Классный час на тему: Давайте жить дружно!
Давайте жить дружно!
(На доске – слово «Дружба». Слово ещё не открыто, оно зашифровано.)
Учитель: Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной и долгой. (Дети отгадывают слово. Учитель открывает его).
Учитель: Какое прекрасное слово – «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно тебе поможет в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет заглянуть тебе в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе плохо. Русские пословицы гласят:
- Друга ищи, а найдёшь – береги.
- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
(Игра «Угадай пословицу». 1 ученик уходит за дверь, дети, разделившись на 2 команды, выбирают пословицу и, по команде учителя, обе команды говорят свою половину пословицы (одновременно). Например: «Не имей сто рублей» – 1 команда, «а имей сто рублей» - 2 команда).
Учитель: А как вы думаете, с чего же всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».
Чтец: Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «Здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленнее лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
Учитель: К сожалению, грубые слова иногда можно услышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, послушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Чтец: Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка».
(Инсценируется сказка «Репка»).
Учитель: Спасибо нашим актёрам. Вы видите, что даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.
Чтец: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
(Исполняется песня «Настоящий друг»).
(Игра «Кто с кем дружит». На доске написаны имена героев мультфильмов).
Учитель: Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
Забавные бурундучки Чип и (Дейл)
Добрая Белоснежка и (семь гномов)
Прекрасная Русалочка и (Себастьян)
Забавный Вини Пух и (Пятачок)
Добрый Малыш и (Карлсон)
Доверчивый Буратино и (Мальвина, Пьеро)
Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка)
Чтец: Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Учитель: Попробуйте вспомнить слова с корнем – друж - .
(Ответы детей).
Учитель: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Чтец: Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусит мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Учитель: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему?
Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
(Исполняется песня «Доброта»).
Чтец: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовём.
(Исполняется песня «Настоящий друг»).
Учитель: Какое надёжное и ёмкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит
(Составить пословицу из слов).
Слова рассыпались на доске.
(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»).
Чтец: Со Светкой соседкой
Не буду водиться –
Она то смеётся, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться.
Что с папой они
Ещё с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно, бы мог
Подружиться и я!
Учитель: Дружить можно не только друг с другом, но и с животными. Мы предлагаем вам послушать песню «О собаке».
Чтец: Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Учитель: Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас «ладошку» (дети заранее готовят письмо – ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладонь, вырезают, на одной из сторон пишут пожелания себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем через 7 лет, когда вы будете в 11 классе.
(Проводится игра «Дружеское рукопожатие». 2 человека стоят с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперёд, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием).
Чтец: Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Учитель: Вот и подходит к концу наш праздник, праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Мальчики приглашают девочек. Стали парами, заканчиваем наш праздник «Вальсом дружбы».
(Дети танцуют).
А теперь встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». И мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбе, которую мы понесём через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют.
(Игра «Салют». Круг разбивается на 3 команды: красный, жёлтый и зелёный. По команде «Красный!» хлопает 1-я команда, «Жёлтый!» - 2-я команда, «Зелёный!» - 3-я. Затем учитель даёт команду: «Красный! Жёлтый! Зелёный!» Раздаётся общий салют.)
Учитель: Спасибо. Праздник окончен.