Методическое сообщение Особенности преподавания сольфеджио в группах 1 класса ХШМиЮ











Методическое сообщение
на тему :

«Особенности методики преподавания сольфеджио
в группах мальчиков 5 и 6 летнего возраста».










Составитель : преподаватель сольфеджио
ХШМиЮ «Дубна» Степкина С.В.











2015 г.
План.

Введение ..3
Цели и задачи работы 5
Специфика музыкального воспитания в подготовительной группе....5
О процессе мышления.....7
Основные направления работы с детьми 5-летнего возраста.9
Особенности работы с детьми 6-летнего возраста....14
Заключение..15
Список используемой литературы16
Приложение.17


















Введение.

Перед каждым преподавателем в начале его профессиональной деятельности встаёт вопрос о целях, задачах, способах и методах обучения. На протяжении первых лет своей работы он занимается работой над этими вопросами. Когда же основа методики создана и оформлена, приходит время задуматься над спецификой этапов процесса преподавания и его внутренним механизмом.
Анализируя результаты осуществленного мною за годы работы, я обратила внимание на тот факт, что у старшеклассников встречаются пробелы в понимании теоретического материала. Разбирая природу этих недопониманий, я обнаружила, что существуют функциональные связи между отдельными периодами изучения теоретических музыкальных понятий. Это привело меня к выводу, что если в старших классах ученик плохо ориентируется в том объеме теоретического материала, в котором другие ориентируются гораздо лучше, то это не значит, что это субъективная характеристика данного ученика. А также особенность его памяти, мышления и воображения. Это даже не следствие плохой посещаемости. Причина этого явления в том, что ещё на начальном этапе изучения основ музыкальной грамоты ему не было дано точное и наглядное объяснение того, о чем говорили его учителя и потом данный материал не был закреплен в письменном виде. Здесь же можно сделать вывод и о недостаточности методов и средств закрепления материала. Но главное : работа преподавателя не была направлена на развитие музыкального мышления , а сводилась лишь к отработке определённых навыков конкретными методами. Это главная методическая ошибка ! Нельзя научить ребёнка музыкальным приёмам и пониманию музыкальных процессов через механическое повторение действий педагога. Этим нарушается самый главный принцип педагогики : «Зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности.» А.Н.Леонтьев и С.А. Рубенштейн. При этом важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на которые эта деятельность направлена. И хотя этот вопрос из области психологии, нельзя отрицать , что некоторыми психологическими знаниями педагогу необходимо обладать.
Какое же практическое значение вытекает из всего вышесказанного?
1.Необходима перестройка существующей системы обучения в подготовительной группе .
2. При работе с детьми руководствоваться не только особенностями возраста и субъективными характеристиками личности, а помнить о том, что в данный возрастной период ребёнок готов к переходу из периода ролевой игры к периоду осмысленного обучения музыкальным понятиям и навыкам.
3.Развитие мышления у ребенка будет происходить через его непосредственное участие в разных видах деятельности.
4.Понимание основных музыкальных понятий по окончании подготовительной группы будет служить основой для закрепления полученных знаний и расширения объёма изучаемого материала .
5.Количество пробелов и допускаемых ошибок в старших классах значительно уменьшится, что и будет самым главным показателем эффективности деятельности педагога.

Цель данной работы:

1. Рассказать о программе обучения сольфеджио в подготовительной группе ХШМиЮ «Дубна» с детьми 5 и 6-летнего возраста.
2. Объяснить механизмы формирования музыкального мышления через игру как главного вида деятельности ребёнка и при помощи наглядных пособий на основе использования знакомых образов.
3. Описать методы и способы развития слуха и элементарных музыкальных навыков в атмосфере творческого взаимодействия детей и педагога.

Основные задачи:
1.Расширить сферы познания ребёнка на основе полученной и переработанной информации об окружающем мире – накопить музыкальные впечатления и способствовать воспитанию художественного вкуса.
2.Привить ребёнку любовь и интерес к музыке.
3.Выявить и всесторонне развить музыкальные способности, способствуя общему развитию личности ребёнка.
4.Помочь ребёнку овладеть новыми знаниями, умениями и навыками , получая удовольствие от общения с музыкой и участвуя в новой для него системе отношений и видах деятельности.
5.Результат: «слышу – чувствую – вижу- понимаю – запоминаю – знаю и получаю удовольствие от собственной деятельности.

