Авторская программа дополнительного образования Декоративно-прикладное искусство
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С.ХОВУ-АКСЫ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Программа кружка
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Количество часов: 180 (60 занятий)
Возраст: 15-27 лет
Заполнение группы: 7-15человек
Составила: преподаватель
специальных дисциплин
Гришина О.И.
с. Хову-Аксы
2014СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Методика проведения занятия 5
Тематический план 6
Календарно-тематический план 7
Заключение 17
Список электронных ресурсов 18
Пояснительная записка
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Декоративно–прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть мир прекрасного, развить у них художественный вкус.
Цель обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству - формирование знаний учащихся в области народного и декоративно-прикладного искусства путём их знакомства с историей создания и развитием исторически сложившихся художественных центров, творчеством мастеров и ведущих художников. Задачи, поставленные перед педагогами: развитие моторики руки в работе с различными материалами, формирование практических навыков в различных видах декоративно-прикладного искусства. А так же, формирование коммуникативных способностей, умения жить и работать в коллективе, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и уважения к другим членам коллектива.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства.
Во время практической работы используются разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин) и техники (аппликация, лепка, бумажная пластика, папье-маше и др.) Каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями, что влияет на развитие художественно-творческих способностей, индивидуальности и самовыражению ребят.
Процесс обучения строится на постижении основных законов красоты: пропорции, симметрии и асимметрии, статики и динамики, ритмики и пластики. Тематика уроков охватывает тот круг проблем, которые волнуют от возраста к возрасту: природа, времена года, животные, человек и т.д. Программа обращается к одним и тем же темам на разных возрастных этапах, формируя каждый раз более высокий, более сложный уровень восприятия учащихся, более полное постижение ими красоты мира в различных ее взаимосвязях и проявлениях.
Целью данной программы является: Эстетическое воспитание через декоративно – прикладное творчество
Задачи:
Вовлечение обучающихся в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса ;
Развивать художественно-творческие способностей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию, настроить их на создание новых необычных композиций;
Развивать пространственное мышление;
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);
Возрастная группа :15-27 лет
Наполнение группы: 8-10 человек
Срок: 7,5 месяцев. (180 часов, 6 часов в неделю)
Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся
Методика проведения занятия
Формы работы:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
Просмотр видеофильмов;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Самостоятельное создание декоративных изделий.
Методы и приемы:
1.Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа,
- использование художественного слова,
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения,
- анализ выполненных работ;
3. Практические методы:
- обучение способам изображения, лепки;
- самостоятельное выполнение декоративных изделий,
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
- индивидуальный подход;
4. Метод «подмастерья»
5. Мотивационный метод
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха;
6. Игровые методы:
- игровые ситуации;
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Тематический план
Наименование раздела
Кол-во часов
кол-во занятий
Раздел 1. Художественная графика (Основы рисунка)
30
10
Раздел 2. Живопись
30
10
Раздел 3. Стилизация
15
5
Раздел 4. Аппликация
15
5
Раздел 5. Лепка
15
5
Раздел 6. Декорирование и реставрация "Вторая жизнь ненужным вещам"
15
5
Раздел 7. Роспись по дереву
15
5
Раздел 8. Бисероплетение
15
5
Раздел 9. Вышивка
15
5
Раздел 10. Мягкая игрушка
15
5
итого
180
60
Календарно-тематический план работы кружка
по декоративно – прикладному искусству
Наименование раздела и темы занятия
Содержание темы
Практическое задание
Инструменты и материалы
Кол-во часов
Раздел 1. Художественная графика (Основы рисунка)
Теория:
Практическое задание:
30
Занятие 1. Введение основы рисунка
Понятие графики. Инструменты и материалы. Материалы для рисунка. Средства художественной выразительности в графике ( линия, штрих, пятно, точки). Светотень .
Выполнение рисунка шара в различных техниках
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, глеевая черная ручка, бумага формат А4
3
Занятие 2. Рисунок композиции из простых геометрических тел
Понятие композиции. Пропорции. Виды простых геометрических тел. Понятие объема. Перспектива. Развертка основных фигур (куб, цилиндр, конус, пирамида, призма)
Выполнение макета простых геометрических тел. Составление композиции и ее зарисовка графитным карандашом.
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А4
3
Занятие 3. Построение рисунка несложного натюрморта из 2-3 предметов
Понятие натюрморта. Правильная компоновка на листе бумаги. Сквозная прорисовка.
