Использование технологии проблемного диалога при обучении сочинению-рассуждению в 5 классе
Дроздова В.И.
Использование технологии проблемного диалога при обучении сочинению-рассуждению в 5 классе
Жить – значит уметь решать проблемы, а решать их – значит расти интеллектуально.
Дж. Гилфорд
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
В жизни все время придется объяснять, доказывать, мотивировать свои мысли. Человек должен свободно владеть аргументацией, умением не только мыслить, но и убедительно эту мысль отстаивать и утверждать.
В наше время совершенно справедливо считается достоинством человека, если он обладает активой жизненной позицией. Любая активность определяется жизненными взглядами, понятиями, нормами поведения. Поэтому собственную деятельность нужно не только проявлять, но и в ряде случаев объяснять, мотивировать, доказывать. Так для каждого человека становится необходимым умение находить и применять в пользу своей деятельности многообразные доводы и аргументы.
И не только общественная жизнь, но и обычные рядовые отошения нуждаются в логически обоснованной системе взглядов. Наше поведение тем увереннее и безупречнее, чем надежнее аргументы, мотивы, которыми обусловлены наши поступки.
Поэтому такой значимой является работа над сочинением - рассуждением школьников. Сочинение-рассуждение – это особый жанр, которому надо учить.
Планирую систему уроков по обучению сочинению-рассуждению в 5 классе. В данной работе использую технологию проблемно-диалогического обучения, обеспечивающую творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты, ставить и решать проблемы.
На первом уроке развития речи знакомлю пятиклассников с типами монологической речи: повествованием, описанием, рассуждением. Это пока общее представление о разновидностях монологической речи, но учащиеся уже понимают отличительные черты каждого типа речи. Пятиклассники сами пытаются найти к каждому типу речи общие вопросы.
Повествование – сообщение о том, что произошло, что случилось, как развивались действия. Записываем с учениками общие вопросы, на которые оно отвечает: кто? что? где? когда? как?
Описание – словесное изображение предмета речи, его признаки. Общий вопрос для этого текста – какой?
Рассуждение – размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение, что он значит, полезен ли, нужен ли, почему им следует именно так пользоваться. Общий вопрос – почему?
И еще на этом же уроке показываю учащимся прием «фотографирования»: сколько кадров можно сделать? Подводящий диалог помогает ученикам понять суть данного приема:
- Сколько кадров можно сделать при повествовании?
- Много.
- Почему?
- Сколько действий, столько кадров.
- Сколько кадров можно сделать при описании?
- Достаточно одного.
- А при рассуждении сколько можно сделать кадров?
- Ни одного, потому что рассуждение – это мысли. Их нельзя запечатлеть на кадре.
Затем пятиклассники выполняют задание по определению типа речи предложенных текстов, доказывая правильность своего выбора.
Второй урок в системе обучения сочинению-рассуждению – это урок закрепления понятия «рассуждение», анализа текста-рассуждения, составления общей схемы сочинения-рассуждения, отработки понятий – тезис, доказательства, вывод.
Работаем с текстом (отрывок из очерка А.Н.Стрижева «Русский год») : Интересное явление: в феврале звери стараются пробежаться не вырубкой или смешанным лесом, а ельником.
Все дело в том, что снеговой покров в ельнике всегда тоньше, чем в других типах леса, в нем значительная часть осадков задерживается на лапнике. Снежные нависи на еловых сучьях фенологи называют кухтой. К концу зимы кухта, подтаивая, превращается в ледовый панцирь. Только еловые ветви и способны выдержать такую тяжесть. До образования наста мелкий снег в ельнике – спасение для четвероногих обитателей.
Вот и виднеются тут следы лосей, лисиц и зайцев.
Даю пятиклассникам общую схему сочинения-рассуждения:
Вступление.
Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
Аргументы, т.е. доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.
И тут же следует задание: найти в тексте все части данного типа речи, объяснить свой выбор.
Учащиеся доказывают, что предложенный текст построен по схеме, которая характерна для рассуждения. Учитель уточняет и дополняет сказанное пятиклассниками.
В первом предложении можно увидеть не только утверждение, тезис, но и вступление: Интересное явление… Этим замечанием автор вовлекает читателя в суть дела. Вслед за ним, в том же предложении, излагается смысл этого интересного явления. Смысл этот и есть тезис, основное положение, которое автор будет доказывать.
После сообщения об интересном явлении у читателя сам собой возникает вопрос: «А почему так?» Этот вопрос автор уже имеет в виду и приготовился на него ответить. Поэтому и ответ дается как реальная беседа с читателем. Объяснение, сделанное автором, и есть доказательство в подтверждение выдвинутого тезиса. Читатель удовлетворен этим объяснением и готов выслушать заключение-вывод: Вот и виднеются тут следы лосей, лисиц и зайцев.
После этого задания учитель спрашивает, сколько может быть доказательств в сочинении-рассуждении.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. В нашем примере было только одно доказательство – мелкий снег, по которому зверям бегать нетрудно. И свидетельство тому – следы этих зверей. Но и этого доказательства достаточно, чтобы согласиться с автором, почему звери норовят пробежать по ельнику во вторую половину зимы.
Но есть случаи более сложные, утверждающие мысли о том или ином факте, вызванном к жизни не одной, а несколькими причинами. Тогда на вопрос почему? приходится отвечать, ссылаясь для убедительности ответа на несколько причин. Эти причины, подтверждающие тезис, и будут являться доказательствами в тексте-рассуждении. Чем убедительнее будут подобраны доказательства, чем лучше они расположены и яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.
