Разработка технологической карты урока Работа сердца Биология 8 класс.
Технологическая карта урока
Учитель: Семикина Валентина Филипповна.
Предмет: биология
Класс: 8 (ФГОС)
Тип урока: Комбинированный урок.
Тема урока
Строение и работа сердца.
Цель урока
Сформировать и систематизировать у учащихся знания о строении органов кровообращения: строение и работа сердца.
Задачи урока
Познавательные:
Изучить строение органа кровообращения – сердца и фазы его работы.
Установить причинно-следственную связь между строением сердца и его функциями.
Регулятивные:
Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации о строении и работе сердца, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически в таблицах и схемах.
Личностные:
Формировать культуру умственного труда, развивать экологическую культуру по охране своего здоровья (закаливание и укрепление сердца).
Формирование УУД
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание изученного материала, связанного с условиями долголетия.
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): умение поставить цель, задачи, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, применять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: тренировать умения поиска и выделения необходимой информации, структурировать полученные знания, использовать смысловое чтение, осознанно строить речевое высказывание, использовать логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном сотрудничестве с учителем и учениками, в постановке вопросов, оценке и коррекции действий партнера.
Основные понятия
Артерия, вена, аорта, капилляры, сердце, желудочки, предсердия, створчатые и полулунные клапаны. Фазы работы, автоматизм.
Ресурсы
УМК: Биология 8, линия И.Н. Пономаревой.
Рабочая тетрадь Биология. Человек. Учебно-методические карточки. Модель сердца. Модель торса человека. Портрет В. Гарвея, А. Везалия. Доп. Литература: И.Г.Зверев Человек. Организм и Здоровье.
Формы урока
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.
Методы
Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Организационный момент
Подготовка к работе доски: Тема, домашнее задание, наглядность, эталоны ответов.
Подготовка УМК учащихся: тертади, рабочие тетради, словари, рисунки, рефераты, учебник, планшеты.
2. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос по опорным знаниям:
Внутренняя среда.
Физиологический раствор и его применение.
Гомеостаз.
Ответы на вопросы, дополнения, коррекция.
Личностные УУД
Смыслообразование
Познавательные УУД
Использование знаково-символических средств
Построение речевого высказывания.
3. Проверка выполнения домашнего задания
Этап проверки домашнего задания:
- понятийный диктант (2 варианта и критерии оценки на доске)
1 вариант: Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, антитела, артерии.
2 вариант: плазма, гемоглобин, антиген, вены.
- заполнение схем:
1 вариант: повреждение кровеносных сосудов (воспаление)
2 вариант: состав крови
-Подведение итогов по ДЗ с учащимися. Оценивание.
Учащиеся класса делают короткую расшифровку понятий в тетради:
Обмениваются тетрадями и делают взаимооценку.
Составление ответа в виде схемы.
Контроль по эталону.
Самоанализ: Зачем нужны эти знания?
Регулятивные УУД.
Взаимооценка. Самооценка. Коррекция.
Познавательные УУД.
Отбор главного материала.
Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции.
Сотрудничество с партнером
Личностные УУД.
Нравственно-этическое оценивание изученного материала
4. Изучение нового материала
Объявление темы:
Планирование результатов учебной деятельности
Мотивация деятельности учащихся. Важность глубоких знаний об органах кровообращения доказывает тот факт, что больше всего людей погибает от заболевания этих органов. Нет другого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце. Но оно еще имеет неразгаданные тайны.
Проблемы: Может ли быть сердце золотым? Все ли время жизни человека сердце работает без отдыха? Почему при вскрытии свежего трупа, сердце еще бьется?
Организация деятельности учащихся, работа в парах.
Постановка целей урока, конструирование плана освоения нового материала с помощью учителя.
Изучить строение сердца, узнать о его работе и значении.
Систематизируют и углубляют знания строения и функциях сердца о важности этого органа для здоровой долголетней жизни.
Интернет-сообщение учащихся о смысле понятия сердца (по средине грудной полости) о важности этого органа (где бы не прикоснулись, слышим его биение и путь крови).
Сердце – это насос, почти вечный двигатель, сердце – это жизнь,
На все вопросы можно ответить, только изучив новый материал.
