Конспект экспериментальной деятельности Чудеса своими руками
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«Чудеса своими руками»
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»
Активизировать познавательно-исследовательские действия детей на примере проведения опытов и экспериментов из подручных материалов.
Формирование познавательных действий на примере создания имитации вулкана и пластилина своими руками.
Расширение представлений об использовании человечеством свойства плотности воды и жирности молока, включает его в процесс поиска причины того или иного явления.
Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в творческой игровой деятельности с самостоятельно изготовленными игрушками (из безопасного пластилина), вызываем радость открытий полученных из экспериментальных опытов.
Предпосылки учебной деятельности: активно действует, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера; оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Оборудование для педагога: мультимедийное оборудование (презентация), фартуки, шапочки и перчатки для защиты одежды детей, таблички с изображением героев мультфильма «Фиксики».
Оборудование для детей: предметы, необходимые для игровой и экспериментальной деятельности: тарелочки с деталями для изготовления макета вулкана, крахмал, соль, вода, молоко, пищевая сода, уксус (лимонный сок или минералка), вареное яйцо, пищевые красители, средство для мытья посуды «Фейри», бальзам для волос, ватные палочки, влажные салфетки.Планируемые результаты
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, природе, людям); художественный вкус и способность к эстетической оценке явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных бросовых и художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или украшений.
Метапредметные результаты:
– формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации экспериментально- познавательного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и сверсников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения исследовательской деятельности в жизни человека и общества.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. В коммуникативной сфере – умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы для передачи замысла собственной деятельности.
Ход занятия.
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
3. Заключительная часть (рефлективный этап)
Мася (мама Фиксиков):
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают) - Какие вы умные, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) - Ребята, а хотите вместе с нами, Фиксиками, поиграть в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные различные опыты.
Прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ• вставать с места.• трогать руками оборудование и приборы.• засовывать что-либо в нос, рот, уши. Если не соблюдать правила безопасности с вами может произойти вот что (слайд презентации)
А помогут нам в научно исследовательской лаборатории мои члены семьи, встречайте их (Фиксики поют на презентации)
Проведем первый опыт. А с чем? Вы должны отгадать загадку: Без чего не может мамам ни готовить , ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды)
Первый эксперимент «Радужная вода»
Цель: заинтересовать детей, устроив им небольшое «волшебство». Расширить знания детей о свойствах воды посредством исследования. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.
Оборудование:
Емкость с водой, 3 прозрачных пластиковых стакана, краски, ложка, сахар, одноразовые шприцы.
Ход игры:
Пронумеруем стаканы 1,2,3. Дети наливают в стаканы небольшое количество воды, и окрашивают воду в разные цвета.1 стакан-голубым цветом, 2-ой красным, 3-ий зеленым. Во 2-ой стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3-ий 2 ложки сахара и перемешиваем до растворения. 1-ый оставляем без сахара. Далее набираем шприцем желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с голубой водой №1, медленно выливаем и видим как красная вода переместилась вверх. Далее набираем зеленую воду и также выливаем в 1 стакан. Зеленая вода «переместилась» не смешиваясь с другими цветами и оказалась первым слоем сверху. Вот такая «Радужная вода» получилась. Объясняем детям, что слои воды не смешались по причине плотности (больше сахара - больше плотность). Дети в восторге.
(появляется Папус)
Папус: Здравствуйте, друзья! Меня зовут Папус и я приготовил для вас интересный опыт, а для того чтобы узнать какой вам нужно отгадать кроссворд (слайды по презентации)
1. «В» Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
2. «У» Пусть крыша течет,
И сломалась калитка,
Свой дом ни за что,
Не покинет…
(Улитка).
3. «Л» Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
апельсиновая долька Луна и месяц).
4. «К» Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес заберется,
С пути не собьется. (Компас)
5. «А» На окошке пруд.
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов,
Не бывает рыбаков.
(Аквариум).
6. «Н» Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть - чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо).
Папус: А вы знаете, что такое вулкан? (Ответы детей)
(На экране фото вулкана)
Папус: Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.
Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.
Я для вас уже построил вулкан.
Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой. Сейчас мы с вами будем делать извержение вулкана.
