Попова А.Н. «Основные направления формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР»

А.Н. Попова
Руководитель: к.п.н., доц. Е.А. Ларина
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Чтение является одним из сложнейших психофизиологических образований, которые содержат элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям (Б.Г. Ананьев) [1]. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные знания об окружающей действительности. Вопрос изучения навыка чтения в настоящее время рассматривается в направлении поиска более эффективных методов коррекции, прежде всего, в связи с тем, что именно данный навык обеспечивает развитие человека как личности. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, выразительность (техническая сторона чтения) и сознательность (смысловая сторона). В большинстве случаев исследователи акцентируют внимание на изучении технической стороны чтения, что как бы предполагает успешное его понимание. Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Л.С. Горбушиной, Т.К. Завадской и М.И. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением [5]. Это проявляется в его монотонности, ошибочной паузации и неверном определении логического центра. Подобные технические несовершенства в использовании интонации являются внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Коррекционные педагоги (И.Н. Карачевцева, Р.И. Лалаева) отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обнаруживаются специфические сложности в понимании смысла прочитанного. В связи с этим в последнее десятилетие активно стало разрабатываться направление изучения и коррекции именно смысловой стороны чтения у младших школьников с ОНР (Т.А. Алтухова, Л.А. Гаранина Е.И. Матвеева и др.), что свидетельствует об актуальности данного вопроса.
На основе этого, целью нашей работы является разработка и апробация коррекционно-развивающей программы по формированию смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР. В ходе подготовки к осуществлению исследования нами было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР будет оптимизирован, если в систему традиционного логопедического воздействия по коррекции письменной речи будут включены следующие мероприятия:
артикуляционные упражнения;
дыхательная гимнастика;
работа по развитию высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение);
формирование интонационной стороны речи.
Анализ литературы по интересующей нас проблеме позволил сделать вывод о наличии связи интонации и смысла, которая наиболее ярко выражается в процессе чтения. По мнению И.Г. Торсуевой, интонация участвует в выражении коммуникативного типа и смыслового членения высказывания [6]. Педагоги и психологи склоняются к мнению, что понимание смысла является основой выразительного чтения, в котором ведущую роль играет интонация [4; 5]. Недостаточная сформированность фонологически значимых особенностей интонации у детей является предпосылкой к возникновению специфического типологического нарушения чтения. К таким типологическим просодико-интонационным ошибкам, по мнению Т.А. Алтуховой, И.И. Карачевцевой, относятся: ошибочный выбор интонационной конструкции, отсутствие четкой межсинтагменной паузации, несоответствие тембра характеристике персонажа, низкая интенсивность голоса, неправильное логическое ударение и семантико-синтаксические затруднения в чтении [1]. Все перечисленные ошибки приводят к сложностям в развитии смыслового восприятия текстов.
Для подтверждения гипотезы нами с февраля 2010 проводится экспериментальное исследование на базе МОУ СОШ № 3 и № 43 г. Хабаровска. Ограничением исследования стали 20 учащихся вторых классов, имеющих логопедическое заключение – нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня.
Для реализации сформулированных целей и проверки гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в 3 этапа. Первый этап – этап констатирующего эксперимента, основанный на авторской скрининг-диагностики Е.А. Лариной, включающей в себя следующие параметры:
1) диагностика сформированности интонационной стороны речи;
2) изучение сформированности смысловой организации и выразительного оформления диалогической и монологической речи;
3) анализ сформированности смыслового и выразительного компонентов чтения;
4) оценка навыка сформированности смыслового и интонационного анализа письменных текстов.
Анализ результатов осуществлялся на основе балльно-уровневой системы оценки [3].
По описанной выше диагностике мы провели констатирующие замеры сформированности интонационной и смысловой стороны речи у испытуемых детей. Выяснилось, что более или менее оптимальные результаты отмечаются по такому параметру, как сформированность смысловой организации и выразительность оформления монологической речи (75 % детей имеют допустимый уровень), а низкие – при оценке уровня сформированности выразительного компонента чтения (100 % учащихся имеют критический уровень). Высокий уровень не был выявлен ни по одному параметру. Для 60 % детей характерен критический уровень сформированности смыслового компонента чтения, для 55 % учащихся – критический уровень сформированности интонационной стороны речи. Далее на основе представленных параметров мы разделили всех детей на 2 группы – с допустимым и с критическим уровнем сформированности интонационной и смысловой стороны речи. В группе с критическим уровнем оказалось 75 % детей (у них недостаточно сформировано большинство параметров), а с допустимым – 25 % (большинство параметров не нарушено). В группу с высоким уровнем не был определен ни один ребенок.
