Разработка урока по обучению граммоте Прощание с азбукой
ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
ХОД ПРАЗДНИКА
Исполняется песня "Чему учат в школе".
Ученик 1.Смех и слезы, радость и печаль За полгода довелось нам испытать. Но стараний наших нам не жаль –Книги нам легко теперь читать!Ученик 2.В день осенний, в день чудесный В класс несмело мы вошли. "Азбуку" - для всех подарок –Старшеклассники внесли.Ученик 3.Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли!Ученик 4.Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.Ученик 5.Тем, кто любит приключенья, Мы откроем свой секрет.Дети (хором).Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет!Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего вы врете?" Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал? Нафаня. Это я, Нафаня.********************************************Учитель (задумчиво). Нафаня... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит.} Ты из какого класса, мальчик?Нафаня. Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учитьсяне собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за пятьмесяцев узнали - читать, писать научились!Нафаня. Ну уж, писать! Какая проблема-то - ставь себе закорючки и дело с концом!А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает - ни в какой книжкевашей не прочтешь!Учитель.Сказки - это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгахнаписано, твоя бабуся не знает.Нафаня. Неправда, Давай поспорим, что знает и я знаю!Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет илигероя, а ты отгадывай.Нафаня. Давай, называй.
Игра "Угадай сказку"
Материал для игры подбирается учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.Нафаня (естественно, проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обиделиребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.}Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился Ну,пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодняпоследнее путешествие по страницам "Азбуки".Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Кот Баюн, сзади тащится Леший. Кот (обращаясь к Лешему}. Ну чё ты за нами увязался? Без тебя разберемся.Леший. Да что вы разберетесь? Ничего вы не можете! Только метлой махать далюдей пугать россказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушкана курьих ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый затрапезныймальчонка ее вокруг пальца обвести может. А про Кота-то и вовсе толком никто незнает. Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё вы сюды поперлись-то?Баба Яга. Уйди, окаянный! Мы за твои слова на тебя в обиде Я за своего внучка самапостою.Леший. Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.) Кот (обращается к детям). Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню?Учитель. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздникпроводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целаясвора ребят дурачком назвала!Учитель. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто вашНафаня игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.Баба Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала.Кот. Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.Учитель. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаняучиться не хочет.Баба Яга (грустно). Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он всеотлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.Учитель. А наши ребята уже научились. И сегодня мы с "Азбукой" прощаемся.Кстати, она должна была подойти. Где же она?Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках записка.Нафаня. Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает.Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая сэтим облезлым котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть голову-тополомают, читаючи. Да передай - коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вотмы и увидим, кто умнее. (Передает записку.)Баба Яга. Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тутнаписано. Ваша волшебница Азбука у меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы всетакие умные ответьте на загадку:Тридцать три родные сестрицы, Писаные красавицы, В одном городе живут И повсюду славятся. Кто это или что это?Дети. Буквы.Баба Яга. И еще. Всех их вы должны знать по именам.Учитель. С этим заданием мы легко справимся. Правда, ребята? О чем эта загадка?Ребята рассказывают алфавит. Появляется Леший.На плакатах: Леший. Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущу вашуАзбуку, пока вы не выполните еще одно задание.Баба Яга. Да ладно тебе, Леший, глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо? Кот.Да, чё?Леший. Не чё, а что, простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребятачто-то знают. А ну-ка, становись в три команды! (Ребята строятся.} Так, бабка,хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот, тоже. Это твоя команда,это бабкина, а это моя. Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Азбукапроститься. Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. Составьтеслова из данных слогов:**************************Дети. Роща, свеча, кричу, тащу. ЧАЩА.**************************Дети. Туча, пища, кручу; щука; КРУЧА**************************Дети. Чашка, чищу, чудо, щавель.Леший. На какие орфограммы эти слова?Дети отвечают.Учитель. Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так,Леший?Леший. Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Приведу я вам вашуАзбуку. (Уходит.)Учитель. А пока мы ждем, давайте поиграем. (Песня о школе)Входят Леший и Азбука.Леший. Вот ваша Азбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула, порядок навела.Азбука. Да, это я умею. Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Хочу проверитьваши знания, проводить из страны Азбуки в страну Литературы. А порядок я люблюнаводить с моими подопеч
·ными буквами.Учитель. Да-да, мы с ними уже повстречались. Азбука. А вы знаете, чторассказывают буквы? Учитель. Ребята-то знают, а вот наши гости...Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, и чаво они там бают? Нафаня, поди сюды, сейчас тебе, может,и расскажут.Дети читают стихотворение С. Погореловского "Что рассказывают буквы". Ученик 6.В Азбуке у Нади, точно на параде, Гласные, согласные - стояли буквы разные, Но не вместе в строчке, а поодиночке.Ученик 7.Говорить они пытались: и жужжали, и шептались, Но о чем - пойми попробуй:Буква М мычит коровой, Буква А сказала: "А?" - Что ты хочешь, буква А? Но в ответ мне буква А Снова спрашивает: "А?"Ученик 8.Вот еще досада!Что им, буквам, надо?!Но когда в тетрадиВстретились у НадиБуква А и буква М,Все понятно стало всем.Ученик 9.Буквы рядом ровно, прямо Встали честь по чести И сказали дружно: "МАМА!" Вот что значит - вместе!Ученик 10.И теперь у нашей Нади Разговор идет в тетради:В каждом слове - там и тут –Буквы дружные живут.Нафаня. Я понял, бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри,что получается! (Показывает.}Кот. И чего это у тебя там получается?Баба Яга. Да ведь это БАБА! Ой, солнышко ты мое! Умница!(Радостно гладит по голове Нафаню.)
