Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива»


 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
«Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива»
Руководитель:
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной категории
Бузина Г.В.
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,Дай мне попробовать, и я научусь»Древняя китайская пословица
Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.
  Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.
  К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
  Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии  развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
  Мой инновационный опыт  представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.
1. Ведущей технологией  является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данные технологии позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся  разбиваются на группы в  несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
Л.В. Занков разработал систему развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности. Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Так же и я в своей работе, иду от простого к сложному, последовательно и систематично. Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой. Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д. На протяжении всех лет обучения хореографией дети продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные ранее. Большое значение на занятиях я придаю музыкальности, музыкальному сопровождению, которое развивает художественный вкус, общую музыкальную культуру. Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших классах я комбинирую друг с другом, составляя более сложные танцевальные комбинации, что дает возможность развивающее обучение сделать эффективным. Я не стою на месте, постоянно совершенствую исполнительское мастерство своих учеников. Выявляю творческие задатки и развиваю творческие способности детей.
2. Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Мною разработан комплекс упражнений в игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников, и включает их в активную работу.
3. Информационных технологий
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:
методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
методика использования обучающих видео - программ  (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).
           Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и т. д.           Формы контроля на занятиях эстрадной хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, опрос, викторины, самоконтроль.
           При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.
4. Технология проектного обучения
Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях.  Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально.
С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:
- «Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Надежда» готовили конкурсы и творческие задания для команд классов, в которых они обучаются, составляли музыкальную программу вечера.
- «По станам и континентам» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Надежда» готовили конкурсный творческий тематический танцевальный номер для команд классов, в которых они обучаются.
- «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы.
- Портфолио с использованием ЭОР.            В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих  достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.Основными этапами разработки портфолио являются: планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Все стадии работы над электронным портфолио последовательно соотносятся с действиями, которые обучающиеся должны выполнить на каждом из этапов. Так, на этапе планирования решаются задачи, связанные с определением форм организации учебного процесса, направленности его на цель формирования творческой  деятельности, создание необходимых условий, формирующих мотивацию к проектной деятельности, потребность в освоении теоретических знаний и практических навыков для ее успешного осуществления.           На этапе разработки и реализации портфолио в учебных группах  используются некоторые приемы технологии С.Д. Полякова «Коллективное творческое дело», а также практикум «Коммуникации в проекте».           Заключительный этап анализа связан с формированием рефлексивного компонента,  позволяет оценивать поведение и деятельность обучающихся в процессе творческого проектирования в развитии.           Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются обще-учебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой портфолиоЛитература.
Вайнфельд, О. Музыка, движения, фантазия / О. Вайнфельд. – СПб: «Детство-пресс», 2002г. – 276с.
Володина, О.В., Анисимова, Т.Б. Введение в мир клубного танца / О.В. Володина, Т.Б. Анисимова. – М.: «Феникс», 2005г. – 148с.
Горшкова, Е. От жеста к танцу / Е. Горшкова. – М.: «ГНОМиД», 2003г. – 188с.
Михайлова, М., Воронина, Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. Михайлова, Н. Воронина. – Ярославль: издательство «Академия и К», 1998г. – 248с.
Полятков, С.С. Основы современного танца / С.С. Полятков. – М.: «Феникс», 2005г. – 98с.
Руднева, С., Фиш, Э. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. - М.: «Просвещение», 1972г.
Смит, Л. Танцы. Начальный курс / Л. Смит. – М.: «Астрель АСТ», 2001г.