Bystanders (Стоящие в стороне или стоящие рядом)
Методическая разработка уроков по теме:
«BYSTANDERS
(«Стоящие рядом или стоящие в стороне»)
(2 часа)
Найда Софья Григорьевна,
учитель
МБОУ СОШ №42 г.о. Самара
2009
Содержание урока
Вступительное слово учителя___________________________4
Евреи в Европе – «чужие» среди своих___________________6
Кто они – «стоящие в стороне»? ________________________8
Что чувствовали Bystanders?
Анализ фотодокументов
Анализ письменных документов________________________14
Заключительное слово учителя__________________________17
Тема урока: BYSTANDERS (Стоящие рядом или стоящие в стороне).
Предмет: спецкурс по «Холокосту» (34 часа – 10 класс).
Порядковый номер урока: 30-31.
Продолжительность урока: 80 минут (40 мин. х 2).
Оборудование:
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК;
Дидактические материалы и наглядные пособия: мультимедийная презентация, рабочие листы.
Цель урока: осознать личную ответственность каждого из Bystanders за Холокост и свою собственную ответственность за всё, что происходит в нашем обществе.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие «Bystanders», показать их роль в уничтожении евреев во время Второй мировой войны и определить степень виновности, выделить среди Bystanders группы и выявить социально-психологическую мотивацию в поведении Bystanders каждой группы.
Воспитательные: доказать, что, несмотря на тоталитарную систему оккупационного режима, каждый из Bystanders несет личную моральную ответственность за происшедшее в Катастрофе; объяснить, что и сегодня нельзя закрывать глаза на страдания окружающих нас людей, что недопустимо делить людей по национальному, расовому, религиозному признакам, необходимо формировать в обществе систему ценностей, основанную на принципах демократии и толерантности.
Развивающие: уметь анализировать ситуации, сравнивать, обобщать, сопоставлять факты и события, развивать навыки нестандартного мышления и умение доказывать свою точку зрения, даже если она идет вразрез с общественным мнением.
Тип урока: комбинированный (урок-исследование).
Эпиграф (2 слайд)
Когда они пришли за коммунистами,
Я не протестовал –
Я не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями,
Я не протестовал –
Я не был евреем.
Когда они пришли за профсоюзниками,
Я не протестовал –
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за католиками,
Я не протестовал –
Я не был католиком.
Когда они пришли за мной –
Протестовать было некому.
Пастор Мартин Нимёлер (Германия)
I. Вступительное слово учителя (5 мин.)
1. Цели и задачи нашего урока:
Размышляя о Холокосте, нельзя обойти вниманием тех, кого называют «третьей стороной», «пассивными наблюдателями» или емким английским словом Bystanders.
После II Мировой войны историкам стало ясно: не будь эти Bystanders столь равнодушны к судьбе евреев под властью нацистов, число жертв могло бы быть гораздо меньше. Из трех групп населения: жертвы, убийцы и «стоящие в стороне» - последняя была самая многочисленная. Сегодня на уроке мы рассмотрим именно эту группу, попытаемся проанализировать поведение «стоящих в стороне», разобраться, насколько человек, который до войны был добрым соседом, приятелем, учителем, смог остаться человеком в этой сложной критической ситуации? Главный вопрос, на который мы хотим получить сегодня ответ – это вопрос о том, где проходила та грань, которая заставляла пассивного свидетеля сделать выбор в ту или иную сторону? Мы будем размышлять именно о таких пограничных ситуациях, когда лишь эта неуловимая грань пролегала между полным равнодушием и сочувствием той или иной стороне.
Вообще, Bystanders - это несколько групп действующих лиц (3 слайд):
население стран, на территории которых происходил Холокост;
государства антигитлеровской коалиции – США, Великобритания, СССР;
нейтральные государства;
влиятельные всемирные организации, и прежде всего – Ватикан и Красный Крест;
еврейские общины свободного мира, в том числе и еврейское население Эрец Исраэль.
