Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка.Разработка руководителя научного общества Эврика МКОУ СОШ№10 г.Железноводска.


Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в МКОУ СОШ№10 города Железноводска.
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
         поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
         поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
         развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

         содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
         закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
      1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития
Приоритетные направления:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляется
Карта индивидуального психологического развития ребенка
1.Характеристика познавательных процессов.
         Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
         Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемонической деятельности)
  Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы
Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
 Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;
 Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;
 Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в
какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.
Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.
Этап 4 - Разработка программы здоровье сбережения:
 выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;
 осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;
 составление программы здоровье сбережения;
 консультации со специалистами, значимыми взрослыми.
Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами»- привлечение(если необходимо) к работе с данным ребенком других специалистов.
Этап 6 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» -
Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».
Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.
ДИАГНОСТИКА
уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности.
В МКОУ СОШ №10 г Железноводска я разработала индивидуальный образовательный маршрут на основе принципа логарифмическая спираль. (Химико-биологический профиль)
методики диагностики уровня креативностиметодики для выявления уровня психосоциального развития ребенка
методики диагностики интеллектуального уровня

Банк методик диагностики:
1.Анкеты для родителей учащихся.
2. Диагностика для классных руководителей . 3.Психологическая диагностика учащихся:



содержание диагностики одарённых обучающихся старших классов:
1. Профессиональное самоопределение 2. Конкурентоспособность личности 3. Портфолио личностного развития

Занести полученные результаты в базу данных. По результатам работы составляется Карта индивидуального психологического развития ребенка

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ:
1.Освоение знаний об основных биологических теориях, о методах биологических наук, о строении, многообразии и особенностях биосистем, выдающихся биологических открытиях и исследованиях в современной науке. 2. Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученные результаты. 3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. 4. Использовать приобретённые ЗУН на практике- сформировать ключевые компетенции.
4

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ: в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ: предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком.

5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового)
1.Базовые 2. Профильные 3. Элективные

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута Учитывая индивидуальные особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Качества личности Характеристика качеств личности Методы и формы
Любопытство-любознательность-познавательная потребность Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность-признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Исследовательская
деятельность.
Сверхчувствительность к проблеме Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Проблемные, ориентированные на творческую самостоятельную работу задания.
Качества личности Характеристика качеств личности Методы и формы
Склонность к задачам дивергентного типа - Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
Оригинальность мышления Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи. Работа по разработке новых идей или уже существующих.
Высокая концентрация внимания - Сложные и сравнительно долговременные задания.
Отличная память Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать нередко выражается в склонности к коллекционированию Задание по ведению летописи, собирание материала для музея и т.д.
Способность к оценке Производное критического мышления Задания по анализу собственной или чужой деятельности.
Широта интересов Одаренные дети могут, если не все, то многое. Развивать и поддерживать широту интересов (например, добавить занятие с другими специалистами).
7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Организация социального партнёрства
Для работы над проектами по биологии и экологии привлекаются специалисты из лабораторий микробиологии и аналитической химии СЭС, Кавминкурортресурсы, Железноводского лесничества, гидрогеологической станции, Дома детского творчества.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯНА КАЖДОМ ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ МАРШРУТА. Способы оценивания по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики. Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа.
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?).
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?).
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?).
Какова эффективность моих действий? (Чему научился?; Что необходимо еще сделать?).
Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:
Беседа; Экскурсия; Наблюдение; Практическое занятие; Тренинг; Творческая мастерская Творческий отчет; Эксперимент; Эвристическая беседа; Мозговой штурм, Проектная деятельность
Возможные формы подведения итогов:
Открытое занятие;
Зачетная работа;
Экзамен;
Тест;
Защита проекта;
Презентация – портфолио достижений.