Построение рисунка простого натюрморта
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А4
3
Занятие 4. Несложный натюрморт в штриховой технике
Штрих и его разновидность
Выполнение рисунка простого натюрморта, наложение светотени
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А4 ( эскиз с занятия №3)
3
Занятие 5. Построение рисунка сложного натюрморта с натуры
Понятие план, ракурс, фон, драпировка, композиционный центр
Построение рисунка сложного натюрморта
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А3 ( эскиз с занятия №3)
3
Продолжение таблицы
Занятие 6. Рисунок натюрморта графическими материалами
Виды графических материалов и их свойства
Выполнение рисунка натюрморта, наложение светотени графическими материалами ( цв. Карандаши)
Тетрадь для теории, цветные карандаши, ластик, ручка, бумага формат А4 ( эскиз с занятия №5)
3
Занятие 7. Светотеневые акценты , завершение рисунка натюрморта графическими материалами(продолжение работы занятия 5 )
светотеневые акценты
Выполнение рисунка натюрморта, наложение акцентов
Тетрадь для теории, цветные карандаши, ластик, ручка, бумага формат А4 ( рисунок с занятия №6)
3
Занятие 8. Рисунок животных и птиц
Понятие анималистки. Строение животных и птиц
Выполнение набросков животных и птиц
3
Занятие 9. Рисунок фигуры человека
Понятие модуля. Пропорции человека.
Выполнение наброска фигуры человека
3
Занятие 10. Портрет
Пропорции лица человека. Черты лица
Выполнение наброска лица человека в различных эмоциональных состояниях
3
Раздел 2. Живопись
Теория:
Практическое задание:
30
Занятие 11. Введение основы живописи
Понятие живописи. Виды живописи. Жанры живописи. Инструменты и материалы. Живописные материалы их свойства и техники письма (гуашь, акварель). Смешение красок.
Выполнение упражнений с краской
Тетрадь для теории, кисточка, гуашь, акварель, бумага формат А4
3
Продолжение таблицы
Занятие 12. Живописное изображение простого натюрморта из простых предметов
Понятие мазок, рефлекс.
Составление композиции и ее зарисовка графитным карандашом. Работа с краской
Тетрадь для теории, ручка, карандаш, ластик, бумага формат А4, гуашь или акварель, кисточка
3
Занятие 13. Построение рисунка для живописного изображения сложного натюрморта
Отражение, прозрачность предметов
Построение рисунка простого натюрморта
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А3
3
Занятие 14. Выполнение живописного натюрморта
Фон, план, цвет в перспективе
Выполнение живописного натюрморта
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А3( эскиз с занятия №13) гуашь или акварель, кисточка
3
Занятие 15. Изображение пейзажа
Понятие пейзаж, пленер, воздушная перспектива
Выполнение живописного изображение природы
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А4 , гуашь или акварель, кисточка
3
Занятие 16. Изображение морены
Понятие морена, изображение воды, отражение
Выполнение живописного моря
Тетрадь для теории, ластик, бумага формат А4, гуашь, кисточка
3
Занятие 17. Построение рисунка для живописного портрета человека
Набросок
Выполнение построения с натуры
Тетрадь для теории, ластик, бумага формат А4, карандаш
3
Занятие 18. Живописный портрет человека
Цвет кожи, фон
Выполнение живописного портрета
Тетрадь для теории, ластик, бумага формат А4 (эскиз занятия №17) гуашь, кисточка
3
Продолжение таблицы
Занятие 19. Тематический рисунок
Понятие идея, фантазия, память, этюд
Выполнение наброска рисунка
Тетрадь для теории, ластик, бумага формат А3, карандаш
3
Занятие 20. Живописное оформление картины
Пространство. Глубинно-пространственная композиция.