Мы будем рассматривать только первую группу - окружающее нееврейское население стран, на территории которых происходил Холокост.
2. Точка зрения социальной психологии (4 слайд).
а) Побудительные мотивы.
Отдельно надо сказать о точке зрения социальной психологии, которая занимается вопросом изучения личностных и внеличностных мотивов, побуждающих проявлять к чужой судьбе неравнодушие. Психология среди побудительных мотивов помощи попавшему в беду выделяет такое понятие, как «свой круг». Исследования показали, что люди в первую очередь готовы помогать «человеку своего круга». Таковыми могут быть люди, принадлежащие к одному социальному слою, одной религиозной общине, граждане одной страны.
Но нередко мы становимся свидетелями того, как помогают друг другу совершенно чужие люди. И самым распространенным побуждением здесь становится взаимопомощь, т.е. человек, помогая кому-либо, подсознательно надеется, что и с ним поступят так же, когда он сам будет в этом нуждаться.
Еще один мотив, помогающий преодолеть равнодушие – это моральное удовлетворение, когда человек доволен тем, что поступил так, а не иначе, и здесь большое значение имеет влияние на поведение человека принятых в данном обществе нравственных норм. Чем чаще человек становится свидетелем того, как другой откликается на беды ближнего, тем больше вероятности, что в критической ситуации он сам сможет преодолеть равнодушие.
б) Влияние обстоятельств.
Психологи путем экспериментов пришли к выводу, что чем больше число «стоящих в стороне», тем меньше шансов на оказание помощи попавшему в беду. Присутствие большого количества равнодушных людей останавливает даже тех, кто по природе своей склонен проявлять сочувствие к судьбе ближнего.
в) Личностный фактор.
Психологи определили, что люди, которым небезразличны страдания ближнего, - это, как правило, те, кто рос в благополучной семейной атмосфере или воспитывался в системе ценностей, которая любовь к ближнему ставит во главу угла. Сопереживание пробуждает сострадание, человек ощущает чужую боль как свою, и это не позволяет ему оставаться безучастным. Но для этого необходимо в первую очередь понимание того, что тот, кто отличается от тебя внешним видом, обычаями или верой, такой же человек, как и ты.
II. Евреи в Европе – «чужие» среди своих (5 мин.)
Образ «чужого» нередко в обществе не просто воспринимается враждебно, а демонизируется. В роли такого универсального «чужого» часто оказывались евреи. Антисемитизм, как мы знаем, был и остается неотъемлемой частью истории. Значительная часть местного населения в годы Катастрофы находилась под влиянием антисемитской пропаганды. Еврею вообще отказывалось в праве принадлежать к роду человеческому.
На предыдуших уроках мы говорили о взаимоотношениях евреев с окружающим населением в 6 странах – трех западноевропейских: Бельгии, Франции и Голландии, и трех восточноевропейских: Польше, Украине и Литве, о положении, сложившемся как непосредственно перед войной, так и в первый период нацистской оккупации.
Задание. Работа в группах (на повторение по пройденному материалу).
Разбейтесь на две группы и, подумав несколько минут, дайте отличительные особенности оккупационного режима западноевропейских стран – 1 группа, и восточноевропейских стран – 2 группа. Объясните причины этих особенностей.
1 группа: Евреи Западной Европы были более ассимилированы, интегрированы в общественную жизнь западноевропейских стран, чем евреи Восточной Европы. Например, Франция была первой страной, где евреи получили равноправие. Существует мнение, что в просвещенной Голландии антисемитизм вообще не получил широкого распространения. Примерно то же самое можно сказать о Бельгии. И тем не менее большинство населения Западной Европы не вмешивалось в происходящее и закрывало глаза на депортации евреев, как, например, во Франции, хотя, в Голландии, где были более жестокие условия оккупации, благодаря антифашистскому движению, было спасено около 25% евреев. В Бельгии, несмотря на активность местной нацистской партии, 50% евреев пережили Катастрофу благодаря католической церкви и местному подполью, и отношение большинства населения к евреям можно охарактеризовать как пассивное сочувствие.
