Проектирование интерактивных форм взаимодействия с семьей, направленных на формирование социальных качеств личности обучающихся
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и образовательного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Наше образовательное учреждение в течение нескольких лет проводит планомерную работу с родителями.
Цель данной работы: “Создание единого образовательного пространства “школа - семья”.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
Повышение педагогической культуры родителей.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Приобщение родителей к участию в жизни школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Взаимодействие с семьёй идёт в трёх направлениях:
Исследовательское: анкетирование, мониторинг;
Педагогическое просвещение родителей, информирование;
Вовлечение в образовательный процесс.
Если рассмотреть этапность взаимодействия с семьями обучающихся, то можно увидеть следующее.
В основе - изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность коллектива.
Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации о деятельности образовательного учреждения.
На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность класса и школы в целом.
Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах.
Для изучения семей и их потребностей мы используем беседы, наблюдения, анкетирования, обследования с помощью проективных методик. Главные принципы: целенаправленность, систематичность, доброжелательность и открытость.
При этом учитывается дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи (возраст, образование, социальный статус и т.д.).
Ежегодно мы проводим исследования для получения данных о семьях обучающихся, составляем социальные карты каждой семьи, социальный паспорт каждого класса и школы.
Изучение семьи предполагает, прежде всего, выяснение ее воспитательных и организационных возможностей. Мы проводим исследование стилей семейного воспитания. Для этого используем методику Эйдемиллера АСВ (анализ семейных взаимоотношений). В 2015 учебном году в параллели первых классов охватили 52 семьи обучающихся. Результаты исследования показали, что только в 37% присутствует гармоничный стиль воспитания, который основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. В 63% семей присутствуют те или иные нарушения в семейном воспитании детей, которые могут неблагоприятно сказываться на коммуникативных способностях и качествах личности школьника. Среди них в 35% диагностируется воспитательная неуверенность родителя.
Результаты исследования семей поставили нас перед необходимостью подбора эффективных форм взаимодействия с семьями учащихся в зависимости от стилей семейного воспитания.
Формы работы с родителями используем и традиционные: родительские собрания, родительские конференции, уголки для родителей, праздники, индивидуальные консультации, и нетрадиционные: дни открытых дверей, кружки по интересам, КВН, семейные викторины, семейные конкурсы, выставки семейных работ, выпуск семейных газет, сайт Школы, экскурсии "Профессии наших мам и пап", оформление семейного древа, оформление портфолио, соревнования "Мама, папа, я- дружная семья" и т.д.
Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности педагогического коллектива, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, реже, книги). Недоверие родителей педагогам, обучающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же - недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки.
Анкетирование родителей показало, что из разнообразных форм сотрудничества школы и семьи родители отдают предпочтение открытым показам деятельности с детьми, личным беседам с педагогами и наглядной информации. Родительские собрания, как одна из основных традиционных форм педагогического просвещения родителей, не пользуется достаточной популярностью (32% опрошенных). Родители затруднялись назвать темы родительских собраний, вспомнить вопросы, затрагивающиеся на них. Посещаемость собраний стала низкой, а эффективность их проведения сомнительной.
Поэтому, все шире используем новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Всё шире используются новые, интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Мы используем различные интерактивные формы работы школы с семьями обучающихся: социально-педагогический проект, тематические акции, дистанционный родительский клуб, интерактивные игры (деловые и ролевые) и др
Интерактивной формой мы называем такую форму взаимодействия с семьями, которая предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия.
Все формы работы направлены на повышение родительской активности и родительской компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания детей школьного возраста. Интерактивные формы взаимодействия школы и семьи успешны в решении задачи формирования ключевых компетентностей учащихся.
Проведя самоанализ своей педагогической деятельности мы пришли к выводу о необходимости изменения подхода к организации родительских собраний. На своих методических семинарах и консультациях изучаем различные методики по организации родительских собраний, оформлении наглядной информации для родителей, выделяем наиболее эффективные методы и приёмы активизации родителей.
Педагогами разрабатываются сценарии родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками. Это формы
«Круглый стол»,
«Педагогическая игра»,
«Ярмарка идей»,
Тематическая встреча,
Социально-педагогические тренинги.
