Патриотическое воспитание средствами вокального искусства.
Галина Ивановна Алехина
«Патриотическое воспитание
средствами вокального искусства»
Жизненное самоопределение подрастающего поколения, которое всегда было непростым, в современной ситуации стало невероятно сложным. Этот процесс затруднен тем, что относительная свобода, полученная нашим обществом, сопровождается, к сожалению, девальвацией многих нравственных ценностей, без которых человеку невозможно состояться как личность.
Сложившаяся ситуация вызывает у молодежи пассивность, нигилизм, агрессию, депрессию, нравственное равнодушие и создает трудности в освоении ими духовно-нравственных и гражданско–патриотических ценностей.
Таким образом, вопросы патриотического воспитания особенно актуальны для нашего времени. Патриотическое воспитание – часть воспитания в целом, одно из основных его направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020г.г.». и .. Патриотизм – это важнейший духовно – нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность.
Социальный заказ государства на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа имеет место и в проекте Концепции «Гражданин и патриот».
В этой связи значительно вырастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходит духовно – нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Если обратиться к практике духовно-нравственного и патриотического воспитания, сложившейся в нашей стране в последние годы, то следует подчеркнуть особое значение дополнительного образования детей. Именно эта сфера образования становится сферой наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств личности, её ценностных ориентаций, духовных потребностей, так как своим содержанием она закладывает основы базовой культуры личности в контексте развития ценностно-смысловой сферы ребенка.
Одним из путей нравственно-эстетического, патриотического воспитания ребенка является музыкальное воспитание. В.А. Сухомлинский отмечал, что «музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное воспитание имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром. Именно в процессе воздействия на эмоциональную среду ребенка при помощи средств музыкальной выразительности ускоряется формирование нравственных убеждений.
Сегодня я как педагог, руководитель музыкальной студии «Ступени», понимаю процесс образования не только как процесс усвоения системы знаний, умений, компетенций, но и как процесс развития личности, принятия её духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей посредством вокального искусства.
Поэтому вполне закономерно, что в своей педагогической деятельности я уделяю особое место патриотическому воспитанию, цель которого - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. В соответствии с поставленной целью мною были определены следующие задачи:
-способствовать воспитанию любви к своему Отечеству, выполнению конституционного долга у детей и подростков;
- формировать социально-активную личность гражданина и патриота;
-активизировать познавательную деятельность обучающихся при изучении истории и традиций своей страны;
-пропагандировать музыкальные произведения патриотической направленности.
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется по основным направлениям:
1. Образовательная деятельность.
2. Досуговая деятельность.
3. Мониторинг воспитательного процесса.
Образовательная деятельность.
Музыкальная студия была создана в 1993 году. В студии занимаются дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Всего – 52 человека. Репертуар студии – эстрадные, народно–стилизованные, патриотические песни. В 2013 году коллективу музыкальной студии «Ступени» было присвоено звание «Образцовый коллектив» за высокий уровень исполнительского мастерства, пропаганду и развитие самодеятельного художественного творчества.
Образовательный процесс в музыкальной студии «Ступени» осуществляется по дополнительной образовательной программе «Живой звук», представляющей собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, направленную на достижение целостности и единства всех составляющих её компонентов в вопросах патриотического воспитания. Содержание программы опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, актуализации социально значимого и полезного поведения, возрастного подхода к выбору технологий патриотического воспитания и охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, мероприятия в Центре и вне его, разнообразные виды деятельности.
Для целенаправленного воспитания патриотизма средствами вокального искусства я внедряю в образовательный процесс различные формы организации музыкальной деятельности и творчества обучающихся:
а) работа над репертуаром;
б) конкурсы, фестивали патриотической песни;
в) тематические беседы;
г) экскурсии.
а). Главным направлением формирования патриотизма в процессе вокальной подготовки является воспитание на лучших образцах музыкального искусства.
Репертуар, в данном случае, является основой, на которой обучаются и воспитываются дети. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для любого руководителя. Отбор репертуара - это целая «репертуарная политика». Это сложный процесс. С одной стороны, в нем фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны, характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает.
Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, при формировании репертуара я всегда учитываю разнообразие и драматургическую линию музыкального произведения, степень сложности песенного материала. При этом основным критерием отбора произведений патриотической направленности для меня, является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии и текста, способствующих и вокальному, и нравственному воспитанию детей, песен, которые в состоянии глубоко затронуть душевный мир ребенка, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, становясь действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма.
Перед началом работы над музыкальным произведением я знакомлю детей с их авторами, провожу беседу об исторических событиях, положенных в основу песенного материала. Затем вместе с обучающимися, анализируем содержание произведения, определяем его главную идею, средства музыкальной выразительности.
Песенный репертуар патриотической направленности музыкальной студии «Ступени» богат и разнообразен и представлен музыкальными произведениями: «День Победы», «Солдаты войны», «Маки», «Безымянный солдат», «Ты же выжил солдат», «Русский солдат», «Нам нужна одна победа», «В лесу прифронтовом», «Землянка», «Катюша», «Смуглянка», «Тучи в голубом», «Темная ночь».
