Обобщение опыта работы на тему Основные направления в работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы
Комитет образования и науки Курской области
ОБПОУ “Железногорский ПК”
Железногорск
2016
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.
К.Г. Паустовский.
Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому языку и литературе. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей студентов, формирования языковой компетенции. Мы должны формировать языковую личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью. В процессе работы убедилась, что это предполагает углублённую работу со студентами, поиск новых форм, методов и приёмов, позволяющих развить познавательные и творческие способности, высказывать, отстаивать свою позицию.
Анализируя свою педагогическую практику, сформулировала цели и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высокого уровня развития устной и письменной речи, нужно решить следующие задачи:
создать условия для развития познавательной активности студентов через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
содействовать развитию устной и письменной речи студентов посредством активных форм обучения;
способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого студента.
По-моему, развитие речи – главная задача учебных занятий по русскому языку, поэтому требуется постоянная систематическая работа в этом направлении. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причём творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому учу студентов не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.
Формирование устойчивых навыков устной и письменной речи ведётся:
на учебных занятиях;
во внеурочное время;
в ходе индивидуальной, самостоятельной работы студентов.
Чуть подробнее о каждом из направлений.
1.1. Расширяю содержание по русскому языку и литературе посредством использования материала повышенного уровня сложности: изучают в полном объёме структуру текста, стили и типы речи, языковые средства выразительности, комплексный анализ текста, анализ лирического произведения, анализ эпизода, грамматические разборы.
Данную работу можно проследить на одном из фрагментов открытого урока « Знаки препинания в предложениях с однородными членами», который имел следующие цели: закрепление знаний об однородных членах предложения; отработка умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; развитие речи и творческого потенциала студентов (владение синтаксической терминологией, составление лингвистического текста, анализ текста); создание условий для развития умений и навыков самостоятельной и коллективной работы студентов.
Работа с текстом В. М. Пескова «Святые места».
1) Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
2) Мне было двадцать лет. 3) На первую получку я приехал из Воронежа в Москву поглядеть на Красную площадь и Садовое кольцо и рано утром с поезда пошел в Большой Кремлевский дворец и Спасскую башню. 4) Все: и кирпич в стене, и камни, выстилавшие площадь, и закрытые двери, и кованые решетки - хотелось потрогать руками.5) В те времена в Кремль не пускали. 6) Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. 7) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!
8) Потом я много раз бывал у Кремля. 9) Уже поездив по миру сравнивал и всегда с гордостью думал (ни/не) в одном городе я ( не) видел площад такой крсоты строгости своеобразия.
10) Древние зодчие жвописцы и плотники свое умение и тлант могли выразить только в постройк монастырей црквей и сборов.
11) Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
12) Бережного отношения требуют старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.
13) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.14) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО.15) Любить отечество невозможно заставить декретом. 16) Любовь надо воспитывать.
Какова тема текста В.М. Пескова «Святые места»?
А теперь посмотрим, какие синтаксические средства использует автор, чтобы донести эту мысль до читателя.
Есть ли в тексте предложения с однородными членами? Назовите их номера.
Какую роль они выполняют в данном тексте?
Какой стиль речи в данном тексте? Докажите.
Какой тип речи выбирает автор?
Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: [
·: и О, и О, и О, и О - ] В чем особенность этого предложения?
Переделайте это предложение, заменяя повторяющийся союз и союзом как – так и.
Прочтите 3 предложение. Объясните, почему в нем отсутствуют запятые? Составьте схему.
Среди предложений 11–14 найдите простое предложение с однородными подлежащими.
Выпишите 12 предложение, составьте схему предложения, сделайте синтаксический разбор предложения.
В предложениях 9-10 вставьте орфограммы и расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.
1.2. Широко использую активные формы обучения для развития устной и письменной речи студентов, для формирования языковой личности. Известно, что орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи. Значит, орфографический навык-это речевой навык. Вот почему занятия по орфографии связываются с работой по развитию речи студентов. Кроме того, очень важно, чтобы они прошли «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы.
1). Групповая работа. Успешно применяю эту форму работы, так как она позволяет приучить студентов взаимодействовать в группе с любым партнёром; работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всей группы; полностью осознавать, что совместная работа – это серьёзный и ответственный труд. Следовательно, групповая работа является одной из форм развития речи и коммуникативных способностей студентов.
