Проект Слово Книга в лингвистическом и социокультурном аспектах
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №3» Камышловского городского округа
Проект
«Слово «Книга»
в лингвистическом и социокультурном аспектах»
Авторы проекта:
Потапова Ольга, Тосун Аида,
ученицы 7 «Б» класса
МАОУ «Школа №3» КГО
Руководитель
Бронских Л.В., учитель
русского языка и литературы
Камышлов, 2016Введение
Тема проекта: «Слово «Книга» в лингвистическом и социокультурном аспектах»Обоснование актуальности темы
Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.
Кроме этого, 2015 год был объявлен в России Годом Литературы, а понятие «Литература» невозможно представить без книг.
Каждая книга живет своей жизнью. Существует много учебников, энциклопедий, словарей, в которых дается информация. Чтобы повысить интерес, мы находим занимательный материал в книгах. Мы часто встречаемся с «трудными» словами и чтобы узнать, что оно значит, мы обращаемся за помощью к толковому словарю.
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним мы полностью согласны. Мы считаем, что книги играют очень важную роль в жизни человека.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Действительно, книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.
Проблема: отсутствие универсальных справочников о слове «книга».
Объектная область: языкознание.
Объект исследования: слово «Книга»
Предмет исследования: словарные статьи со словом «Книга», произведения фольклора, литературы, живописи, скульптуры, в названии которых употребляется слово «Книга».
Методы исследования: наблюдение над словом, работа со словарями
Цель работы: составить энциклопедию слова «Книга», в которой отражены лингвистический и социокультурный аспекты.
Задачи:
Исследовать слово «Книга» с лингвистической точки зрения.
Понаблюдать, как живет слово в песнях, литературе, картинах, художественных фильмах, то есть в социокультурном аспекте.
Систематизировать собранный материал, составить комплексное представление слова «Книга» в форме энциклопедий на бумажном и электронном носителе.
Гипотеза: если больше знать о слове «Книга», то это позволит расширить наш речевой кругозор, поможет стать грамотным.
Типология проекта:
- исследовательный (по доминирующей в проекте деятельности);
- групповой (по числу участников);
- краткосрочный (по продолжительности) - с 15.01.15 по 20.02.16.
Планируемый результат
Получения ответа на главный вопрос проблемы;
Создание энциклопедии слова «Книга» на бумажном и электроном носителе;
Выполнение творческой работы в виде макета «В моих руках все книги оживают».
Ценность работы:
- систематическая работа со словарями разных видов.
- систематическая работа с художественной литературой
- систематическое повторение.
- развитие умения применять полученные знания на практике
- Развитие речи
- развитие умения анализировать, систематизировать.
- формирование информационной компетентности.
Практическая значимость проекта
Работа над проектом формирует и совершенствует такие навыки исследовательской деятельности, как: поиск, анализ, обобщение, обработка и применение полученной информации.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованных в школе на уроках русского языка и литературы.
Энциклопедия адресована школьникам. Ее материалы можно использовать для подготовки сообщений, конкурсов, для написаний сочинений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы работы над проектом
№
Действия
Сроки
Ожидаемые
результаты
1.
Выявление проблемы
15.01.2015-25.01.2015
Определение проблемы проекта;
Осознание социальной значимости проекта;
Определение собственных возможностей по решению проблемы проекта.
2.
Разработка собственного варианта решения проблемы.
Определение необходимых знаний и умений для осуществления проекта;
Определение необходимых ресурсов для осуществления проекта;
Определение сроков реализации проекта.
1.02.2015-15.02.2015
Определение цели и задач проекта;
Определение окончательного варианта решения проблемы;
Определение ресурсов по осуществлению проекта.
3.
Подготовка к работе над проектом
Знакомство со словарями русского языка (Толковый словарь С.И. Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь, этимологический словарь)
16.02.2015.-21.05.2015
Получение необходимых знаний и умений по реализации проекта
4.
Реализация плана действий
Отбор нужной информации;
Анализ, систематизация материала;
Подготовка энциклопедии слова «Книга», буклета;
01.06.2015-31.08.2015
Получение необходимой информации для создания энциклопедии слова «Книга»
5.
Подготовка к защите проекта
Выпуск энциклопедии слова «Книга» на бумажном и электронном носителях, буклета;
Подготовка презентации проекта;
Проведение связанного ассоциативного эксперимента со словом «Книга»
Разработка буклета «Книга – наш друг»
Выполнение творческой работы в виде макета «В моих руках все книги оживают».
1.09.2015 – 31.01.2016
Выпуск энциклопедии слова «Книга» на бумажном и электронном носителях; презентации проекта; Проведение связанного ассоциативного эксперимента со словом «Книга»; разработка буклета «Книга – наш друг». Выполнение творческой работы в виде макета «В моих руках все книги оживают».
6.
Защита проекта
Защита проекта на школьной НПК;
Размещение информации о проекте на сайте школы в Интернете
Февраль 2016 г.
Распространение собранного материала среди учащихся и родителей
Практическая часть
Выявление проблемы
На первом этапе работы над проектом мы обозначили проблему нашего исследования. Она состоит в том, что мы мало знаем о возникновении слова «Книга», об использовании
этого слова в произведениях русской и зарубежной литературы, фольклора, живописи, скульптуры, музыки.
Разработка собственного варианта решения проблемы
Нами был разработан план решения этой проблемы. Мы определили цели и задачи проекта, ресурсы, необходимые для его осуществления, определились со сроками. Мы выяснили, что необходимы следующие средства: компьютер; сканер; принтер; проектор; энциклопедическая и справочная литература; ресурсы сети Интернет;
Подготовка к работе над проектом
Для того, чтобы получить необходимые знания и умения по реализации проекта, мы познакомились со словарями русского языка (Толковый словарь С.И. Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь, этимологический словарь), побеседовали с родителями.