Папус: Извержение очень опасно! Для этого нам понадобится….
Сода.
Красная краска (пищевой краситель).
9% уксус.
Этапы эксперимента:
Засыпаем соду.
Смешиваем соду с красной краской (эффект лавы).
Наливаем уксус.
Следствие:
Наблюдаем извержение вулкана )!!!
Папус: Молодцы, ребята, красивый у вас получился вулкан, а сейчас к вам придет мой сынок Нолик.
(слайд презентации с Ноликом)
Нолик: А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! У меня для вас тоже есть загадка
Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться.
(Яйцо)
Давайте мы с вами проверим, чем отличается соленая вода от пресной?
Для этого проведем опыт с яйцом. Нужно взять две миски с водой. В одну налить обычную воду, в другой воду подсолить. Положим яйцо сначала в пресную воду - оно утонет. А другое яйцо положим в соленую воду - оно будет плавать. Значит, соленая вода держит лучше. Сейчас моя сестра Симка проведет с вами очень необычный эксперимент (слайд с Симкой)
Эксперимент «Готовим пластилин своими руками»
Я – девочка, зовут меня Симка. Как любой ребенок, я очень люблю все интересное и необычное.
Подумайте и продолжите поговорку: «Умелые руки… (не знают скуки). Вы любите экспериментировать, что-то изобретать, творить? А что делать, когда у вас нет под рукой нужного материала, например, красок или пластилина?
Предлагаю вам изготовить пластилин самим. Да-да, очень просто, с помощью крахмала и кондиционера для волос. Смешаем и пластилин готов: мягкий, эластичный, не липнет к рукам, совсем как тесто. Хранить его нужно в пакете, а для изменения цвета используем пищевые красители.
Если вы уже заинтересовались, предлагаю приступить к работе прямо сейчас. Для проведения этого опыта мы наденем фартуки и резиновые перчатки, чтобы не испачкать руки и одежду. Напоминаю, что изготовленный нами пластилин полностью безопасен, но в рот его брать категорически нельзя.
Итак, приступим. Смешайте в миске 1 чайную ложку крахмала и 1 чайную ложку кондиционера, тщательно размешайте. Как только вы почувствуете, что пластилин стал пластичным, добавьте в него несколько капель любой краски. Это – пищевые красители. Как только пластилин готов смело снимите перчатки и вылепите любую поделку или украшение, не боясь испачкаться: пластилин к рукам не прилипнет. Настало время проявить свою фантазию и украсить свою поделку разными деталями: стразами, пайетками, бусинами или бисером. Запомните, если вы хотите еще использовать изготовленный вами пластилин, то его следует хранить в целлофановом мешочке. Если это игрушка или украшение, и вы хотите с ним играть, то просто оставьте его на воздухе высыхать.
Я хочу открыть вам один секрет: еще можно изготовить пластилин и другим способом, с помощью крахмала и клея ПВА. Он хорошо держит форму и быстро застывает. Такой пластилин называется «Холодный фарфор» и из него получаются чудесные цветы, жемчужные бусы и браслеты. Обязательно попробуйте, вам понравится.
Принято считать, что лучший подарок тот, который сделан своими руками. Украшения из безопасного пластилина – это прекрасный подарок маленьким модницам.
Вам поправился этот эксперимент? Какой этап этого опыта вам показался наиболее интересным? Может у кого-то возникли вопросы или были сложности в выполнении эксперимента? Если вы испытали радость от выполненной работы – похлопайте, если вам не понравилось – потопайте. Молодцы, всем спасибо!
Мася: напоследок проведем еще один опыт – с шаром! Попробуем его надуть необычным образом!Одна чайная ложка соды, сок лимона, три столовые ложки уксуса, воздушный шарик, изолента. Наливаем воду в бутылку и растворяем в воде соду. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус. Через воронку наливаем в бутылку. Быстро надеваем шарик на горлышко и закрепляем изолентой.Вывод: сода, сок лимона, уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает воздушный шарик.Мася: по такому же принципу (углекислый газ – продукт переработки, горения) и надували воздушные шары, на которых люди передвигались по воздуху. А давайте представим, что мы отправляемся домой на воздушном шаре! Полетели!
Рефлексия
- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают) У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.- На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!