Специфика музыкального воспитания в подготовительной группе определяется возрастными особенностями в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое( в формах работы, методических приемах, репертуаре0, чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом специфические музыкальные задачи не должны заслонять задач общевоспитательного порядка: необходимо приучать детей к труду, развивать чувство ответственности, уважения и чуткости к педагогу и товарищам по группе, приветствовать честные и добрые межличностные отношения внутри маленького детского коллектива.
Работа по сольфеджио в подготовительной группе строится по концентрическому принципу : отдельные темы изучаются не поочередно, а в течение всего года. Педагогу необходимо планировать прохождение материала в зависимости от состава группы и уровня восприятия детей.
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, проявляющаяся интуитивно в играх, движениях под музыку, в фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагогу необходимо умело организовать детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Тогда приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности практические навыки постепенно подведут детей к осознанному творчеству и предлагаемые ребенку задачи можно будет усложнить. Дети перейдут к этому этапу быстрее и будут более уверенными в своих возможностях, если проявление творческой инициативы всегда будет находить у педагога поощрение и одобрение.
Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на уроке. Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая инициатива и изобретательность в выборе различных методических приемов, индивидуальный подход к каждому ребенку, умение вовремя понять и поощрить каждого , терпение, доброжелательность и выдержка в работе.
В процессе обучения необходимо широко использовать дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по сольфеджио,- схемы, таблицы типа «Звукоряд», «Столбица», картинки, передвижные ноты и др., а также детские ударные и музыкальные инструменты.

О процессе мышления.
Человек познает окружающий мир в результате непосредственного , чувственного его отражения – при помощи восприятия. В каком соотношении находятся тогда восприятие и мышление? Следует сказать, что мышление хотя и выходит за пределы восприятия, но всегда остается неразрывно связанным с ним. Механизм этот довольно прост:
1.Восприятие единичных объектов.
2.Проверка их истинности практикой.
3.Формирование обобщения.
4.Скрытая, беззвучная, внутренняя речь (о ней свидетельствуют микродвижения органов речи после возбуждения в речедвигательной зоне). С целью предотвращения затруднений в процессе мышления у детей хорошо далее использовать формы внешней речи – шепот и громкую речь – чтобы лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал. А удобная форма работы – проговаривание всей группой и по одному разбираемых в классе упражнений, правил и понятий с целью лучшего понимания значения употребляемых на уроке слов.
Однако внутренние закономерности сущности вещей не отражаются в нашем сознании сразу после восприятия органами чувств, а формируются в ходе мыслительного процесса, суть которого – отражение существенных связей между явлениями и сопоставление фактов. Если установленная связь является общим свойством вещей. То такой мыслительный процесс становится основой познания. Таким образом, сущность мышления:
- цели установление отношений условий деятельности к её цели;
- осуществление переноса знаний из 1 ситуации в другую;
- преобразование данной ситуации в соответствующую обобщённую схему.
Явлением мышления является мыслительная деятельность : система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Причем для решения промежуточных задач существуют отдельные мыслительный действия, являющиеся , в свою очередь. составными относительно общей проблемы. Следовательно, мыслительную деятельность можно представить как совокупность мыслительных операций :
- сравнение,
- обобщение.
- абстрагирование.
- классификация.
- конкретизация.
Существенно помнить при этом о связи с 2 сторонами познания – анализом и синтезом, планируя прохождение того или иного материала и работы над его закреплением.
Продуктом мыслительной деятельности будут 3 формы
1.Суждение
2.Умозаключение
3.Понимание
а также их взаимоотношения, являющиеся предметом логики.




Основные направления работы с детьми 5-летнего возраста.

Каким же образом все вышесказанное можно осуществить при работе с детьми 5-летнего возраста? Перейдем к практической стороне обучения и и постараемся найти ответ на данный вопрос. Работа над развитием мелодического слуха на ладовой основе.