Вот пример одного из заданий по русскому языку: работа с текстом; студенты делятся на три творческие группы; каждая готовит своего «преподавателя», который прочитает текст как диктант, не изменяя при этом традициям русского произношения; в ходе диктовки прояснить все «ошибкоопасные» места, говоря, какая буква пишется и какой знак ставится, а также аргументируя сказанное и приводя примеры; задача: какая группа напишет текст с минимальным количеством ошибок?
2) Семинары. Полно использовать и развивать речеведческие способности студентов позволяют семинарские занятия, которые помогают делать теоретические обобщения изученного материала, выделять основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой. Это важная форма выработки у студентов самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. В своей практике применяю различные виды занятий: развернутое собеседование, диспут, семинар-обсуждение, самостоятельная работа с обучающимися.
Семинар - обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одногруппников. Остальные знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.
Семинар-диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы ее есть на любом семинаре). Каждый учащийся должен определить свое отношение к предмету диспута. Стараюсь не вмешиваться в ход семинара, но направляю его путем постановки провокационных вопросов. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы студентов. Студентам предлагаю на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Работа длится около двадцати минут, в ходе ее студенты могут обращаться за помощью к преподавателю. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности студентов и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения. Семинарские занятия требуют серьёзной подготовки, которая способствует развитию и закреплению навыков самостоятельной работы студентов, навыков работы с текстами, написания докладов; умения владеть аудиторией и слушать выступления; умения дискутировать, отстаивать свои суждения, формированию навыков самообразования, познавательных и исследовательских умений и навыков. Чаще всего такие уроки провожу в конце изучения темы как итоговые, обобщающие по нескольким темам. Вот фрагменты некоторых из них.
При изучении романа Л. Н.Толстого «Война и мир», тема «Нравственные искания А. Болконского и П. Безухова» использую беседу с элементами диспута.
При изучении темы «Серебряный век» провожу урок-семинар, опираясь на следующий план рассмотрения проблем:
1.«Серебряный век». Что это за век?
На трудных дорогах истории.
О времени – языком красок и звуков. Возникновение терминов «Серебряный век» и «Золотой век».
Декаданс и модернисты. Судьба русской поэзии.
2. Поэтические течения 1890-1910-х годов.
Основоположники, характерные черты символизма, периодические издания (издательство «Скорпион», журнал «Весы»).
Символисты старшего и младшего поколения: И.А. Аннеский, Д. Мережковский, Н. Минский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Краткий очерк творчества (на выбор студентов).
3. Поэтические течения в русской литературе 1910-х годов.
Акмеизм. Характерные черты. Н. Гумилев как основатель акмеизма. «Цех поэтов». Акмеизм в творчестве А. Ахматовой, С. Городецкого, О. Мандельштама, В. Нарбута. Журнал «Аполлон» как трибуна акмеизма.
Футуризм. Характерные черты, группировки, сб. «Пощёчина собственному вкусу», альманах «Садок судей». Футуризм в творчестве В. Хлебникова, В. Маяковского, Д. Бурлюка, А. Крученых, В. Каменского, И. Северянина, Н. Асеева, Б. Пастернака.
В группах ППССЗ предлагаю следующие темы для самостоятельного изучения по русскому языку:
1. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
2. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
3. Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
4. Речеведческий анализ текста по специальности и другим дисциплинам.
5. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по специальности.
6. Анализ художественно - языковой формы произведений русской классической литературы.
7. Выдающиеся учёные - русисты (И.И. Срезневский, А. А. Потебня, Я. К. Грот, А. М. Пешковский, С. П. Обнорский, Ф. И. Буслаев).
3) Урок-аннотация. Провожу в группах при изучении творчества поэтов, которые вызывают наибольший интерес у студентов (Е. Евтушенко, А. Вознесенский,
В. Высоцкий). Студенты дают общую оценку сборника стихов современного поэта и подтверждают своим комментарием к стихотворениям. Затем составляют, как правило, в группах аннотацию, обсуждаем, корректируем, а по завершении собственной работы читаем критические статьи о сборнике.
4) Дискуссия. Данные уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Дискуссия должна быть результативной и педагогически эффективной, для этого необходимо, чтобы
- выбранная проблема имела различные решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов; была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом);
- требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
- имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).
Перед внеклассным мероприятием по гражданско-патриотическому воспитанию проводила в своей группе урок-дискуссию по русскому языку «Патриотизм - это любовь к Родине», цели которого: воспитание чувства патриотизма, развитие устной речи студентов; закрепление на практике правил устного выступления. Вопросы для обсуждения:
- С чего начинается Родина?