Для выявления корреляционного уровня между интонационным и смысловым параметрами, мы применили метод математико-статистической обработки по Спирмену. Полученный нами коэффициент ранговой корреляции оказался больше критического значения, что дает нам основание утверждать, что от уровня сформированности интонационной стороны речи зависит уровень сформированности смыслового компонента чтения, эти процессы взаимообусловлены. Затем мы определили корреляцию в каждой из групп. В группе детей с допустимым уровнем сформированности интонационной и смысловой стороны речи корреляция оказалась недостоверна. При этом высокий и критический уровень не был выявлен ни у одного ребенка, все показатели находятся в пределах допустимого уровня. Это свидетельствует о наличии некоторой положительной корреляции между интонационной и смысловой стороной речи (корреляция отличается от 0). В группе детей с критическим уровнем между уровнем сформированности интонационной стороны речи и смыслового компонента чтения имеется достоверная корреляция. Дети имели грубые нарушения просодических компонентов (просодико-интонационные функционально-значимые ошибки); интонационный навык у них не сформирован. При этом они обычно испытывали сложности в понимании прочитанного (не могли определить основную мысль, неверно отвечали на вопросы и имели трудности при пересказе текста).
Второй этап – этап формирующего эксперимента. Содержанием данного этапа стала разработка и апробация коррекционно-развивающей программы по формированию смыслового компонента чтения. В ее основе – традиционная система работы по коррекции семантической и аграмматической дислексии. Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях: 1) развитие слогового синтеза; 2) развитие грамматического строя речи; 3) расширение и уточнение лексики. В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова, проводится развитие слогового анализа. Развитие грамматического строя речи ведется по методике преодоления аграмматической дислексии, которая включает в себя 2 направления: 1) работа над словоизменением и словообразованием, 2) формирование синтаксической структуры предложений. Одновременно с развитием слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи проводится уточнение понимания прочитанных слов, предложений и текста. При устранении семантической дислексии важное место занимает работа над словарём ребёнка и его систематизацией.
Коррекционное воздействие мы предлагаем разделить на 3 периода – подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный период включает в себя дыхательную гимнастику (цель – выработка правильных дыхательных кинестезий), артикуляционные упражнения (цель – коррекция нарушений артикуляционной моторики), задания на развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение), слогового анализа (дифференцированно, для детей с послоговым чтением), работу по расширению словарного запаса и работу над всеми компонентами интонационной стороны речи. Данный период играет большое значение в коррекционном процессе, поскольку позволяет формировать достаточный уровень интонационной стороны речи, без которой работа над смысловой стороной чтения не будет эффективной. Основной период представлен 5 уровнями:
Развитие грамматического строя речи, работа над пониманием слов и фраз, работа над формированием интонационной стороны речи.
Работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе стихотворного текста.
Работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе прозаического текста.
Работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе научно-популярного текста.
Работа над интонационной и смысловой стороной речи на основе драматического произведения.
На каждом уровне детям предлагаются специальные тексты, позволяющие сделать процесс восприятия и понимания осознанным и отработать приемы их обработки. Примерами заданий могут служить такие упражнения, как выбор заглавия для текста, составление плана, расстановка предложений по порядку, ответы на вопросы по прочитанному произведению, пересказ текста и т.п. При этом обязательно параллельно ведется работа над формированием интонационной стороны речи (интонационных компонентов и функций, интонационного навыка и интонационного самоконтроля).
Заключительный период предполагает развитие у детей самоконтроля понимания прочитанного. Сюда можно отнести различные проверочные задания. Также планируется включение в данный период заключительной мини-драматизации.
Третий этап – этап контрольного эксперимента. После апробации данной программы мы планируем провести контрольный эксперимент, в котором будут использованы те же процедуры, что и на констатирующем этапе. На основе полученных данных и сопоставления их с результатами 1 этапа, мы сможем судить об эффективности предлагаемой нами программы формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР.
Таким образом, формирование смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи должно вестись параллельно с формированием достаточного уровня интонационной стороны речи.
Список литературы
1. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1(18). – С. 32–43.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – 1950. – вып. 70. – С. 16.
3. Ларина, Е.А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста : учеб.-метод. пособие / Е.А. Ларина. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2011. – 142с.
4. Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
5. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М. : АРКТИ, 2001. – 160 с.
6. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. – 2-е издание, исправленное. – М. : «ЛИБРОКОМ», 2009. – 112с.