Конспект занятия Будем жить дружно


Краевое государственное казённое учреждение «Организация, осуществляющая обучение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №10»
Конспект открытого занятия по психологии
«Будем жить дружно»
Выполнила: педагог-психолог
КГКУ Детский дом 10 Комсомольска – на Амуре
Ларионова Татьяна Александровна
2015 г.
Конспект открытого занятия по психологии.
Тема занятия: «Будем жить дружно».
Участники: воспитанники группы № 6 (13человек )Форма занятия - групповая
Цель занятия: формирование дружного и сплочённого коллектива через применение психотехнических технологий
Задачи:
- Научить подростков осознанию себя и других в процессе межличностных взаимоотношений;
- Выявить и разрешить скрытые и явные конфликты, существующие между одногруппниками;
- Развивать у воспитанников навыки продуктивных социальных и коммуникативных умений, основ толерантности, необходимых для установления межличностных отношений.
- Активизировать процессы самопознания и самораскрытия подростков.
- Вырабатывать у ребят способность к постановке общей цели и нахождение наилучших путей для её достижения
Данное занятие обеспечивает достижение воспитанниками следующих результатов:
Формирование УУД
Познавательные УУД
1.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на занятии.
2. Оценивать выполняемые действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять поставленную задачу.
4. Планировать свои действия.
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД
1.Формировать уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
2.Получить навыки сотрудничества со взрослыми, сверстниками.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, магнитофон с записями; магнитная доска, колонки; ватман, клей, фломастеры; анкеты воспитанников; рисунки, фото группы, ваза, воздушные шарики .Этап занятия Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность воспитанников
1.Организационный
Момент: Включается песня «Вместе весело шагать..».
Психолог приветствует воспитанников и гостей.
Воспитанники заходят в зал и садятся полукругом.
2.Подготовка к активной познавательной деятельности: Психолог: «Сегодня мы собрались на необычное занятие, которое поможет нам лучше узнать друг друга, взглянуть на себя и на группу другими глазами. Вы часто говорите, что вы взрослые. Сегодня у вас возникнет ответственная миссия, каждый из вас сможет побыть взрослым, по- взрослому оценить, что же нам всем не хватает, чтобы стать единой дружной командой. Каждый из вас чему-то нас научит, что-то нам расскажет.
-Вы готовы?».
Ответ ребят:
«Да, готовы!»
3.Установка познавательной задачи -Психолог:
«Давайте вспомним, какое задание вы выполняли на прошлом занятии?»
Психолог: вот эти правила -
На мультимедиа (1слайд):
Правила
1.Постарайтесь понять, какое чувство провоцирует тебя на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость…)
2.Уважайте права других.
3.Проявляй терпимость к чужому мнению.
4.Не причиняй вреда и насилия.
5.Мирись с чужим мнением.
6.Не возвышай себя над другими.
7.Умей слушать и слышать.
- Психолог: Будем им следовать.
Для начала давайте познакомимся, но это необычное знакомство – это знакомство с уже знакомыми людьми. Хотя мы знаем друг друга уже давно, многое о друг друге ещё неизвестно.
- Психолог: «О чём же во всём сказанном и сделанном идёт речь?»
-Психолог: «Правильно, давайте вместе и сформулируем тему нашего занятия.
- «Знакомство» ( Слайд 2)
- Психолог: «Что мы должны узнать на занятии?» формулирование цели занятия. (Слайд 3)
-ребята:
Каждый вспоминает и озвучивает задание.
-1-й подросток: «Отвечали на вопросы анкеты».
- 2-й подросток: Анкета состояла всего из 3х незаконченных предложений:
- 3-й подросток: « В группе можно..».-4-й подросток: « Нежелательно в группе…» Привести примеры.
-5-й подросток: Люблю, ценю группу за..». Перечислить ...
-6-й подросток: «Обсуждали и вырабатывали правила»
-ребята: « О взаимопонимании, уважении,
-ребята: «О доброте, дружбе»
-ребята, рассчитавшись на 1-2 в парах расспрашивают друг друг:
-кто любимый сказочный герой или сказка,
-любимый праздник, любимое блюдо,
-кем хочу стать
Затем каждый встаёт за спиной напарника и говорит от его лица
(Слайд 4) Упр. –е 1. Определение уровня доверия к группе (миним. -1б., максим.- 10б.)
(слайд 5) Упр.-е 2 «Уровень доверия к группе»
-.Психолог: «Кто желает пообщаться самостоятельно?»
- Какой вывод уже можно сделать?