- Гордитесь ли Вы своей страной?
-Считаете ли Вы себя истинно русским человеком?
- Связываете ли Вы патриотический долг с воинской службой?
- Кто такой патриот современной России?
5) Урок-отрицание (элементы). С целью развития речи студентов, критического мышления, исследовательской активности, подбираю задания, в большую часть которых закладываю ошибки. По парам или в группах под руководством преподавателя выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок, при этом студенты должны аргументировано отрицать то, что считают ошибочным.
6) Деловая игра "Точка зрения" (элементы).
Оппоненты - группы студентов, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатель - преподаватель. Две группы студентов доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох. Я провожу подобное занятие при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», тема «Родион Раскольников: преступник или жертва?». Студенты заранее подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи. Во время занятия:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
2. Группы вступают в диспут;
3.Наблюдатель (преподаватель) оценивает качество ответов и выносит решение.
7) Творческие работы. При работе с творческими заданиями опираюсь на следующие моменты:
на основе личных впечатлений
Студент не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у студента есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.
на основе читательских впечатлений
Это можно делать только по произведению, которое прочитано во время занятия и большинству студентов понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.
на основе жизненных впечатлений
Например, темой устного или письменного сочинения может быть:
« Дорога домой», «Один день нашего колледжа», «Мой сверстник» и т.п.
Могут быть следующие задания: составьте текст в жанре
- отчета мастера производственного обучения;
- рассказа преподавателя своему коллеге из другого колледжа;
- очерка журналиста молодежной газеты;
- этюда - воспоминания выпускника;
- рассказа студента своему приятелю.
Проводим внеклассную работу. Совместно со студентами принимаем участие в областных литературных конкурсах: «Самое главное», « Моя семья в истории моей страны», «Я вхожу в мир искусств», за что не раз награждены грамотами: 2011, 2013 гг. Областной фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» - Дипломы II , III степени; 2010, 2013 гг. конкурс чтецов имени Г.В. Артоболевского - Дипломы II, III степени.
1.3. Внедряю новые образовательные технологии:
* Проблемное обучение, которое предполагает развивать интерес у студентов через постановку проблемного вопроса или задания. Например: «Почему
Ф. М. Достоевский «заставляет» своего героя кроме старухи-процентщицы убить еще и ни в чем не повинную Лизавету?», «Чья оценка характера главной героини
Д. И. Писарева или Н. А. Добролюбова ближе авторской?» (Катерина пьеса «Гроза»). На таких уроках студент при анализе и обобщении материала проявляет умения самостоятельно выделять связи и отношения между изученными понятиями, решать поставленные задачи, на рефлексивно-оценочном этапе показывает владение устной речью.
* Педагогическая мастерская. Преподаватель должен разблокировать способности студента, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Стараюсь обращаться к чувствам студента, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, исключая официальное оценивание работы студента.
* Компьютерные презентации. Составляю на основе различных материалов мультимедийные презентации, привлекаю студентов к подготовке творческих работ с использованием электронных пособий: создание газеты, докладов, рефератов. Совместно со студентами групп «Мастер цифровой установки», «Автоматизированные системы обработки информации и управления» созданы презентации к студенческой НПК «Новый взгляд», к открытым урокам «Тема дома в лирике Сергея Есенина», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», к внеклассному мероприятию «Железногорские мотивы» и т.д.
1.4. Мною разработаны тесты на выявление уровня умственного развития, которые включали в себя задания, направленные на выявление у студентов умений обобщать, классифицировать, проводить аналогии, логически мыслить. Данные материалы включают в себя тестовые задания, эталонные ответы, критерии оценки заданий, содержат 3 варианта. Каждый вариант состоит из 30 заданий, которые разбиты на три уровня сложности. Они соответствуют рабочей программе дисциплины и охватывают все важные аспекты области содержания; объективны; кратки как по форме предъявления, так и по необходимому времени для его выполнения.
Формы апробации результатов применения активных форм обучения и новых образовательных технологий:
- открытые уроки с последующим их обсуждением: «Тема дома в лирике Сергея Есенина», «Урок обобщение по теме «Сложное предложение»», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;
- выступления на педагогических советах: «Процесс воспитания на уроках литературы», «Основные направления воспитания речевой культуры в подготовке компетентного специалиста», заседаниях предметной цикловой комиссии: «Проектная методика как одна из эффективных форм обучения», «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы», на курсах повышения квалификации «Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы»; областных педагогических чтениях «Краеведение на уроках русского языка и литературы»;
- мастер-классы: «Применение инновационных технологий на занятиях общеобразовательных дисциплин»;
- участие в работе творческих групп: национальный проект «Образование», (диагностика интеллектуальной одаренности обучающихся).