Учитель делает обобщение о доказательствах.
Подбор доказательств – нелегкая работа, и прежде всего нужно знать, что может быть доказательством. Это - факт, наличие реального предмета, истинность событий. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Неслучайно говорят: факт – упрямая вещь, поставить перед фактом. Доказательством могут быть общепринятые положения. Принципы, нормы, пословицы, народная мудрость, цитаты, цифры, оценочные слова автора, различные заключения как вывод из двух суждений.
Утверждения, под которыми нет какой - либо логической опоры, доказательствами не являются.
Итогом на данном уроке будет коллективное составление текста –рассуждения по примеру только что рассмотренного текста на предложенную тему: «Помогает ли работе порядок на столе?» Текст должны написать учащиеся, установки дает учитель. Ведется побуждающий диалог.
- Каким может быть введение?
- Человек выполняет разные работы. Он занят на заводе, в поле, в лесу, на море, у себя дома. Любая работа любит порядок.
- Когда возможен успех в работе?
- Успех бывает, когда все для работы подготовлено, а сама работа идет по порядку.
-Что является вашей работой?
- Выполнение домашнего задания.
- Ученик дома за своим столом тоже выполняет работу – делает домашнее задание. От того, как он ее выполняет, зависит ли результат домашних занятий?
- Мы подошли к тезису. Как его можно сформулировать?
- Прежде всего на столе должен быть порядок, все должно быть под рукой, на своем месте.
- А для чего нужен этот порядок? Почему он должен быть на твоем рабочем столе? Попробуем это доказать.
Учащиеся приводят свои доказательства:
- Нужно, чтобы на столе на своем месте лежал учебник, а рядом со столом – учебники и тетради.
- Ручку тоже нужно держать в определенном месте, чтобы не бегать по дому в поисках ее или не рыться в портфеле или в столе.
- На столе должен быть деревянный стакан с ручками, цветными карандашами, запасными стержнями, резинками.
- На столе в отдельной коробочке нужно держать закладки, небольшие листы бумаги для записей, календарик, маленький ножик для заточки карандашей. Тогда не надо будет искать нужный карандаш, закладку для книги или соображать, какой день недели.
- Какой же вывод из всего сказанного мы можем сделать?
- Порядок на столе, за которым работает человек, помогает сосредоточиться, не отвлекаться от основного задания, не нервничать, не бежать от работы.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески. После этого диалога пятиклассники пишут сочинение-рассуждение. При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему.
Третьим уроком в системе обучения сочинению-рассуждению будет урок, на котором учащиеся готовятся к пересказу текста на основе его анализа.
Прочтем этот текст, разберем его, а потом перескажем.
Писатель Алексей Дорохов написал для молодежи поучительную книжку «Как себя вести?»
В одной из главок этой книги он спрашивает своего юного читателя: «Замечал ли ты, что мужчина идет по улице слева от женщины? Почему это?» Оказывается, обычай сложился по разным причинам.
Двести-триста лет назад мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом – чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен.
До конца XIX века чиновники обязаны были носить при мундире шпагу. Она висела на левом боку. Чтобы оружие не ударяло спутницу, мужчина шел слева от нее. Это стало обычаем.
И еще одна причина. При встрече люди расходятся вправо, и если они нечаянно заденут друг друга, то пусть заденет мужчина мужчину, а не женщину.
Вот и ты, как более сильный, приучайся с юных лет оберегать свою спутницу – маму, сестру, одноклассницу.
Беседа по тексту.
Определите тему текста. (Нормы поведения).
Какова идея текста? ( Объяснить, как и почему должен вести себя мужчина, сопровождая женщину)
Как построен текст? ( Введение, тезис, доказательства, вывод)
Какой это тип речи? (Рассуждение)
К какому стилю речи его можно отнести? (К научно-популярному)
Какие языковые средства выбраны и как они использованы?
Как вы понимаете слова рапира, шпага, мундир?
Пересказ текста. Учащиеся должны помнить, что это рассуждение. Данный вид работы закрепляет умение видеть все составляющие этого типа речи: вступление, тезис, доказательства, вывод.
Следующие два урока по развитию речи – написание сочинения-рассуждения на тему: «Нужны ли домашние задания?»
Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения, сталкивает разные мнения учеников, предложив такую тему для сочинения-рассуждения. Пятиклассники должны сформулировать тезис, доказать свою точку зрения.
Таким образом, используя данную систему работы, учитель помогает обеспечить развитие речемыслительных навыков школьников и формирование умений метапредметного уровня (анализ, синтез, приведение доказательств и т.п.).
Список литературы
Авдонина А.Ю. Основы методики развития речи учащихся. Самара, 2009.
Бондаренко Т.М. Методика преподавания русского языка. М., 2011.
Бухаркина М.Ю., Палат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебно-методическое пособие / под ред. Е.С.Полат. – М.: Изд.центр «Академия», 2010
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И.В.Роберт и др. – М.: Дрофа, 2007.
Марченко Д.С. Развитие речи ( комплекс упражнений ). СПб., 1994.
Скиргайло Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста, М., 2011.
Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках русского языка.- «ИДР»,2012
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь, М.:Сфера, 2010.
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся, М., 2008.