Презентация ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВЫДАЮЩИХСЯ МЕТОДИСТОВ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВЫДАЮЩИХСЯ МЕТОДИСТОВ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ. Решение проблемы модернизации современного образования требует создания новых образовательных концепций.Означает ли это отказ от опыта педагогов- словесников прошлого? «… обновление - не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление - это тонкая, ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт» Важно не только оценить вклад в науку методику, сделанный учеными прошлого, но и понять его роль и значение в наши дни. В Изборнике за 1076 г. помещена статья "О чтении книг" М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»: ) Николай Иванович Новиков Статьи 1783-1874гг. «О воспитании и наставлении детей» «О сократическом способе учения». «Об эстетическом воспитании» К концу 18 века методика как научная дисц. начинает приобретать самостоятельное значение. Центральная проблема – проблема анализа литературного произведения ставится уже в то время. В речи профессора Московского Ун-та Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих в просвещению» выдвигается задача формирования у читателя самостоятельного критического отношения к тексту произведения: «…на мнении других, по нерадению своему. Оставаться не должно, но паче в чтении самому рассматривать должно. Разбирать и поверять мнения писателей». (1779). Литературное образование в Царскосельском лицее Необыкновенно важно, что главные постулаты, определявшие учебно-воспитательный процесс в Лицее, находят свое научное подтверждение в современных психолого-педагогических теориях множественности интеллектов (Гарднер), теории социокультурной функции речи (Выготский), теориях конструктивистского обучения (Захарик), проблемного обучения (Махмутов) «Галаховско-буслаевская программа» - уникальный труд двух ученых Федора Ивановича Буслаева и Алексея Дмитриевича Галахова. Федор Иванович Буслаев разграничивает понятия метод и прием. В методе объединены существенные закономерности, свойственные предмету изучения и особенностям детского восприятия. А прием – индивидуальная форма применения метода, которую избирает учитель, исходя из своего личного опыта. В 60-80 годы 19 века лучшие методисты-словесники вступают в полемику по поводу задач чтения и анализа текста, поэтому и отстаивают разные методы и приемы изучения. Последователи академического направления в преподавании словесности (Буслаев, Галахов, Поливанов и др.) считали основной целью уроков умственное развитие учащихся. Изучение основ науки о языке и литературе. Многие из них пропагандировали филологическое изучение литературы. Разрабатывали методику логико-стилистического анализа текста. Они уделяли особое внимание лекциям, устным выступлениям и письменным работам учащихся. Высказывались против злоупотребления беседой на уроках, против поверхностного знакомства с текстом, а также против бесед на темы, уводящие от произведения литературы. Сторонники воспитательного направления в преподавании (Водовозов, Стоюнин, Острогорский, Балталон) смотрели на литературу прежде всего как на средство нравственного и эстетического воспитания учащихся. Василий Иванович Водовозов 1825 – 1886гг. Он настаивал на том, чтобы вместо жанрового и языкового принципа в основу анализа литературного содержания был положен идейно- тематический принцип. Он считал, что эстетический анализ недоступен детям, это чистая, отвлеченная наука: «Что детям непонятно, то для них бесполезно, если не вредно». Менее категоричными были Владимир Яковлевич Стоюнин и Виктор Петрович Острогорский Подчеркивая в своих трудах необходимость «воспитательного чтения», они всегда делали акцент на эстетической стороне произведения. Острогорский по праву признается создателем методики выразительного чтения. Методические искания конца ХIХ и начала ХХ веков Борьба различных школ в литературоведении отразилась в противоборстве направлений в методике. Споры между «общественниками» и «эстетами» Состоялась бурная дискуссия на Первом всероссийском съезде преподавателей русского языка и словесности (1916 -1917гг.) Программы , опубликованные в первые послереволюционные годы, опираются на достижения отечественной методики, не особенно сковывая инициативу учителей. Основное направление – этико-эстетический анализ литературного произведения. Сохраняется прежнее деление курса на чтение отдельных произведений в младших классах и историко-литературный курс в старших. 1925г. Программы ГУСа Литература теряет как предмет свою самостоятельность и превращается в иллюстрацию к комплексным обществоведческим темам: «Город», «Деревня», «Капитализм и рабочий класс». Мария Александровна Рыбникова Обозначила четыре основных дидактических правила: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; искусство методиста – показать сложное в простом, новое в знакомом; важно соединить дедукцию с индукцией Г.А. Гуковский «Изучение литературного произведение в школе» (посмертное издание в 1966 году) Анализ текста должен быть основан на научной методологии. Школа должна давать основы литературной науки, учить трудному, но интересному. Евгений Николаевич Ильин Герой нашего урока. — М., 1991.Воспитаем читателя. — СПб., 1995.Шаги навстречу. — М., 1986.Урок продолжается. — М., 1973.Давайте соберемся. — М., 1994 (соавт.).Как увлечь книгой. — СПб., 1995.«Минувших дней итоги…» — Л., 1991.Путь к ученику. — М., 1988.Рождение урока. — М., 1986.Из блокнота словесника. — СПб., 1993.Искусство общения. — М., 1982. История становления методики как науки показывает ясно и достоверно, что в преподавании литературы одинаково вредны наукообразность оторванность от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, от конкретной ситуации. Но не в меньшей степени опасно, когда руководствуясь прекрасными демократическими и гуманистическими принципами, преподавание литературы превращают беседы на этические темы, а художественное произведение в иллюстративный материал. Именно такой подход чаще всего и приводит к прямо противоположным результатам, вызывает негативизм, скуку и прямое отвращение. Для освоения эстетического содержания литературного произведения необходимо овладеть, начиная с азов, навыками проблемно- эстетического и типологического анализа.