Формирование языковой личности продолжается во внеклассной работе: Недели русского языка и литературы, конкурсы, вечера.
Ярким, эмоциональным, содержательным стало открытое внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриотизм - это любовь к Родине», целями которого были: утверждение в обществе социально значимых патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому России;
воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ.
Другое мероприятие, литературный вечер «Железногорские мотивы», способствовало приобщению к духовной культуре родного и воспитанию на его основе молодого поколения, вступающего в жизнь.
Внеклассная работа является важным дополнением к основному курсу литературы, поддерживают познавательный интерес у увлечённых студентов.
Индивидуальная, самостоятельная форма работы со студентами выражается в исследовательской деятельности. Научно-практические конференции по русскому языку и литературе стали основными моментами в индивидуальной и внеклассной работе со студентами: Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Новый взгляд», Диплом III степени; Региональная научно-практическая конференция «Просвещение, нравственность и религия в России: история и современность», Диплом II степени; Межрегиональная научно – практическая конференция «Шаг в будущее», Диплом III степени.
Таким образом, предполагаемая система работы расширяет обучающие возможности уроков русского языка и литературы. Студенты овладевают не только нормами правильной речи, но и умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения.
В процессе такого познания обучающийся может открывать мир своего «Я», определить путь к осмыслению самого себя как личности, как гражданина, как культурного человека.
Литература
1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1982.
2. Земский А. М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев / под ред. В. В. Виноградова. –М.: Просвещение, 1986.
3. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1995.
4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.,1996.
5. Система работы по развитию связной речи уч-ся // Преемственность и перспективность в обучении рус. языку. /Сост. А.Ю. Купатова.-М.,1986.
Ильина Ирина Евгеньевна, высшая квалификационная категория, преподаватель русского языка и литературы.
Основные даты:
1978 - родилась в д. Нижнее Жданово Железногорского р-на, Курской обл.
1985 - 1995 - годы обучения в школе.
1995 - 2000 годы обучения в Курском государственном педагогическом
университете.
2000 – поступила на работу в Профессиональный лицей № 16 преподавателем русского языка и литературы.
Приемы работы по формированию коммуникативной компетенции
обучение умению рациональной работы с научной и художественной литературой;
анализ художественных и публицистических текстов, их средств выразительности;
создание проектов и их защита;
написание сочинений разных жанров;
развитие монологической и диалогической речи.
Урок-семинар
Основные виды учебных занятий:
урок;
лекция;
семинар;
практическое занятие;
контрольная работа;
консультации;
самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
игровой;
коммуникативный.
Фрагмент открытого урока
Активные формы обучения:
групповая работа;
семинары;
урок-аннотация;
дискуссия;
урок-отрицание;
деловая игра;
творческие работы.
Групповая работа студентов
Новые
образовательные технологии:
проблемное обучение;
педагогическая мастерская;
учебно-деловая игра;
компьютерные презентации.
Внеклассная работа
Интегрированный открытый урок русского языка и МХК
«не уставайте делать добро»
Фрагмент НПК
Творческая работа студентов
«Родное слово есть основа всякого умственного
развития и сокровищница
всех знаний: с него начинается всякое
понимание, через него проходит и к нему возвращается».
К.Д. Ушинский
Проектная деятельность
студентов
Педагогический совет
Представление студентами
индивидуальных работ
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.А. Шолохов.
Внеклассное мероприятие
«Железногорские мотивы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Литературные встречи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Основные
формы изучения и обобщения педагогического опыта:
заседания цикловой комиссии;
педагогические советы;
курсы повышения квалификации;
семинарские занятия;
научно – практические конференции;
открытые занятия;
открытые внеклассные мероприятия;
публикации в сборниках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.
М.Н. Скаткин.
13PAGE \* MERGEFORMAT141715
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Обобщение опыта работыTimes New Roman преподавателя русского языка и литературыTimes New Roman Ильиной
Ирины Евгеньевны
Times New Roman «Основные направления в работе
по развитию речи на уроках
русского языка и литературы»Times New Romanimage 1