2 группа: На территории Советского Союза оккупационный режим отличался ни с чем не сравнимой жестокостью. Большая часть еврейства была сосредоточена на территории Прибалтики, Украины, Белоруссии. Пакт Молотова - Риббентопа, расчленение Польши, установление Советской власти в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии, сталинские депортации, активная германская антикоммунистическая пропаганда – всё это легло на фундамент сложных и драматичных отношений евреев с местным населением Восточной Европы. Отсюда и многочисленные погромы в начале войны, и полицейские батальоны, уничтожавшие евреев.
Причины особенностей оккупационного режима (слайд 5)
Западноевропейские страны
(кроме Германии)
Восточноевропейские страны
Большая ассимиляция евреев и интеграция в общественную жизнь
Меньший, по сравнению с Восточной Европой, антисемитизм.
Большая изоляция еврейских общин и высокий уровень антисемитизма.
Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия (расчленение Польши, отход Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР)
Сталинские депортации
Массированная антикоммунистическая немецкая пропаганда
Вопрос: Может ли вам помочь знание исторического контекста в понимании дилеммы «стоящих в стороне»? В чем именно?
III. Кто они – «стоящие в стороне»? Что чувствовали Bystanders? Анализ фотодокументов (компьютерная презентация) (10 мин.)
Фото 1 (слайд 6).
Вена, Австрия, 1938 г.
Члены Гитлерюгенда заставляют евреев мыть уличную мостовую.
Вопрос: правомерно ли причислять детей и подростков, которых мы видим на этом снимке, к равнодушным наблюдателям?
Фото 2 (слайд 7).
Литва, 1941г.
Литовские солдаты и местные жители заставляют еврея плясать себе на потеху.
Вопрос: Как вы считаете, все ли, наблюдающие за «пляской», настроены одинаково?
Фото 3 (слайд 8).
Каунас. После погрома. Июнь 1941 г.
Вопрос: Выражения лиц людей, наблюдающих за последствиями погрома, на снимке неразличимы. Можете ли вы представить себе, какие чувства испытывают здесь «стоящие в стороне»?
Фото 4 (слайд 9).
Львов, 19 июля 1942 г.
Вечеринка в честь одного из руководителей местной администрации.
Вопрос: Насколько искусство, наука и профессиональная деятельность допускают компромисс с моралью? Почему от человека образованного мы ожидаем более достойного поведения?
Фото 5 (слайд 10).
Львов, июль 1941г.
Уличная толпа издевается над обнаженной еврейской женщиной.
Вопрос: Какую гамму чувств выражают лица людей, запечатленных на этом снимке? Возможно ли, что кто-нибудь в толпе, окружающей жертву, испытывает страдания или стыд за происходящее?
Фото 6-7 (слайд 11).
Вроцлавек, Польша.
Польская женщина разглядывает конфискованное еврейское имущество.
Польша.
Грабёж еврейского имущества после акции.
Вопрос: можно ли оправдать людей, которые растаскивают чужое имущество, зная, что хозяева уже не вернутся?
Фото 8 (слайд 12).
Брюссель, Бельгия.
Похороны Клерка – главы местной фашистской партии.
Вопрос: Что говорит вам этот снимок об ответственности Bystanders?
Задание по фотографиям:
Расположите фотографии по степени возрастания агрессии Bystanders по отношению к евреям (слайд 13): все фото после ответов расположить на одном листе в порядке 4,8,6,7,1,2,5,3. Прим.: возможны варианты (слайд 14).
IV. Анализ письменных документов (работа в 3-х группах) (20 минут).
Задание: Всех Bystanders можно подразделить на несколько групп. Прочитайте предложенный вам фрагмент документа, ответьте на вопрос по тексту и скажите, к какой группе можно отнести данных Bystanders. Сами дайте название этим группам Bystanders. Подберите к каждому тексту фото из предложенной выше презентации и обоснуйте свой выбор.
