совсем как цифра три….
5 .Ты с этой буквой знаком:Стоят два колышка рядком,А между ними поясок,Протянутый наискосок…
Физминутка.
Мальвина:
А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Мальвина:
Продолжаем наш разговор о звуках и буквах . Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?
Сценка “Азбука”
Автор:
Всем известно:Буква Я в Азбуке последняя.А известно ли кому,Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.Жили в Азбуке у нас буквы.Жили, не тужили,Потому, что все дружили.Только раз все дело всталоИз-за страшного скандала:Буква Я в строку не встала,Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -Главная заглавная!Я хочу, чтобы по всюдуВпереди стояла Я!Не хочу стоять в ряду,Быть желаю на виду!
Автор:
Говорят ей:
Буквы:
Встань на место!
Автор:
Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!Я ведь вам не просто буква,Я – местоимение.Вы в сравнении со мною - Недоразумение! Недоразумение – Не более, не менее!
Автор:
Тут вся Азбука пришлаВ страшное волнение.
Буква Ф:
Фу-ты, ну-ты!
Автор:
Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С:
“Срам!”
Автор:
Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы:
Воображала!
Автор:
Проворчала П:
Буква П
: “Попробуй потолкуй с такой особой!”
Автор:
Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!Буду делать все сама!Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,Все буквально улыбнулись,И ответил дружный хор:
Буквы:
Хорошо, идем на спор!
Буква А
:
Если сможешь в одиночкуНаписать хотя бы строчку, -Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:Целый час она пыхтела,И кряхтела и потела…Написать она сумела толькоЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор:
Как зальется буква ХА:
Буква Х:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О:
О от смеха покатилась!
Буква А:
А за голову схватилась!
Буква Б:
Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!Признаю свою вину!Я согласна встать, ребята,Даже после буквы Ю!
Автор:
“Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А
: Если хочет, пусть стоитДело ведь совсем не в месте,Дело в том, что все мы вместе!
Буквы:
Чтобы все от А до Я –Жили как одна семья!
Азбука:
Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 435 года.
Ведущий:
Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)
(Раздается стук в дверь)
Мальвина:
Ребята, кто то к нам пришел в гости!
(Звучит музыка заходит Старуха Шапокляк)
Мальвина:
Здравствуй гостья дорогая, приходи скорей сюда!
Шапокляк
: Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что“Нынче в школе первый класс, вроде института”.
Шапокляк:
Попробуйте угадать героя сказки.
1. Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей,И однажды бегемота Вытащил он из болота.Он известен, знаменит, Это Доктор …
2. Бабушка девочку очень любила,Шапочку красную ей подарилаДевочка имя забыла свое,Вы подскажите, как звали ее?
3. Всех он любит неизменноКто к нему не приходил Догадались это Гена,Это Гена …
4. У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный.Он имел предлинный нос.Что за сказка? Вот вопрос?
Шапокляк:
Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания, ребята!
(Шапокляк уходит)
Азбука:
Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я,О, В, С, Н, К.
Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)
Сценка “Овсянка”
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель:
Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка,ножка, замок)
Мальвина:
Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь твоя очередь отгадай, какую сказку покажут вам дети.
Ребята показывают сказку “Репка”
Азбука:
Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам,которые не научились читать.
Буратино
: Подождите, Азбука! А как же ребята?Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука:
А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.
Звучит музыка. Выходит Книга для чтения
Книга для чтения:
Здравствуйте, ребята. Я –Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Ты эти буквы заучи.Их три десятка с лишком.А для тебя они – ключи Ко всем хорошим книжкам.Прочтёшь ты книги о зверях,Растеньях и машинах.Ты побываешь на моряхИ на седых вершинах.Тебе чудесные краяОткроет путь от “А” до “Я”!
Мальвина:
И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.
Азбука:
Закончена Азбука.Буквы мы знаем.Стихи и рассказыСвободно читаем. Добру нас училаРусская речь.И мы её будем Любить и беречь!
Стихи:
1. Буквы, слоги и загадкиВ доброй Азбуке живут.По ступенькам постепенно В царство сказок нас ведут.
2. Мы теперь читаем сами, Знаем слоги и слова.Скажем Азбуке спасибо – Расставаться нам пора!
3. Мы хотим сказать тебе спасибо,Мы тебя за все благодарим!Говорим тебе мы – до свиданья!Здравствуй! – новой книге говорим.
Азбука уходит
4. Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать .Не надо бабушку трясти:“Прочти, пожалуйста! Прочти!”Не надо умолять сестрицу:“Ну, прочитай ещё страницу!”Не надо звать, не надо ждать,А можно взять и прочитать!И вот за это я благодарю Первую нашу книгу – Азбуку!
Дети исполняют песню “Азбука!”
Мальвина:
Всем мы сегодня говорим“Спасибо” Азбуке.От Азбуки на память вамПодарки подарю.
Звучит музыка. Мальвина и Буратино вручают подарки