Конспект внеклассного занятия Тема: Учимся предотвращать и разрешать конфликты


Конспект внеклассного занятия
Тема:
Учимся предотвращать и разрешать конфликты
2015г.
Цель занятия: знакомство учащихся с основами бесконфликтного сосуществования
Задачи:
- Образовательные:
формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
закрепление базовых нравственных понятий: «добро», «зло»
- Развивающие:
развитие познавательных интересов учащихся;
развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
повышение активности учащихся на занятиях.
- Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к людям;
формирование социальноодобряемых форм проведения.
Предварительная работа:Обсуждение ситуаций из школьной жизни.
Обыгрывание различных сценок на темы вежливости.
Чтение художественной литературы.
Проведение внеклассных занятий на темы:
«Поговорим о вежливости»
«Манеры поведения»
«Чтобы в классе дружно жить, дружбой надо дорожить»
«Правила, обязательные для всех»
«Что такое конфликт?»
Ход занятия:
Добрый день! Сегодня мы с вами собрались для важного разговора. Мы не раз говорили о том, что мир, в котором мы живем, очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, в школе, дома, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Но научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтных ситуациях, знать способы их разрешения – можно. Этому и будет посвящено наше занятие и тема занятия «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».
А что же такое конфликт? (Конфликт – это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения)
Скажите, пожалуйста, сколько букв в алфавите? Назовите по одному отрицательному слову на любую букву алфавита. Эти слова относятся к отрицательным качествам человека.
К чему могут привести отрицательные качества характера человека?
Задание: «Сложить осколочные слова» (добро, доверие, вежливость...).
К каким качествам человека относятся эти слова? А сейчас закройте глаза и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом.
А вас самих обзывали? Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали при этом?
Что вы сделали в ответ?
У вас на партах лежат листочки в форме облака. На этом облаке вы напишите обидные слова, которые вам сказали. А сейчас прикрепим ваши облака на оранжевый кружок, символизирующий солнце.
Что может произойти? (надвигается гроза, облака закрыли солнце, солнце прячется, становится грустно, плохое настроение, обидно)
А можете себя представить на месте солнца?
А сейчас вы должны найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной. Нужно сказать такие слова, от которых нельзя поссориться (убирать по одной тучке).
А что можно сделать с этими темными тучами? (скомкать, изорвать и выбросить эти отрицательные эмоции) Иными словами, не надо злиться, кричать, а то и кидаться в драку, нужно сохранять спокойствие.
Что значит сохранять спокойствие?
Если вы всегда будете поступать так, как вы сказали, то в вашей жизни не будет синих туч, а всегда будет светить яркое солнце.
Обсуждение ситуации «В классе»
Ученик приходит в класс после болезни, а его место за партой занято новым учеником. Он начинает выяснять отношения.
1-ый: Сейчас же освободи мое место.
2-ой: Но я…
1-ый: Надо было сначала убедиться, что эта парта не занята, а потом занимать ее.
2-ой: Я хотел ...
1-ый:Если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужое место.
2-ой:Я не знал…
1-ый: Ты такой же бестолковый, как все новенькие.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, чем может закончиться эта ситуация? Можно ли было доводить дело до конфликта?
- Какие правила общения могли быть использованы? (выяснить спокойно, почему он сел на это место, тон)
- Правильно ли поступил ученик, который пришел в класс после болезни? Почему?
- Можно ли назвать этого ученика вежливым, воспитанным?
- Какой выход из данной ситуации предполагаете вы?
- Можно было решить этот вопрос без ссоры?
Любой конфликт можно решить, только нужно найти это решение, этот выход и обсудить все в спокойной обстановке.
Когда люди ссорятся или конфликтуют между собой, они обижаются друг на друга, я обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение, вам поможет упражнение «Воздушный шарик».
Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, сосчитайте до 3.
Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
Повторите еще 2 раза.
Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.
Релаксация
Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.
Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.
Представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.
Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние. Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо. Скажите себе: «Я хочу, чтобы уходя с этого места, я взял(а) с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось».
А теперь откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня. Итак, мы с вами решили, что любой конфликт можно разрешить мирно, не оскорбляя и не прибегая к насилию. И самый лучший выход – это выяснить отношения в спокойной обстановке, стараться не обидеть друг друга. И еще одно главное правило – не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь.
А сейчас для вас задание «Заморочки из бочки». Работать вы будете в парах. Вам вдвоем нужно найти выход из ситуации, вы должны поразмышлять и решить, как правильно поступить в данной ситуации (При обсуждении ситуаций дети сами могут задавать вопросы).
Молодцы! Вы все нашли бесконфликтный выход из предложенных ситуаций. Но чтобы не было ссор и конфликтов, нужно научиться контролировать себя. Если вы чувствуете, что назревает этот конфликт, то что можно сделать, как можно контролировать себя? Попробуем сформулировать правила.
«Контролируй себя»
Сосчитать до 10 и обратно.
Послушать музыку.
Заняться спортом.
Заняться любимым делом.
Почитать книгу.
Погулять.
Принять позу спокойного человека.
А сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу.
Тестирование
Подчеркни те качества, которыми должен обладать человек, умеющий разрешать конфликты «мирным путем» (обидчивость, доброжелательность, грубость, вежливость, равнодушие, честность, раздражительность, гостеприимство, жадность, доброта, справедливость, скромность). Зачитывают по цепочке.
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других – это основы человеческого счастья. Этими добрыми качествами наделен каждый человек. Быть добрыми, честными, отзывчивыми – этому нужно учиться с детства. В каждом из вас есть маленькое солнце – это доброта. Оно согревает людей и помогает им в трудную минуту. И сейчас я зачитаю ваши добрые пожелания, которые вы написали на прошлом занятии, вот в этой «Волшебной грамоте».
Наш разговор подходит к концу. Очень хочется верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения. Мы знаем с вами одну восточную мудрость и часто в беседах к ней обращаемся. Читаем «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе». Что это значит?
Да, как было бы хорошо, если все следовали этому совету – легче людям было общаться друг с другом. И тогда никогда не было бы конфликтов и ссор.
Стихотворение
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не спеши.
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать его ты не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Расул Гамзатов
Песня «Если добрый ты…»
Итог:
Что было на занятии самым важным для вас?
Помогут ли вам рекомендации, которые вы получили на занятии в разрешении конфликта?
Вы все должны постараться, чтобы все знания, которые вы получили на занятии, прошли через ваши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки. Давайте сделаем нашу жизнь радостней и добрей. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.