б). Коллектив студии «Ступени» является постоянным участником конкурсов, фестивалей патриотической направленности различного уровня.
В 2013-14 ,2014-15 и 2015-16 учебных годах мы принимали участие в:
- городском конкурсе патриотической песни «Славу Родине поем!», лауреатами которого стали Егорова Дарья, Насонова Яна, ансамбли «Ступени» младшая и старшая группы;
- городском фестивале патриотической песни «Будущее России в наших руках», лауреатами которого стали Егорова Дарья, Плешков Артем, Насонова Яна, Савенко Мария, ансамбль «Ступени» старшей возрастной группы;
- городском фестивале творчества детей с ОВЗ, посвященном 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года;
- фестивале молодежных инициатив «Тула молодая»;
- Международном фестивале «Славься, Отечество», г. Москва
-Международном конкурсе «Будущее начинается здесь»
-Международном конкурсе «Два кота»
-Международном конкурсе «Дети России»
в). Большое внимание в образовательном процессе я уделяю проведению тематических бесед, посвященных знаменательным датам, проектной деятельности.
В 2013 году отмечалось 70-летие Сталинградской битвы. С обучающимися музыкальной студии мною было проведено мероприятие «Бессмертный подвиг». Детьми была создана презентация. Я и старшие воспитанники рассказали о ходе Сталинградской битвы, её ключевых моментах, отметили итоги сражения, его значение в Великой Отечественной войне. В заключение мероприятия, обучающиеся средней и старшей вокальной группы, исполнили песни о Сталинграде «Держись, Сталинград», «Песня о Сталинграде», «Солдату Сталинграда».
В 2012-13 учебном году коллектив музыкальной студии определил тему проектной деятельности «Музыкальное наследие Тульского края». Обучающиеся выбрали темы проектов, работа над которыми заканчивается в этом году.
г). Экскурсии - действенный фактор патриотического воспитания.
В мае 2013 года творческий коллектив студии совершил экскурсию на Поклонную гору, где выступил с концертной программой.
2. Досуговая деятельность.
Деятельность по данному направлению предполагает такие формы работы, как:
а) участие в мероприятиях Центра ДТ и города;
б) участие в акциях;
в) концертная деятельность.
а). В 2013-14 , 2014-15 и 2015-16учебных годах руководимый мною творческий коллектив музыкальной студии принимал участие в праздниках и концертных мероприятиях патриотической направленности Центра ДТ, города:
- интеллектуальная игра «Ты защитила Россию от недругов,
«Тула – город-герой»; (ЦДТ)
- конкурс военных песен «Тот цветущий и поющий, яркий май»; (ЦДТ)
- смотр-парад юнармейских отрядов «Мы гордимся Россией»; (ЦДТ)
-благотворительный концерт для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- праздничные мероприятия, посвященные юбилею 51 полка;
- городские праздничные концерты, посвященные «Дню Матери», «Дню молодежи», концерт для ветеранов «Не стареют душой ветераны».
-городское мероприятие - открытие муниципальной выставки школьных экспозиций, посвященной празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне.
- Концертная программа к 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне.
б). Коллектив студии принимал участие в городских акциях «Доблесть. Отчизна. Мужество», «С Днем рождения, любимый город!», «Новогодняя улыбка»,«Белый цветок»,
15 воспитанников студии «Ступени» являются членами городской волонтерской организации. за участие в благотворительных акциях: «Знать, чтобы жить», «Современная молодежь Великой Победе», «Земля-планета добра», в акции по вручению именных стипендий.
в). Концертная деятельность нашего коллектива – это важнейшее звено в сохранении и пропаганде лучших военно-патриотических песен. Мною были составлены интересные, яркие по своему музыкальному языку и литературному содержанию концертные программы, посвященные «Дню Победы «Песни военных лет», «Дню защиты детей», «Дню города», «Дню России». Всегда много зрителей на наших концертах. Их привлекает артистизм, молодость, голоса участников и, конечно же, исполняемый репертуар, который приходится по душе слушателям любой возрастной категории.
3. Мониторинг образовательного процесса.
Мониторинг воспитательного процесса – важная составляющая системы патриотического воспитания в студии «Музыкальные ступени». Результаты мониторинга помогают понять, осознать, оценить исследуемый воспитательный процесс и служат основанием для разработки, если это требуется, альтернативных вариантов гражданско-патриотического воспитания.
Основными формами мониторинга являются анкетирование «Патриотизм – это», тестирование «Духовно- нравственные качества личности ребенка», изучение динамики участия обучающихся студии в конкурсах, фестивалях, мероприятиях различного уровня патриотической направленности.
Таким образом, патриотическое воспитание в музыкальной студии осуществляется на песенном материале, представляющем подросткам образцы подлинной духовности и гуманизма, проведением социально – значимой деятельности, направленной на сохранение и активную пропаганду песенного искусства. Занятия вокальным искусством «шаг за шагом» способствует формированию у подростков высоконравственных чувств, мыслей, убеждений, идеалов, т.е. формированию всего того что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.
13PAGE 15
13PAGE 14715
15