СЦЕНКА.
Жили в Азбуке у нас буквы. Жили не тужили, Потому что все дружили. Где никто не ссорится –Там и дело спорится. Только раз Все дело встало Из-за страшного скандала:Буква "Я"... В строку не встала. Взбунтовалась буква "Я":- Я, - сказала буква "Я", -Главная, заглавная! Я хочу,Чтобы повсюдуВпередиСтояла я!Не хочу стоять в ряду,Быть желаю на виду!Буква Ф.- Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "эф", От обиды покраснев.Буква С.- Срам! -Сердито "эс" сказало.Буква В."Вэ"кричит:- Воображала!Буква П.Проворчало "пэ":- Попробуй,Потолкуй с такой особой!Рассказчик. "Я" затопала ногами. Буква Я.Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама, Хватит у меня ума!Рассказчик.Буквы тут переглянулись, Все буквально улыбнулись, И ответил дружный хор:Буквы (хором).- Хорошо! Идем на спор.Буква «Я»Всегда былаВсем и каждому мила,Но советуем, друзья,Помнить местоБуквы «Я»!Азбука.Неизвестно, как случилось,Только буква заблудилась -Заскочила в чей-то домИ хозяйничает в нем.Но едва туда вошла буква-озорница,Очень странные дела начали твориться.Дети, поставьте буквы на свои места. Ученик 11.Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.Ученик 12.На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.Ученик 13.У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.Ученик 14.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:"Там ползет зеленый лук С длинными усами".Ученик 15.Не учил уроки, А играл в футбол, От того в тетрадке Появился гол.Дети находят ошибки и исправляют их. Учитель. Молодцы, ребята! А сейчас проверим ваше внимание.Проводится игра на внимание (по выбору учителя).Азбука. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеетесоставлять слова, хорошо поете и играете. А умеете ли вы отгадывать загадки.Вручение дипломов.Учитель. А сейчас пришло время познакомиться с другой книгой - помощницей вобучении.Нафаня. Кроссворд? А чё это такое?Леший. Ну сколько можно повторять - не чё, а что! Ты же в школе находишься.Здесь учат красиво и правильно говорить.Нафаня. Слышал. Я так не умею.Леший. Да ты попробуй, все получится! Попробуй вместе с ребятами загадкиразгадать.Кот. Это что, загадки?Леший. Знаешь, как мозги тренируют?Нафаня. Попробуем.На плакате 1.**************************1. Черные, кривые, От рождения немые. А как только встанут в ряд, Сразу вдруг заговорят.2. Умный ИвашкаВсю жизнь в одной рубашке. По белу полю пройдет –Каждый след его поймет.3. В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки Что угодно для души.4. Голубочка бела В избу влетела, Что на свете видала, Про все рассказала.
ЗАГАДКИ.
1. 33 богатыряК нам пришли сюда не зря. Изучая их секреты, Ты на всё найдешь ответы. Но скажи-ка нам пока, Как зовут их?( азбука )2. Должен он пораньше встать, Чтоб за партой не зевать.Чтоб проверить, всё ль в порядке,В сумке ль книжки и тетрадки, А вопрос такой возник:Кто же это? (ученик)3. Когда приходим мы в свой класс, Она встречает первой нас. Она добра, хоть и бывает строгой, В мир знаний, открывая нам дорогу. Кто это, назовите? Конечно же (учитель)4. У каждой девчонки и у мальчишки Есть этот учебник - заветная книжка. Читают и ныне, читали и встарь Чудесную книжку с названьем ... (букварь)5. Мне не нужен пароход, Поезд, самолет, автобус, Потому, что у меня, Шар волшебный есть, друзья . Называется он ... (глобус)ВОВА - Молодцы. Теперь я тоже буду хорошо учиться! До свидания!Учитель раздает детям новые учебники.Азбука. Теперь вы отправитесь в страну Литературию, а поведет вас тудакнига «Литературное чтение».Нафаня (тихо плачет). И-и-и!Яга Баба. Что с тобой, внучек?Кот. Кто тебя обидел?Леший. Чую, он не поэтому плачет.Нафаня. Я-я-я тоже хочу такую книжку-у-у!Леший. Но ее дают только тем, кто уже умеет читать, а ты ведь не умеешь?!Баба Яга. Научится он, научится! Приходите к нам учиться. Медали детскому саду и Нафане.Кот. Я и сам его учить буду, я ведь от природы ученый, хотя некоторые тут иобидными словами бросались. А про меня еще сам Александр Сергеевич Пушкинписал. Ребята, вы знаете, кто такой Александр Сергеевич Пушкин?Дети отвечают. Кот. А может, вы знаете, что он обо мне написал:"У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит,Налево - сказки говорит..."А откуда это?Баба Яга. Ладно-ладно, если и не знают, прочитают еще. А ты давай моего внучка учи, чтоб и ему такая книжка досталась, как у ребят.Леший. Было бы желание, а научить всему можно. Правда? Учитель. Ну что ж, путь к знаниям открыт!Азбука. Прощайте, ребята! Желаю вам интересных встреч и открытий на страницахкниг!