Методы и приёмы интерактивного взаимодействия, которые мы используем:
-Игровой тренинг (анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций, ролевое обыгрывание)
-Дискуссия (обсуждение проблемных вопросов, высказываний известных педагогов, обмен опытом родителей, работа в мини группах)
К собранию мы готовимся вместе с детьми, делаем специальные открытки – приглашения, готовим показ творческих номеров, особо следует отметить ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Необходимо благодарить родителей за участие, за внимание к детям, за помощь в совместной работе.
В настоящее время, когда в обществе существует дефицит общения, эти встречи являются актуальными. Следует отметить, что посещаемость родительских собраний несколько повысилась (на 13%). Многие родители познакомились и стали общаться вне школы.
Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества школы и семьи по вопросам воспитания, развития и образования школьников. Образовательное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трёхстороннего взаимодействия: Школа – ребёнок, ребёнок – родитель, родитель – Школа. Задачами социально-педагогического проекта, помимо вышеназванных общих для всех интерактивных форм сотрудничества с семьёй, могут выступать формирование познавательного интереса у школьников, экспресс-диагностика уровня развития школьников, стиля семейного воспитания, а также создание условий для получения родителем опыта иного, конструктивного, положительного стиля взаимодействия с ребёнком. Социально – педагогический проект проводится в 3 этапа.
Первый этап - подготовительный – включает в себя изучение проблемы, определение интересующей детей темы, вводные беседы, занятия с детьми на конкретную тему в детском саду, определение целей и задач проекта, обозначение проблемы для родителей, домашнее задание родителям и детям (создать альбом, коллаж, газету, фоторепортаж и др.).
На втором, основном, этапе участники проекта самостоятельно выполняют задания в домашних условиях.
Третий, завершающий, этап предполагает выполнение заданий продуктивного характера с целью экспресс- диагностики уровня развития учащихся, стиля семейного воспитания, презентацию результатов совместной деятельности, а также интерактивная форма награждения участников проекта.
Наши проекты: «О правах ребёнка», «Моя родословная», «Герб семьи», «Мой папа самый лучший», «Безопасность и дети».
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общешкольными, так и классными.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.
Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у школьников о родном городе, активизировать сотрудничество школы и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.
Часто проводим выставки семейных работ:
"Я знаю эти правила!" , "Золотая Осень" , "Семь-Я", "Мастерская Деда Мороза", "Чтобы помнили..." и др.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки, родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в школе заранее вывешиваются интригующие, яркие сообщения. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Одна из форм работы с родителями – это участие родителей в непосредственной образовательной деятельности. Целью является привлечение родителей к воспитанию детей трудолюбия и уважение к профессиям. Начиная с первого класса детям говорим, о том, что всё, что нас окружает, сделано руками умелого человека. Родителей убеждаем в том, что они должны показать детям процесс труда. Встречи происходят регулярно, дети очень гордятся своими родителями. Мама показывала работу портнихи; как шьют платья, брюки для куклы. Папа показывал работу плотника: делал кормушку для птиц. Мама показывала, как работает художник, рисовала картину. Родители частые гости у нас, они учат играть детей в шашки, учат вырезать снежинки, лепить снеговика.
Досуговое направление в работе с родителями для нас оказалось пока самым трудным. Но мы работаем над этим и уверены, пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Ведь тесный контакт со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Мы с детьми часто ходим на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать своим примером. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о природе, о мире искусства, об историческом прошлом России, о космонавтике.
Создан дистанционный родительский клуб – инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов школы и родителей учащихся с использованием компьютерных технологий.
Задачи клуба: оказание профессиональной помощи родителям по вопросам подготовки будущих первоклассников к обучению в школе, создание в школе микроклимата, способствующего повышению партнерских отношений, диалогичности, взаимопомощи. Основная форма работы дистанционного родительского клуба - компьютерные презентации тематического характера и интернет - общение.
Это сайт школы, где мы размещаем информацию о событиях, которые происходят в нашем учреждении, каких успехов достиг педагогический коллектив и ребята. Мы уверены, что интерактивные методы:
Ставят родителей в активную позицию;
Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
Проясняют родительские ожидания, представления;
Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.