1 направление: развитие мелодического слуха на ладовой основе .
Данное направление работы педагога начинается со знакомства детей с понятием звуковысотности.
Хороши такие игры: «Выше-ниже» музыкальный диалог; «Мама и ребенок»; «Путешествие 2-х паровозиков». Одновременно с этим дети пробуют точно проинтонировать предложенные педагогом в игре звуки и с ними разучиваются названия звуков(до- ре- ми и тд.)
Когда звуки освоены, наступает время сказки про волшебную музыкальную лесенку, на которой живут звуки и дается её графическое изображение. На этом этапе интонирование звуков сначала заменяется интонированием отдельных ступеней приемлем «Эхо», а затем данные виды интонирования чередуются.
Когда все звуки собраны в звукоряд и дети понимают что римские цифры обозначают ступени, можно работать над интонированием мажорного лада ступенями, дать понятие устойчивости и неустойчивости ступеней, а также двух ладовых принципов взаимосвязи ступеней: разрешение и опевание.
Ладовая работа в дальнейшем в виде разных упражнений необходима на каждом уроке, потому как является базисом для чтения с листа, но поскольку чтение с листа начинается с изучения нот и знакомства с длительностями, сразу после усвоения детьми названий звуков, необходимо выучить ноты первой октавы и дать понятие нотоносца и скрипичного ключа.
Конечным результатом обучения детей 5-ти летнего возраста основам интонирования будет:
интонирование мажора и минора ступенями;
тонов и полутонов между ступенями;
чтение нот и интонирование музыкального примера при поддержке педагога.
2 важное направление в работе с 5-ти леткамиосвоение клавиатуры фортепиано, главная задачасформулировать понимание взаимосвязи между нажатием клавиши, работой внутренних механизмов инструмента по извлечению звука и умением ребёнком этот звук проинтонировать. Осваиваются 5-ти летками только белые клавиши, но их запоминание опирается на соотношение с черными, затем детям дается понятие: регистр, тон, полутон и ведется работа по дальнейшему закреплению данных понятий.
3 направление касается основ развития гармонического слухая говорю об интервалах.
Мною придумана музыкальная сказка про сказочное путешествие в страну звуков, причем детям говорится сразу что петь каждую песенку будут два звука, так впервые 5-ти летки знакомятся с понятием созвучия, у каждого ребенка для слушанья сказки имеется дидактическое пособие, где изображены все сказочные герои и отмечены они номерами тех интервалов, на чью попевку и составлена «песенка» героев, таким образом, слушанье интервалов 5-ти летки осваивают, через знакомства с интервальными попевками, исполняемыми гармонически и мелодически.
Когда понятие созвучия усвоено, дети быстро понимают значение понятия – «трезвучие» и легко угадывают на слух мажорные и минорные трезвучия, облегчают понимание данной темы картинки с снеговикамигрустным и веселым и впоследствии играть трезвучие можно в разных регистрах как гармонически, так и мелодически, здесь особенно ярко выражена взаимосвязь между слуховым, зрительным и эмоциональным восприятием получаемой информации с последующим прочным запоминанием.
4 направлениеработа над развитием чувства метроритма при осваивании нот, дети знакомятся с длительностями, но понятие четверть и восьмая, заменены словами, длинные и короткие. Затем осваивается понятие доли, метра и размеры две четверти, если брать только работу над ритмом, то необходимо отметить, что при помощи ритмической тетради дети имеют наглядное представление о 2-х тактах с ритмом и под аккомпанемент педагога с радостью исполняют ритмостинато. Если данное упражнение освоено и выполняется детьми с лёгкостью, хорошо загадывать музыкальные загадки, прослушав которые дети должны: а)прохлопать услышанный ритм; б)пропеть слогами ритм услышанной загадки; в)выложить ритм в ритмической тетради, это упражнение дает не только понимание метроритмической структуры мелодии, но и является составляющей для такой комбинированной формы работы, как чтение с листа.
5 направление - анализ на слух.
Основные задачи следующие:
- воспитывать целенаправленное восприятие;
- служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями («слуховая наглядность»);
- способствовать в накоплению в памяти различных звуковых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий;