Выполнение живописной картины
Тетрадь для теории, ластик, бумага формат А3 (эскиз занятия №19) карандаш, гуашь или акварель
3
Раздел 3. Стилизация
Теория:
Практическое задание:
Занятие 21. Пятовая графика
Понятие стилизация, силуэт. Понятие пятно. Ахроматические и хроматические растяжки
Выполнение стилизованного изображения
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, кисточка, тушь, бумага формат А4
3
Занятие 22. Имитация фактуры, кожи, пластика, дерева
Понятие фактура
Выполнение упражнения по имитации фактур
Тетрадь для теории, ручка, карандаш, ластик, бумага формат А4, гуашь или акварель, кисточка, губка, клей ПВА, салфетка, нитка
3
Занятие 23. Построение эскизов для витраж
Понятие витраж, разбиение рисунка
Построение рисунка для витража
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А3
3
Занятие 24. Выполнение витража витражными красками
Назначение контура, заливка красок
Выполнение витража на стекле
Тетрадь для теории, ручка, эскиз с занятия №23,витражные краски
3
Занятие 25. Абстракция
Понятие абстракция
Выполнение абстрактного изображения
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А3 , гуашь или акварель, кисточка
3
Продолжение таблицы
Раздел 4. Аппликация
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 26. Плоская аппликация
Понятие аппликации
Выполнение фронтальной аппликации из цветной бумаги
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, бумага формат А4, клей карандаш, цветная бумага, ножницы
3
Занятие 27. Плоская аппликация (натюрморт)
Понятие стыковка, подгонка
Выполнение плоской аппликации из фактурной бумаги
Тетрадь для теории, ручка, карандаш, ластик, бумага формат А4, гуашь или акварель, кисточка, губка, клей карандаш, ножницы, канцелярский нож, бумага А4,
3
Занятие 28. Объемная аппликация
Понятие объема, оригами из бумаги
Выполнение объемной аппликации из бумаги
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат 4, ножницы, линейка ,клей карандаш
3
Занятие 29. Выполнение аппликации из ткани и крупы
Виды стежков, работа с иголкой
Выполнение композиции из кусочков ткани (панно)
Тетрадь для теории, ручка, ткань, ножницы, иголка нитки разных цветов, бумага с эскизом, рамка деревянная, стразы, бусинки, крупа, клей момент
3
Занятие 30. Завершение работы аппликации из ткани (создание панно)
декоративное украшение
Завершение панно
Тетрадь для теории, ручка, ткань, ножницы, иголка нитки разных цветов, бумага с эскизом, рамка деревянная, стразы, бусинки
3
Продолжение таблицы
Раздел 5. Лепка
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 31. Объемная композиция. Лепка простых геометрических фигур
Понятие объемной композиции. Принципы работы с пластическими материалами
Выполнение объемной композиции простых геометрических тел из пластилина
Тетрадь для теории, пластилин, нож
3
Занятие 32. Лепка сложной фигуры из глины
Понятие каркас и структура
Выполнение объемного предмета из глины
Тетрадь для теории, глина, каркасная проволока
3
Занятие 33. Лепка животного и птицы
Строение животных и птиц
Лепка фигурок из глины
Тетрадь для теории, изображение животного и птицы, глина, каркасная проволока
3
Занятие 34. Лепка фигуры человека
Строение человека, и пропорции ребенка и взрослого
Лепка фигурок человека из глины
Тетрадь для теории, ручка, каркасная проволока глина
3
Занятие 35. Лепка стилизованных фигур
Понятие объемной стилизации
Лепка стилизованной композиции фигур из глины или гипса
Тетрадь для теории, глина, гипс, каркасная проволока, формочки для заливки
3
Продолжение таблицы
Раздел 6. Декорирование и реставрация "Вторая жизнь ненужным вещам"
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 36. Декоративная бутылка
Понятие декорирование
Выполнение декоративной вазы из ненужной бутылки
Тетрадь для теории, стеклянная бутылка, ножницы, краски, пластиковая бутылка, цветной скотч, нитки, крупа, клей момент, газета, журнал мод, ткать, краска в болоне.
3
Занятие 37. Поделки из пластиковых бутылок
Понятие формы и объема
Выполнение поделок из пластиковых бутылок и крышек
Тетрадь для теории, ножницы, канцелярский нож, пластиковые бутылки, шило, клей момент, проволока, нитки, цветные ленты
3
Занятие 38. Декоративная открытка
Понятие трафарет, аппликация
Выполнение декоративной открытки
Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат 4, ножницы, линейка ,клей карандаш, цветной картон , краски, губка, цветные ленты
3
Занятие 39. Декоративные часы- календарь
Понятие календарь. Восточный календарь, гороскоп
Выполнение декоративных часов-календаря
Тетрадь для теории, , ножницы, картон, бумага, карандаш, краски, клей
3
Продолжение таблицы
Занятие 40. Декоративный горшок для цветов из ненужной посуды и пластиковых бктылок
декоративное украшение
Выполнение декоративного горшка для цветов
Тетрадь для теории, ручка, ткань, ножницы, клей стразы, бусинки, краски, гвоздь, спички, цветные ленты, бесцветный лак
3
Раздел 7. Роспись по дереву
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 41. Хохлома
Народный промысел Хохлома. Цвета и элементы рисунка
Выполнение эскиз хохломской росписи разделочной доски
Тетрадь для теории, карандаш, резинка , бумага А4
3
Занятие 42. Роспись разделочной доски хохломской росписью