-Психолог: »Продолжаем обсуждать серьёзные вопросы, касающиеся жизни нашей группы»
(слайд 6) Упр.–е 3»Степень включённости в группу»
-Психолог: »Послушайте себя, правильное ли место вы заняли?
(слайд 7) Упр. –е 4 Анкета
(слайд8) Упр.-е 5 Игра «Волшебник»
-Психолог: «Что сможет сделать для этого каждый, чтобы группа стала дружнее и сплочённее? ».
(слайд 9) Упр. – 6 Выступление детей «Мой вклад»
(слайд 10) Упр.-е 7 «Создание фотографии группы»
-Психолог: «Мы любим и ценим каждого, отмечаем важность взаимопонимания, неравнодушны в отношениях друг с другом»
(слайд 11) Упр. –е «Автобус»
-Психолог: «Мы с вами ехали по дороге жизни. Было много плохого и хорошего. Мы радовались и грустили, злились и ругались, но всё равно мы были вместе. Каждый день мы были уверены в том, что опять сможем увидеть друг друга. И вот наступает момент, когда надо говорить «До свидания», а может быть, кому – то придётся сказать и прощай» - возможно, с кем – то мы не увидимся больше никогда. И даже, если мы будем встречаться с вами, это будут другие встречи. Это время безвозвратно уходит в наше прошлое…
(слайд 12) Упр. – е «Комплимент»
-Психолог: «Закончилось наше занятие.
-Давайте вспомним тему нашего занятия.
-Какова была цель?
(слайд 14)» Стихотворение»:
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелий и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
-Психолог: «Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.
«Оценка занятия»:
-Красный шарик – отлично, всё понравилось;
-Зелёный шарик –хорошо;
- Жёлтый шарик – удовлетворительно
Шарики помещаются в вазу, делается анализ
- Спасибо за работу!

Дети, закрыв глаза, прочувствуют и оценивают уровень доверия к группе на пальцах
Обсуждение результатов упр.-я начинают с минимального по восходящей. (Не заставлять высказываться, главное, чтобы дети учились обмениваться мнениями о ситуации в группе, не переходя на личности) – для понимания как поднять уровень доверия каждого к группе.
Рассчитавшись на 1-2, дети образуют 2 круга. Общаются, а затем по хлопку перемещаются из внешнего круга по часовой стрелке к другому из внутреннего круга.
Дети по очереди выяснили, что все в группе интересны друг другу, хотят общаться, улучшать взаимоотношения, и на это у них есть время.
Определение степени «включённости» ребят в коллектив:
-Кто не чувствует себя членом коллектива группы, встаньте около стены;
- Кто чувствует себя не всегда комфортно в группе – займите промежуточную позицию;
- У противоположной стены встанут те, кому комфортно в группе.
Дети обсуждают позиции «невключённости»:
-что мешает этим детям включиться в коллектив группы? Какие трудности, на их взгляд, есть в группе?
-( отмечают + и - )Результаты анкеты «В нашей группе».
Детям предлагалось дописать незаконченные предложения:
- В нашей группе можно…
-В нашей группе нежелательно…
- Я ценю (люблю) свою группу за то, что…
Делают вывод, что не смотря на все трудности, многое они любят и ценят, а это самое важное.
Каждый ребёнок, став волшебником, проговаривает, что изменил бы в группе.
Делают вывод: Многое нам под силу, и для совершенно не обязательно становиться волшебником, просто надо каждому внести свой маленький вклад в создание коллектива группы.
(Каждый воспитанник пытается сформулировать понимание того, что с помощью их маленьких поступков они смогут улучшить взаимоотношения в группе. А главное, что за обещанием должно последовать выполнение этих маленьких поступков – только так можно почувствовать свою ответственность за общее дело).-( предварительно дети рисовали свой портрет, а теперь на листе ватмана они создают общую фотографию и подписывают смешную и добрую фразу, в которой позитивно отражены недостатки поведения) – крепят на магнитную доску.
Дети закрывают глаза. Имитация езды в автобусе.
Дети парами выходят из «автобуса» и говорят прощальные слова
Каждый воспитанник говорит комплимент по кругу.
-Ответ воспитанников о том, что они заново познакомились друг с другом, узнали много нового. И даже сделали маленькое открытие: поняли, что ценят друг друга и что они – единое целое, они – коллектив. А самое главное, что у них есть время и возможность сделать группу ещё лучше и дружнее.
Дети делают выбор
Используемая литература:
Учителю о психологическом климате в коллективе Н.П.Аникеева –М.:Просвещение,1983
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.- М.:Просвещение,2010
Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997
Я –ты –мы. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс,1986
«Практическая психология в начальной школе», Р.В.Овчарова Москва, «Сфера», 2001