Работа в парах с текстом учебника §17, с моделью сердца, с рабочей тетрадью на печатной основе (обозначить структуры, указанные на рисунке строения сердца
Регулятивные УУД
Организация учащимися своей учебной деятельности. Целепологание и планирование. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД
Поиск и выделение главной информации в дополнительной литературе и интернете. Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Структурирование знаний в таблице, в схеме. Умение аргументировано доказать важность этого органа.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения. Учебное сотрудничество.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание изученного материала
Осознание ответственности за общее дело.
Проблемные вопросы стимулируют интенсивность формирования всех УУД, так как усиливается волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
5. Практическая часть урока
Организация деятельности учащихся в структурировании знаний в схеме и таблице.
Демонстрация эталонов ответа по строению сердца и фазам его работы и объяснение учителя
Контроль оформления рабочих тетрадей с классным и домашним заданием по рядам и группам учащихся.
Оформление в тетради схемы строения сердца
Заполнение таблицы: фазы деятельности сердца.
Беседа по заданию. Обмен знаниями.
Контроль по эталону., коррекция схемы и таблицы. Подготовка к . защите.
Подготовка материала к просмотру учителя
Познавательные УУД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные УУД
Контроль и коррекция
Коммуникативные УУД
Ответственное отношение к результатам общего задания.
6. Закрепление материала
Закрепление изученного материала
- эвристическая беседа по изученному материалу с использованием моделей, таблиц, схем, эталонов ответа и учебника по вопросам урока:
- строение сердца.
- фазы работы сердца
Анализ проблемных вопросов
Сбор домашних тетрадей на проверку для выставления оценок.
Оформление речевого высказывания, дополнения ответов, дополнительные вопросы к теме защиты учителю и учащимся.
Использование Интернет-материалов.
Самооценка и взаимооценка ответов.
Мнения уч-ся по проблеме:
- сердце – мышечный аппарат. Его работа связана с мощным сокращением от 70 раз в минуту. Поэтому оно не может быть золотым.
- фазы работы сердца: 0,1 сек и 0,3 сек – сокращение его камер и 0,4 сек расслабление отдыха.
- явление сокращения сердца в свежем трупе – это механизм автоматизма сердца.
Выражение своих мыслей по значимости изученного материала и по своему участию в уроке.
Познавательные УУД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции.
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Система проверки и оценивания оформления и выполнения дифференцированных заданий разной сложности повышает уровень аккуратности, ответственности в регулярном выполнении домашних заданий, творчества учащихся разных познавательных возможностей.
7. Домашнее задание
Организуется диффенцирование домашнего задания:
- для всех §17 учебника понятия с расшифровкой в словарь, раб. тетрадь на печатной основе (схемы, таблицы, рисунок).
- для сильных математиков – 2 биологических задачи
- для учащихся, у которых биология - профпредмет:
Творческое задание.
§17 учебника понятия с расшифровкой в словарь, раб. тетрадь на печатной основе (схемы, таблицы, рисунок).
Творческое задание:
Презентация: Сердце – удивительный природный механизм. (поэтические строки, возраст и число сокращений во времени, сила мышцы сердца,)
Решение биологических задач:
- человек прожил 70 лет. Сколько времени его сердце отдыхало?
- за 1 мин желудочки выбрасывают 150 куб см крови. Сколько крови перекачивает сердце за 1 год?
Автобиографии ученых В. Гарвея, А. Везалия.
Дифференцированное творческое развитие УУД у учащихся разных групп.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
-Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
-Определяют свое настроение в конце урока.
Познавательные УУД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УУД
Осознание ответственности за общее дело.
Примерные задания, которые можно использовать на уроке.
Курс
класс
Способы формирования коммуникативных умений. Примеры заданий и уроков.
8 класс
Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение».
1. Вы врач. К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.
2. Вы врач. К вам пришёл пациент с вопросом, можно ли развести сухое лекарство в ампуле для укола водой. Поясните, почему нельзя разбавлять водой. Сделайте опорный рисунок на доске.
8 класс.
Формирование коммуникативных навыков с использованием электронных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
- Интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека».
- «Мир природы». Наглядное пособие по естествознанию. Природа и человек.
-Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
15