подготовка инструментов и материала под роспись
Выполнение расписной разделочной доски
Тетрадь для теории, копировальная бумага, заготовка доски, краски, кисточки, лак
3
Занятие 43. Городецкая роспись
Народный промысел городецкая роспись. Цвета и элементы рисунка
Выполнение эскиз городецкой росписи разделочной доски
Тетрадь для теории, карандаш, резинка , бумага А4
3
Занятие 42. Роспись разделочной доски городецкой росписью
подготовка инструментов и материала под роспись
Выполнение расписной разделочной доски
Тетрадь для теории, копировальная бумага, заготовка доски, краски, кистоки, лак
3
Занятие 45. Расписная шкатулка
Творческий подход, изображение цветов
Роспись шкатулки
Тетрадь для теории, глина, заготовка шкатулки, краски, кисти, лак
3
Продолжение таблицы
Раздел 8. Бисероплетение
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 46. Плетение простых цветов
Основные принципы плетения. Схемы плетения
Выполнение букета цветов из бисера
Тетрадь для теории, проволока, бисер,
3
Занятие 47. Плетение животных из бисера
Приемы и принципы плетения по схеме
Выполнение животных из бисера (брелок на телефон)
Тетрадь для теории, бисер, леска, проволока, иголка, цепочка, кольцо, нитка
3
Занятие 48. Плетение фенечки из бисера
Принципы и приемы, схемы плетение фенечки
Выполнение фенечки
Тетрадь для теории, бисер, нитки , леска, рамка, иголка
3
Занятие 49. Схема панно из бисера
Расчет цветов в схеме
Выполнение эскиза схемы панно
Тетрадь для теории, , карандаш, бумага в клетку, цветные карандаши
3
Занятие 50. Панно из бисера
декоративное украшение, закрепление
Выполнение декоративного панно из бисера
Тетрадь для теории, картон, ткать, клей, бисер, нитки, иголка, рамка.
3
Раздел 9. Вышивка
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 51. Вышивание крестиком
Прием вышивания крестиком
Выполнение упражнений по вышиванию
Тетрадь для теории, пяльцы, ткань, нитки мулине, иголка
3
Занятие 52. Вышивание панно
разбивка изображения
Выполнение вышивки
Тетрадь для теории, пяльцы, набор для вышивания
3
Занятие 53. Вышивание панно
разбивка изображения
Выполнение вышивки завершение работы
Тетрадь для теории, пяльцы, набор для вышивания
3
Продолжение таблицы
Занятие 54. Лоскутное шитье
Понятие лоскут.
Выполнение эскиза, подготовка лоскутов
Тетрадь для теории, карандаш, мел, ткань, нитки иголка
3
Занятие 55. Вышивание панно из лоскутов
Стыковка, полгонка
Выполнение вышивки завершение работы
Тетрадь для теории, эскиз, лоскуты, нитки , иголка
3
Раздел 10. Мягкая игрушка
Теория:
Практическое задание:
15
Занятие 66. Мягкая игрушка простой формы (сердце)
Основные ручные стежки
Выполнение упражнений стежков, сшивка игрушки простой формы
Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, набивка, ножницы
3
Занятие 67. Постоение выкройки игрушки животного
Понятие чертежа и выкройки
Выполнение выкройки игрушки
Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ткань, ножницы
3
Занятие 68. Сшивка частей игрушки и ее набивка
Ручные стежки
Выполнение сшивка частей игрушки и ее набивка
Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, набивка, ножницы
3
Занятие 69. Подушка-мягкая игрушка
Виды и формы подушек
Выполнение эскиза подушки выкройка
Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ткань, ножницы
3
Занятие 50. Выполнение декоративной подушки игрушки
Набивка
Выполнение сшивка частей подушки- игрушки ее набивка
Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, набивка, ножницы
3
итого
180
Заключение
Предполагаемый результат:
Обучающиеся имеют представление о декоративно-прикладном и искусстве;
Приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;
Появление интереса искусству;
Развивается художественный вкус, учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
Приобретут навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ;
Посещаемость;
Статистические данные;
Фиксация занятий в рабочем журнале;
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Практические материалы.
Качественный анализ:
Формирование новых навыков и умений;
Анализ успешности деятельности и достижение целей;
Анализ диагностического материала;
Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности
, отношение к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности.
Определить возможные перспективные роботы с (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Итогом деятельности могут служить выставки работ, и участие в смотрах
«К народным традициям должно бытьвеличайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой
их надо осваивать”
А.Б. Салтыков
Список электронных ресурсов
Электронный доступ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный доступ: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков http://www.bibliotekar.ru/avanta/31.htm
Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный доступ: Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства Электронный доступ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный доступ: Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
Электронный доступ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
Электронный доступ: Дизайн [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815
dђЗаголовок 1ђЗаголовок 215