- развивать музыкальное мышление у учащихся, т.е. способность осознавать слышимое, проводить сравнение, синтезировать и дифференцировать явления;
- помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
Педагог сольфеджио должен твердо помнить, что на уроке усвоение теоретических понятий и формирование навыков начинается с показа их в звучании. Поскольку всякое осознание при работе над развитием слуха начинается с восприятия музыки, нельзя забывать, что эти первые впечатления от слышимого – в основном эмоциональны и лишь затем, при повторении, они переходят в сознательные, мыслительные , и поскольку мы развиваем музыкальный слух, нельзя лишать учащихся эмоционального фактора при восприятии. Чем ярче и красочнее будет показ, тем острее будет и впечатление от услышанного.
Сразу после того, как дети знакомятся с соотношением «звук-ступень», наступает время анализа элементов музыкального языка: типов движения мелодии, обозначаемые словами «пробегашка» , «повторяшка», «поскакушка».После этого данные типы движения мелодии иллюстрируются музыкальными примерами , исполняемыми в разных октавах и вверх и вниз. Данное упражнение необходимо, чтобы восприятие музыки было всегда активным, чтобы малыши активно думали, воспринимая музыкальную мелодию. Полезно, проводя работу по анализу на слух использовать различные жанры музыки6 марш, танец, песня. При этом много зависит от того, как исполняются примеры для анализа.
Игра педагога должна быть мягкой, музыкальной красивой. Нельзя «стучать», «выколачивать» звуки из инструмента, не следует также торопиться при опросе, поскольку нужно дать ученику вслушаться в звучание музыки и подумать.
Главная задачавоспитание осознанного восприятия музыки. Поэтому анализировать на слух необходимо все пройденные теоретически темпы. Чтобы достичь всестороннего и гармонического развития музыкальных способностей детей 5-ти летнего возраста, необходимо правильно организовать занятия, задачей педагога является воспитание дисциплины, правильной направленности слухового внимания, активности в накоплении слуховых впечатлений.
Важнейшим приёмом практического показа полученных знаний является все совершаемые детьми движения.
Эмоциональное восприятие детей музыки, яркость и осознанность эмоциональных ощущений легко выражается детьми через движение. Вот почему полезно показывать ступени ручными знаками, выполнение метроритмических упражнений руками и ногами, а также игра на музыкальных инструментах.
Что касается структуры урока, то чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия. Так, хоровое пение, чтение с листа, где каждый учащийся активно участвует в работе, лучше всего чередовать со слушанием, индивидуальным опросом и т.д. Диктант, требующий активности, собранности каждого, лучше всего проводить в середине урока, когда внимание учащихся ещё не ослабло. Нельзя допускать в ведении урока «пустых мест», когда педагог, занятый проверкой домашнего задания или индивидуальным опросом, не привлекает к работе весь класс.
6 направление - чтение с листа.
Работа в этом направлении возможна только при понимании и усвоении всех описанных ранее видов музыкальной деятельности. Кроме этого, данная форма работы является интегрированной , поэтому достаточно сложна и объёмна для детей 5 лет. Однако к этому периоду плавно подходят все 5-летки, независимо от уровня способностей в начале учебного года. Обычно этот период приходится на завершение учебного года, а продолжительность зависит от индивидуальных способностей и от возможности всей группы. Так чтение с листа как форма работы на уроках сольфеджио у 5-ти леток в конце года присутствует всегда, а вот качество музыкального материала, степень его сложности в разных группах разная: от небольших 4-тактовых попевок до полного 8- такта неповторного строения. Предлагаемый детям музыкальный материал – попевки и детские песни, которые потом поются со словами, а некоторые и в другом ладу. Материал интересен и доступен детскому вниманию, а сам процесс чтения с листа сводится к следующему:
- прослушать музыкальный отрывок и определить количество музыкальных фраз.
- назвать размер, количество тактов, тонику.
- прочитать ноты, выделяя голосом особенности ритма ( четвертные ноты «тянуть»).
- хлопать ритм называть ноты.
- петь, хлопая ритм.
- петь и дирижировать метрические доли в размере 2 четверти.