Реализация плана действия
2.4.1. Отбор и систематизация материала
Собрав материал, приступила к его систематизации и подготовке к публикации. В энциклопедии слова «Книга» распределили полученный материал по следующим разделам:
Представленность слова «» в толковом словаре (лексическое значение);
Слово «» и его друзья (синонимы);
Слово «» и его враги (антонимы);
Морфологический анализ слова «» (часть речи, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение, род, число), орфоэпические нормы;
Происхождение и употребление слова «»;
Фразеологизмы со словом «»;
Слово «» в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, частушках;
Слово «» в мудрых изречениях высказываниях, цитатах, афоризмах;
Слово «» в названиях художественных произведений (романах, повестях, рассказах, стихотворениях;
Песни со словом «»;
Слово «» в названиях газет, журналов;
Слово «» в названиях картин художников, скульптуре;
Документальные и художественные фильмы, в которых есть слово «»;
Творческая работа со словом «»
2.5. Подготовка к защите проекта
Подготовка к защите проекта – это выпуск энциклопедии слова «Книга» на бумажном и электронном носителях; подготовка презентации проекта, проведение связанного ассоциативного эксперимента со словом «Книга»; разработка буклета «Книга – наш друг», выполнение творческой работы в виде макета «В моих руках все книги оживают».
2.6. Защита проекта
Данный проект представим одноклассникам на классном часе, выйдем с ним на школьную НПК. После этого разместим материалы проекта на школьном сайте в Интернете.
Заключение
С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.
Историческая – расскажет нам о наших предках, войнах, восстаниях И с расстояния прошлых лет мы посмотрим на настоящее, лучше оценим и поймём его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу.
Сидя за школьной партой, мы постоянно сталкиваемся с научной литературой. Книги по физике, химии, биологии становятся нашими справочниками. Они молчаливы, но сколько тайн содержат в себе и с радостью они делятся с нами своим содержанием! Нам только надо научиться читать их и брать самое ценное.
Художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца.
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
2. Мы понаблюдали, как живет слово в фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, частушках; в мудрых изречениях высказываниях; в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза); в текстах популярных песен разных лет; в названиях картин художников; художественных и документальных фильмов; в иллюстрациях, рисунках детей, учащихся.
3. Проведенный в 7 «Б» классе связанный ассоциативный эксперимент показал следующие результаты: в качестве реакции к слову-стимулу «Книга» были даны следующие существительные: «брошюра, учебник, рассказ, произведение», глаголы: «читать, изучать, покупать, сопереживать», прилагательные: «интересная, захватывающая, веселая, умная».
Мы редко задумываемся над тем, что слово появляется в языке не просто так – оно заключает в себе определенное видение человеком мира.
Учебный проект "Энциклопедия одного слова" разработан для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ при изучении отдельных тем "Лексикология. Этимология. Фразеология" на факультативных занятиях и кружках. Исследовательский проект направлен на повышение интереса к изучению русского языка, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями и справочной литературой. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят исследования о жизни слова в русской речи и оформляют результаты своей работы в виде исследовательской работы, презентации.
Проект позволяет формировать опыт самостоятельной познавательной деятельности, активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала; развивать коммуникационную и творческую компетенции, способствовать сплочению семьи, единению семьи и школы; воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи; расширять жизненные познания детей; работать с ресурсами сети Интернет.
Работая над проектом, мы теоретически и практически познакомились с новым методом исследования, овладели умениями использовать разные источники информации, собирать и систематизировать материал, делать презентацию, что, несомненно, пригодится в дальнейшем.
Книга! Это действительно надёжный друг. С любым вопросом можно обратиться к ней. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книги – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!
Эта тема актуальна, так как в последнее время мы, действительно, незаслуженно отодвинули книгу на второй план, и информацию получаем в первую очередь из интернета. Произведения УНТ (пословицы, поговорки, сказки и т.д.) о книге можно использовать, как на уроках русского языка, так и литературы. В своем проекте я доказала, что собранный мною материал, на примере одного только слова будет способствовать расширению кругозора.
Список использованной литературы
250 Золотых страниц. Лучшие произведения для детей дошкольного возраста. "Олма – пресс" 2002.
Ашукин, Н.С.. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения [Текст]/ Ашукина М.С. - М.: Правда, 1986. -786 с.
Ивин М. «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
Интернет www.yandex.ru – поисковая система.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: "Советская энциклопедия", 1977
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г
Пословицы. Поговорки. Загадки [Текст] / Сост., авт. Предисл. И коммент. А.Н. Мартынова, В.К.Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512с.
Русские народные песни и частушки. А. Шириков, "Композитор" 2002.
Русские пословицы и поговорки. Т.М. Луговая. – М.: "Диалог" 2002.
Словарь антонимов русского языка. Л.А. Новикова - М:. Русский язык.
Словарь синонимов русского языка. Л. А Чешко – М:. Русский язык 1986.
Современный толковый словарь русского языка [Текст]/ гл. ред. С.В. Кузнецов. – СПб6 «Норинт», 2004. – 960с.
Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. –М.: "Дрофа", 2002
Фразеологический словарь. [ Текст ]. – Серия энциклопедия русского языка. М.: ООО Мир книги, 2004. с.101
Школьный словарь синонимов и антонимов. О.Е. Гайборян. –Ростов н/Д: Феникс, 2008
Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин
Заголовок 1Заголовок 215