Раздаточный материал:
1-ая группа:
Из дневника доктора Елены Буйвидайте-Куртогене
«27 июня Весь день люди с национальными литовскими повязками с видом победителей слоняются по улицам, врываются в дома, средь бела дня вывозят на возах еврейское добро, не брезгуя даже самым последним барахлом. Какая-то эпидемия, разгул жадности Все вооружены ружьями.
Дворник с улицы Канто, из дома, где в воротах лежал убитый еврей-старик, тот смуглый, с черными страшными глазами (не безумие ли в них), который сказал «будете много разговаривать, и вам тоже будет», вдруг вошел в мою кухню, спрашивая, где квартира №6. Я похолодела, он искал евреев, чтобы их убить Увидев кровь на полу, он испугался, спросил, откуда она, мы объяснили, что резали курицу, тогда он властно, по-начальнически сказал: «Вымойте». Очевидно, вид крови, которой он так много пролил за эти дни, ему неприятен, пугает Он ушел искать евреев. Я нарочно послала его сначала к нашему сторожу, который, я знала, был в дружбе с жившими в нашем доме евреями, и, действительно, он отстоял этого мальчика и всю семью, они не были убиты в эти первые страшные дни
В эти дни судьба нас всех была в руках дворницкого сословия, и горе тому, кто имел с ними личные счеты»
(В.Гроссман, И.Эренбург (ред). Черная книга. Вильнюс, Йад, 1993, с.302).
Вопросы по тексту: Что добавилось к профессиональным обязанностям дворника во время оккупации? Какие группы Bystanders вы можете выделить и дайте им название. Подберите фото из презентации, подходящее к данному тексту.
2-ая группа:
Свидетельство о погроме в Каунасе
«Сразу после немецкого вторжения в Каунас, 16-летняя литовская девочка по имени Вера Силкинайте шла мимо городских гаражей, расположенных в стороне от центра. Она натолкнулась на группу возбужденных людей, и поначалу ей показалось, что это обычная пьяная перепалка. Подойдя ближе, она увидела, что один из них лежит на земле, тяжело дыша, а другие стоят вокруг, держа в руках дубинки. Это не была пьяная потасовка – литовцы, выпущенные немцами из тюрьмы, били смертным боем безоружного еврея.
«Я испугалась до смерти, - рассказывает она, - я была парализована страхом, я просто не могу передать, что я чувствовала. До сих пор всё это стоит у меня перед глазами». В толпе, наблюдавшей за убийством, раздавались одобрительные возгласы и выкрики: «Бей жидов!», а один из мужчин поднял повыше своего маленького сынишку, чтобы тому было видно лучше происходящее.
У Веры не укладывалось в голове, как мог малыш на это смотреть. «Что из него после этого вырастет, если он вообще понимает, что происходит? Чего можно ожидать от тех, кто криками поддерживает убийц?»
Сохранились также немецкие свидетельства и отчеты, датированные тем же днем (26 июня 1941 года). Один из них, написанный немецким офицером, гласит: «В толпе было множество женщин, и они поднимали повыше детей, или подставляли стулья и ящики, чтобы было удобнее смотреть. Сначала мне даже показалось, что они наблюдают за спортивным поединком, так азартно они кричали, аплодировали и смеялись».
(Laurence Reeth. The Nazis – A Warning from History. BBC, London, 2002).
Вопросы по тексту:
Что преобладает в таком чувстве, как злорадство: личные комплексы или стадное чувство? Какие группы Bystanders вы можете выделить и дайте им название. Подберите фото из презентации, подходящее к данному тексту.