Особенности работы с детьми 6-летнего возраста.
Работа с детьми 6-ти летнего возраста в подготовительной группе в течении второго года обучения ведется по тем же основным направлениям, что были описаны ранее меж тем существуют определенные различия, напрямую связанные с возрастными особенностями.

1.Работа над развитием мелодического слуха на ладовой основе.

После повторения понятия о звуках, стуненях, ладах и внутриладовых принципах, можно переходить к изучению строения ладов и освоению тональностей фа-мажор, соль-мажор, ре-мажор и ля-минор. Изучаемый в тональности теоретический материал обязательно должен быть соотнесен с музыкальными звуками:
1) тоника.
2) лад.
3) устойчивые ступени.
4) разрешение и опевание.
5) тоническое трезвучия.
Главное условиеизучение тональности необходимо проводить с закреплением новых понятий проигрыванием на клавиатуре фортепиано. Для этих целей необходимо дидактическое пособие «клавиатура» каждому ученику тогда после пения по музыкальной « лестнице» любого упражнения в тональности оно же обязательно прорабатывается каждым учеником на индивидуальном дидактическом пособии, а затем пропевается всей группой звуками.

2. Особое место на занятиях в подготовительной группе необходимо выделять для знакомства с темой «интервалы». Освоение интервалов 6-ти летками – сложный и многоэтапный процесс, охватывающий сразу несколько направлений музыкальной деятельности: - осмысление теоретических сведений, понимание межступеневых отношений лада, понимание соотнесения звука со ступенью, восприятие двузвучия гармонически и мелодически и ассоциирование получаемых слуховых ощущений с понятыми теоретическими сведениями и наконец узнавание интервала в отдельной нотной записи и в кратком музыкальном примере.
Если выбрать при объяснении данной темы форму доступной увлекательной сказки, то это облегчит понимание данной темы и повысит эффективность запоминания. Пример: «Сказка про Белоснежку и семь гномов». Для усвоения мелодического материала интервалов подходит игра «спой свой интервал».

3.Работа над освоением метроритмических упражнений
у 6-ти леток включает в себя следующие этап
- понимание ритма и выкладывание его в ритмической тетради;
- чтение ритма при чтении с листа;
- запись ритма стихов;
- различные виды ритмических диктантов.
4. Чтение с листа.
Данная форма работы во второй год обучения сводится к научению детей самостоятельно пропевать без аккомпанемента музыкальные примеры 4-8 тактов. Это должно быть следствием умения интонировать в ладу. Наряду с этим должна проводится работа по освоению новых музыкальных размеров: три четверти и четыре четверти.

Заключение.
Приступить к данной работе мне помогло желание попробовать освоить с детьми на детском уровне восприятия волшебный мир, полный неожиданностей и удивительных открытий, который называется музыка. По своей природе дети любознательны, поэтому с удовольствием разгадывают те загадки и совершают те открытия, которые дарит им музыка. Они живо и легко научаются ориентироваться в музыкальном пространстве, а серьезные музыкальные понятия воспринимают как хороших друзей и помощников в игре. За два года подготовительной группы дети постигают закономерности построения музыки и умеют свободно ориентироваться в музыкальном пространстве. Ассоциативные связи, возникающие в сознании ребенка в процессе игры, активизируют детское мышление, помогают освоить объемный и многомерный пласт теоретических знаний и преодолевать возникающие трудности. Но теоретические знания не сама цель, они призваны помочь детям на практике применить все полученные теоретические знания, поэтому хочется пожелать и педагогам и ученикам творческого вдохновения при освоении теоретических понятий и увлекательной игры при их практическом применении. Пусть все то, с чем Вы познакомились в подготовительной группе, поможет Вам при путешествии в удивительный мир звуков. Желаю Вам радости от общения с музыкой.

Используемая литература.

1.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио».
2.Т. Стоклицкая «Сто уроков сольфеджио для самых маленьких».
3.Е. Неугодникова. «Этот волшебный мир музыки».
4.А.А. Бевзенко «Сольфеджио».
5.Г.А.Струве «Хоровое сольфеджио».
6.Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества».
7.С.И.Бекина «Музыка и движения».
8.В.Соколов «Начальное сольфеджио».
9.М.Антошина; Н. Надеждина «Сольфеджио 1 класс ДМШ».
10. «Программные требования для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ» - составители: преподаватели ДМШ г. Москвы Бырченко. Т.В.; Кругликова Е.Г.; Франио Г.С.
11.Гальперин «Лекции по общей психологии».






















13PAGE 15


13PAGE 141715




15