Конспект образовательной деятельности. Составление описательного рассказа на материале темы «Домашние животные».

Конспект образовательной деятельности
Тема: Составление описательного рассказа на материале темы «Домашние животные».
Цель: 1.формирование представлений о домашних животных.
2.обучениеповторение рассказа-описания за логопедом.
3.развитие общей и мелкой моторики.
4.совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции)
5. образование существительных множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом -ищ; подбор слов-антонимов; согласование числительных с существительными;
Ход занятия
1. Организационный момент
Сядет тот, кто стоит за... , перед... , между... , около... и т.д.
2. Отгадывание загадок
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род, На охоту вышел... (Кот.) (Выставляется картинка.)
Какая кошка по размеру? (Небольшая.)
Чем покрыто тело кошки?
Какая шерсть?
Есть ли хвост? Какой?
Сколько лап?
Как ходит кошка? (Бесшумно, медленно.)
Какая мордочка? (Круглая, маленькая.) Что на мордочке у кошки? (Усы длинные, черные, белые.)
Как кошка голос подает?
Чем питается, где живет?
Какую пользу приносит человеку? Логопед загадывает загадку:
Все следы находит точно.
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос
Это друг наш, верный ... (Пес.) (Выставляется картинка.)
(Логопед проводит беседу аналогично, как о кошке.)
З. Рассказ о животных по картинкам
а) Логопед вывешивает рисунок кролика.
КРОЛИКИ это домашние животные. Они бывают белые, серые, черные. Питаются морковкой, капустой и другими овощами. Любят кролики овес и клевер. Кролики, как и зайцы, прыгают, они дают человеку вкусное мясо, пух, шкурки. Из шкурок шьют шапки, шубы. Кроликов разводят на кролиководческих фермах, где они живут в клетках.
б) Логопед загадывает загадку:
Молоко дает нам кто-то,
Детям пить его охота.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают... (Коровы.) (Выставляется картинка.)
КОРОВА крупное домашнее животное. У коровы длинное широкое туловище с раздутыми боками. Хвост длинный, на конце кисточкой. Им корова отгоняет насекомых. На голове рога. У коровы большие уши. Живут коровы в коровнике. Зимой едят сено и солому, а летом пасутся на лугах и жуют, свежую траву. Коровы дают молоко, а из него приготавливают разные молочные продукты: масло, кефир, сыр, творог... У коровы есть копыта. Это парнокопытное животное.
в) Назовите домашних животных, у которых есть копыта. (Лошадь.) (Выставляется картинка.)
Как лошадь голос подает?
Где живет?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
г) Логопед загадывает загадку:
Бежит замарашка В щетинистой рубашке. Хвост крючком, Нос пятачком. (Свинья.) (Выставляется картинка.)
(Логопед проводит беседу аналогично, как о лошади.)
д) Логопед загадывает загадку:
Бегут по дорожке
Борода да рожки. (Коза.) (Выставляется картинка.)
КОЗА домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зеленую траву, дает вкусное мясо, молоко, шерсть. Живет коза в сарае, хлеву.
е) Кто ёще живет в хлеву? (Овца.) (Выставляется картинка.)
ОВЦА у нее небольшое тело, покрытое густой длинной пушистой шерстью. У ягнят вся шерсть в завитках, мягкая, шелковистая. Ноги короткие, но сильные. У баранов есть рога, а у овец нет. Овцы живут в сараях, хлеву. Зимой едят сено, а летом пасутся на лугах. Овцы бывают белые, черные. Овец разводят из-за шерсти мяса. Их стригут и из шерсти делают теплые вязаные вещи.
4.Динамическая пауза (с мячом)
«Скажи ласково».
5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ
У кошки усы, у котенка усики, у кота усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).
6. Подбор слов-антонимов
У коровы длинный хвост, а у свиньи....
У козы острые рога, а у барана
У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть
У свиньи толстые ноги, а у ягненка ... и т.д.
7. Образование сложных прилагательных
У коровы длинный хвост. Корова, какая? длиннохвостая.
У быка острые рога. Бык, какой? У свиньи короткие ноги. Свинья, какая? У кролика длинные уши. Кролик, какой? У лошади длинная грива. Лошадь, какая? У овцы мягкая шерсть. Овца, какая? ... и т.д.
8. Образование притяжательных прилагательных
Конура собаки. Чья конура? Собачья.
Копыта коровы. Чьи копыта? Борода козы. Чья борода? Грива лошади. Чья грива? Уши кролика. Чьи уши? Хвост кошки. Чей хвост? ... и т.д.
10. Итог занятия Оценка деятельности детей.











Материал для закрепления
1. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят. Знать названия детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить, почему жи- нотные называются «домашние». Составить описательный рассказ о любом животном.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: корова коровы коров и т.д.
2. Образование существительных с уiеньшительно-ласкательнымя суффиксами:
Например: овца овечка и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? длиннохвостая.
У бьтка острые рога. Бык какой? У свиньи короткие ноги. Свинья какая? У кролика длинные уши. Кролик какой? У лошади длинная грива. Лошадь какая? У овцы мягкая шерсть. Овца какая? ... и т.д.
4. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Конура собаки. Чья конура? Собачья.
Копьита коровы. Чьи копыта? Борода козы. Чья борода? Хвост лошади. Чей хвост? Морда кролика. Чья морда? Лапы кошки. Чьи лапы? ... и т.д.
5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Например: нос носище, лапы ... , хвост ... , усы зубы ... , глаза
б. Образование слов-антонимов.
Например: У коровы длинный хвост, а у свиньи....
У козы острые рога, а у барана
У свиньи жесткая щетина, а у кошки
теме.
свиньи толстые ноги, а у ягненка
7. Согласование числительных с существительньтми. Дидактическая игра «Сосчитай».
8. Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по