Мотивация обучающихся к самостоятельной и творческой работе и получению новых знаний»
Мотивация обучающихся к самостоятельной и творческой работе и получению
новых знаний»
"Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения".
( выдающийся немецкий учёный и публицист) Г. Лихтенберг
Как известно, период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность.
Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить интеллектуальные способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще к отдельным предметам в частности.
Учёба – труд, и труд не лёгкий. Не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и трудиться не просто. Если в школе пытаются облегчить труд ученика, то и в жизни, выйдя из стен школы, он будет искать лёгкие пути, так как не научиться, не привыкнет за время учёбы преодолевать трудности. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот не лёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьника, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.
А для того ,чтобы научить детей самостоятельно учиться и творчески работать, учителю всегда необходимо быть интересной для учеников. Иначе невозможно их ничему научить. Поэтому приходится заниматься самообразованием, совершенствовать профессиональное мастерство, быть в постоянном поиске.
Я стараюсь шагать в ногу со временем: читать современную литературу, изучать компьютерные новинки, осваивать информационно-коммуникационные технологии. Детей привлекает все новое, красивое, необычное — с этим приходится считаться.
Впрочем, есть и другой путь к сердцу ребенка — любовь. Надо любить ученика, не оставаться безучастным к его проблемам, его достижениям, интересам. Каждый талантлив, и данные природой способности надо развить. Скажем, у одного ученика есть задатки к рисованию, другой складно рифмует слова, третий — замечательный юморист, четвертый любит петь, а пятый проявляет себя в математике. Дети все разные! Задача учителя — найти нужную струнку ребенка и, опираясь на это, выстроить работу в начальной школе, постепенно повышая мотивацию, интерес, раскрыть и развить задатки так, чтобы это послужило стартом к познанию мира, наук.
Как научить ребенка учиться самостоятельно, заниматься развитием навыков самостоятельной работы по добыванию и применению новых знаний? Помехой для самостоятельности в обучении ребёнку могут служить:
- отсутствие интереса к учебе,
- отсутствие необходимых навыков самостоятельной работы,
- упущенные ранее моменты в учебе.
В чем должна выражаться наша помощь ученику?
Вот чёткий план, по которому работаю я:
- пробудить интерес ребенка к учебе;- развить в ребёнке такие качества, как наблюдательность, дисциплинированность и ответственность;- развить творческое воображение ребёнка, логику;- выявить и вернуть ребенку знания, которые он упустил ранее;- заняться развитием навыков самостоятельной работы;- создать оптимальные условия для самостоятельности и творчества в обучении и получении новых знаний.
Знакома вам ситуация, когда ребёнку задают задание, а он не задумываясь тут же обращается за помощью к вам?
- как начать сочинение? О чём написать?
- а эта задача решается плюсом или минусом? И т.п.
А мы вместо того, чтобы привить ребёнку самостоятельность в обучении, берём и отвечаем на эти вопросы прямо, даём ребёнку подсказки:
- Начни так… Напиши о том… Вот тут еще можешь рассказать об этом…
- Конечно же, с плюсом! И т.д.
То есть мы, желая ребенку помочь, помогаем ему неправильно! Мы подсказываем ему решение проблемы и не даём учиться самостоятельно. И даже не приучаем к этому.
А ведь именно знания, полученные самостоятельно, именно те знания, которые ребёнок «выкопал» сам, до которых дошёл своим умом, именно эти знания закрепляются у него надолго! А сколько радости и гордости о личных достижениях.
Существует множество различных технологий. Образовательную программу УМК "Школа России", открывает широкие возможности в достижении знаний, как перед учениками, так и перед учителем. Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечивает возможность для творчества "неуспешных" учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.
К счастью, на дворе компьютерный век, и у современных родителей появилась альтернативная возможность легко и просто помочь своему ребёнку усвоить школьную программу.
"Видеоуроки для начальной школы"
Одним из главных средств достижения этих целей является создание ситуаций: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия).
А теперь рассмотрим некоторые ситуации, используемые мной на уроках.
Вхождения в урок - цель установления контакта с детьми.
Прекрасно всё на небе,Прекрасно на земле,Прекрасно всё вокруг,Прекрасно всё во мне.
Урок можно начать и по-другому:
- Приветствие наше сегодня называется "Ладошка к ладошке". Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.
2. Ситуация интриги и сюрприза – постановки учебной задачи можно увидеть на примере урока
3. Театрализация и творчество – на уроках окружающего мира, литературного чтения.
4. Решение различных задач – (логическое мышление) При изучении темы «Природные зоны России (пустыня)» по окружающему миру, на уроке математике была проведена Деловая игра "Покупаем путёвки". А в завершении изучения данной темы был проведён круглый стол, где дети выступали в роли ботаников, зоологов, экологов.
Упражнения МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:
Чем больше из нее берёшь,Тем больше она становится.
/Яма /
5. Ситуации выбора : например, уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.
1 уровень - найти и исправить ошибки.
2 уровень - распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами.
Тема «Имя существительное». (С использованием интерактивной доски)
Тема: Обобщающее повторение.
Урок проводится в форме деловой игры "Корректор". Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет.
Игра "Идеальная пара" ("Найди свою пару").
Немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.
Вывод: вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.
3 уровень – на уроке литературы , после изучения произведения написать ответ одному из героев, пожелание, составить письменно отзыв(аннотацию) о прочитанном произведении(Гавриил Николаевич Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»(Чтение вместе с родителями) . По программе изучали творчество Антона Павловича Чехова рассказ «Мальчики», а на уроке внеклассного чтения работали над его рассказом «Каштанка».
6. Подведение итогов (рефлексия)- Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок
Например, восклицательный знак - урок был успешным, вопросительный - что-то осталось непонятным, отрицательный знак - чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу "П" - плюс, "М" - минус, "И" - интересно.
В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов - красные, синие, зелёные, значение которых таково:
красный - урок принес учащимся радость познания,
синий - было всё понятно,
зелёный - я не всё понял.
По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия.
Рефлексия "Острова". Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок.
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
1.Карта островов вывешивается на доске
2.Каждому учащемуся предлагается разместить
( свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.
Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми.
С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся. )
Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха ("Ты справишься", "У тебя получится", "Я всегда помогу тебя"). Ситуации успеха: "Снятие страха",
Для меня урок в начальной школе - это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это "добыча" знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
Такие ситуации я применяю на своих уроках.
Современная школа выдвигает новые требования к образованию. Сегодня, в век информационных и компьютерных технологий, задача учителей — научить ребенка не просто пользоваться всевозможными «гаджетами» и владеть информационными новинками, Интернетом, но и применять все это в процессе обучения, самообразования.
Спасибо за внимание!
"Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению"