Сценарий совместного занятия родителей с детьми старшего дошкольного возраста с элементами тренинга.


«МЫ-Рядом!»-совместное занятие с элементами тренинга
родителей с детьми. (старшая группа)
16 февраля 2017 г.
Участники: дети старшего дошкольного возраста и родители.
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.
Задачи:
усиление роли семьи в воспитательном процессе,
улучшение отношений между детьми и родителями,
повышение психологической компетентности родителей.
Ход мероприятия:
Гости усаживаются в общий полукруг, одна половина- взрослые, продолжение –дети.
См. 1 рис.
Воспитатель: Дорогие родители, хотели бы Вы иметь какой-то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей? Однако такого рецепта нет и не может быть. В наши дни все больше растет понимание того, что процесс воспитания формируется не только родителями. На него воздействуют и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.
Психолог: Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на детских домашних праздниках.    Я думаю, и детям будет интересно сегодня поиграть со своими родителями.
Сообщаю вам правила:
Выслушивать друг друга, не перебивая.
Каждый имеет право высказаться,
Если затрудняетесь, можно промолчать и высказаться позже.
А сейчас я предлагаю познакомиться.
Психолог проводит Упражнение «Знакомство» Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит.(В этом упражнении дети учатся устанавливать доверительные отношения между людьми, создавать атмосферу сотрудничества.)
Например:Я-Любовь Викторовна, педагог-психолог. Я больше всего люблю кошек и вязать носки. Далее Воспитатель.
Родитель представляется по имени и отчеству, называет имя ребенка, ребенок называет свое имя.
Психолог: ну вот мы и познакомились. А теперь члены семьи садятся рядом.
См. рис 2.
Родители и дети рассаживаются в общий большой круг, ставят стулья парами рядом друг с другом. В этом же кругу находятся воспитатель и психолог.
Предлагается взяться за руки, посмотреть друг на друга и сказать громко: «Мы-рядом!»
Упражнение-игра «Зеркало» - показ двое ведущих. (проводит воспитатель)
Воспитатель: предлагаю встать напротив друг друга парами, один-человек, второй-отражение в зеркале. Человек показывает движение телом, лицом, спокойно. «Отражение»-движения повторяет. Движения должны передаваться максимально точно и без остановок. Если, по мнению участников, игра слишком проста, то можно увеличить темп.
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй теперь за мной.
По истечении 1 минуты, меняются ролями. + 1 минута.
Психолог: Опишите свои чувства.
Трудно ли было, когда особенно трудно? Сначала отвечает ребенок, потом взрослый.
Что испытывали, когда не успевали за партнером в игре?
Можно показать на примере пары- психолог-воспитатель.
Игра-«Проверка» (проводит психолог)
Психолог:А сейчас предлагаю проверить, как вы знаете своих детей?
Я раздам взрослым карточки и ручки, Вы подумаете, ответите на вопросы, а в это время мы с воспитателем спросим детей о том же самом. И посмотрим, совпадут ли ответы? Если совпадут, то Вы очень хорошо знаете своего ребенка.
(С детьми карточки заполняются заранее, в этот же день, в группе перед мероприятием.)
Любимый цвет ребёнка?_______________________________________
Любимый праздник ребёнка?___________________________________
Любимая песня ребёнка?______________________________________
Любимая еда ребёнка?________________________________________
Любимоезанятие в садике ребёнка?_____________________________
Имя лучшего друга (подруги) ребёнка ____________________________
(С воспитателем отходим на небольшое расстояние и вполголоса спрашиваем детей по одному, в виде интервью и записываем.) Далее сверяем результаты.
Психолог: вот оказывается, как интересно получилось!
Упражнение «Рисуем вместе» 5 минут+обсуждение. Проводит психолог .В круг устанавливаем столы по количеству пар. Столы можно поставить за стульями, развернуться и рисовать после объяснения.
Цель: осознание роли ведущего в отношениях, предоставления свободы и инициативы ребенку, развитие чувства сопереживания.
Психолог:Участникам предлагаю создать рисунок, используя один фломастер. Во время работы разговаривать нельзя.
Собственно выполнение рисунка.
Обсуждение: начинает рассказывать ребенок.
Кто первый начинал рисовать?
Трудно ли было понимать партнёра? Обратить внимание на чувства, возникшие в ходе рисования.
Удовольствие, раздражение, напряжение, интерес, радость и т.д.
Воспитатель: а теперь предлагаю Игру «Веселый массаж» под музыку«Рельсы-рельсы..» (автор песенки Железнова). Выполняет взрослый ребенку, потом наоборот. В конце выполнения задания обняться.
-5 минут. Обсуждение- 3 минуты.(аудиофайл). Показ ведущих.
Психолог: предлагает Игру «Узнай своего ребёнка»- платок для завязывания глаз.
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей, телесный контакт.
Для облегчения ускорения выполнения здания можно дать возможность детям и взрослым обняться, пощупать одежду, руки, и т.д. Дети встают в одну шеренгу, взрослые сидят на стульях. Одному взрослому завязывают глаза, и он старается узнать ребенка из ряда остальных детей по одежде, по росту, по волосам.
Далее каждому из родителей завязывают глаза и предлагают найти своего ребёнка.
( Без обсуждения.)
Воспитатель проводит Игру «Скажи партнеру комплимент» (по очереди):
Участники остаются в кругу, передают комплименты о характере, внешности, способностях и других качествах друга сначала в левую сторону, потом в правую. В итоге, все получают комплименты друг от друга.
Например: Катя, мне нравится, как ты рисуешь, убираешь игрушки и умеешь веселиться!
Итоговый круг: все садятся, как на рисунке 1, парами рядом. Высказываются о своих чувствах, трудностях, что особенно понравилось, что узнали нового?Оборудование :столы по количеству пар.
Листы бумаги
Фломастеры по количеству пар
Шарф или платок (салфетки бумажные) для завязывания глаз
Примечание: рисунки с расположением стульев могу выслать по электронной почте. Жду письма с просьбой на эл.адрес : molotenko@mail.ru
Приложение:
Игра «Проверка»
Любимый цвет ребёнка?_______________________________________
Любимый праздник ребёнка?___________________________________
Любимая песня ребёнка?______________________________________
Любимая еда ребёнка?________________________________________
Любимое занятие в садике ребёнка?_____________________________
Имя лучшего друга (подруги) ребёнка ____________________________
Игра «Проверка»
Любимый цвет ребёнка?_______________________________________
Любимый праздник ребёнка?___________________________________
Любимая песня ребёнка?______________________________________
Любимая еда ребёнка?________________________________________
Любимое занятие в садике ребёнка?_____________________________
Имя лучшего друга (подруги) ребёнка ____________________________
Игра «Проверка»
Любимый цвет ребёнка?_______________________________________
Любимый праздник ребёнка?___________________________________
Любимая песня ребёнка?______________________________________
Любимая еда ребёнка?________________________________________
Любимое занятие в садике ребёнка?_____________________________
Имя лучшего друга (подруги) ребёнка ____________________________
Дополнительные упражнения:
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: сосредоточение внимания родителей на личности ребёнка, ребёнка — на личности родителей.
Родители продолжают следующие предложения.
Больше всего я ценю в ребёнке...
Мой ребёнок.
Я очень хочу.
Я люблю своего ребёнка.
Дети продолжают следующие предложения.
Я уважаю родителей за то, что.
По моему мнению, мои родители.
Если бы я мог.
Игра «Угадайка»Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает, какой - либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т. д.) Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать их изчудо - мешочка. Это упражнение поможет ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений» как у себя, так и научиться понимать их у других людей.  
  Игра в кругу: «Если весело тебе, то сделай так.»- музыкальная в кругу.