3-я группа:
Виктория Барнетт. Bystanders
« В апреле 1944 года еще один небольшой лагерь был открыт по соседству с деревушкой Мельк (в окрестностях Маутхаузена); свыше трети его заключенных погибли к 1945 году. До того, как был построен крематорий в Мельке, тела погибших сами заключенные ежедневно доставляли в Маутхаузен. Ежедневно колонны заключенных из Мелька проходили через весь город к железнодорожной станции под равнодушными, невидящими взглядами горожан. Эта сознательная слепота, эти добровольные шоры на глазах, эта способность не смотреть по сторонам, не замечать – были крайним проявлением безучастия и невмешательства в происходящее»
(Victoria О. Barnett. Bystanders. Conscience and Complicity During the Holocaust. Greenwood Press.Westport, Connecticut – London, 1999, p.8.)
Вопросы по тексту:
Как можно объяснить безучастность жителей Мелька к чудовищной повседневности? Дайте моральную оценку этим людям. Можно ли оправдать этих людей (дискуссия)? Какие группы Bystanders вы можете выделить и дайте им название. Подберите фото из презентации, подходящее к данному тексту.
Группы Bystanders (слайд 15)
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
убийцы и их пособники
злорадствующие наблюдатели и грабители еврейского имущества
равнодушные и бездействующие
сочувствующие евреям
праведники
народов мира
фото 3
фото 5
фото 8
фото 1
фото 3
фото 6
фото 7
фото 4
фото 8
фото 2?
фото 3?
текст 1
текст2
текст 2
текст 3
текст 1
текст2
текст1
V. Заключительное слово учителя (5 мин.)
С одной стороны, нереально ожидать проявлений массового героизма в условиях жесточайшей из войн, которую когда-либо знало человечество. Беспомощность, абсолютная невозможность противостоять террору, страх за свою жизнь и жизнь своих близких – все эти аргументы можно привести в качестве оправдания поведению большинства.
С другой стороны, нельзя исключать того, что главную роль в подобном поведении всё же играло равнодушие и безразличие к страданиям тех, с кем «стоящие рядом» не желали себя отождествлять. И после войны они не желали признавать свою личную ответственность за происходящее на том простом основании, что каждый из них лично никого не убивал.
Вопрос классу (слайд 16):
Человек, живущий при тоталитарном режиме, в отличие от гражданина демократической страны, чаще склонен «сваливать вину» за свои поступки на государство. Есть ли в этом желание избежать ответственности или это является естественным поведением личности, лишенной элементарных личных свобод?
И в качестве вывода из всего вышесказанного: никакая тоталитарная система, террор не способны уничтожить в человеке человеческое, даже в ситуации полной беспомощности можно ожидать от Bystanders хотя бы сочувствия, ведь каждому человеку придется отчитываться за свои дурные и добрые дела перед судом собственной совести и перед Всевышним.
Вопрос классу:
Почему тема и сам термин Bystanders остаются актуальными в наши дни?
(Ответ: Все мы можем оказаться в ситуации «стоящих в стороне», пусть и в не настолько экстремальной. Мы нередко не протягиваем руку помощи даже тогда, когда для этого вовсе не требуется рисковать жизнью. Сегодня, когда снова поднимается волна ксенофобии и неонацизма, нельзя оставаться равнодушными и бездействовать. Каждый должен стремиться к тому, чтобы наше общество было не на словах, а на деле демократичным и толерантным).
Домашнее задание (слайд 17):
Написать эссе на свободную тему по впечатлениям от урока.
Подготовить инсценировку в форме диалога между двумя ВС.
Список используемой литературы:
И.Абрамская. Стоящие в стороне или стоящие рядом. The Bystanders. Международная Школа Яд Вашем, 2007.
И.Альтман. Жертвы ненависти. М., Фонд «Ковчег», 2002.
И.Гутман, Н.Галиль. Катастрофа и память о ней. Яд Вашем.
Ф.Кандель. Книга времен и событий. Том 5. История евреев Советского Союза (Уничтожение еврейского населения 1941-1945). Гешарим, Иерусалим – Мосты культуры, Москва, 2006.
Сохрани мои письма Сборник писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны. Сост.: И.Альтман, Л.Терушкин. М., Центр и Фонд «Холокост». Изд. «МИК», 2007.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15