Мобильный телефон: друг или враг?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Мобильный телефон: друг или враг?
Районное совещание заместителей директоров по ВР
Открытый классный час в 11 классе Москалевой Екатерины Юрьевны, учителя русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ
Кумарейка, 2017
Цель: Формировать грамотное представление о пользе и вреде сотового телефона.
Задачи:
1.Расширять знания детей о сотовом телефоне.
2.Формировать представления о вреде, наносимом организму человека при пользовании МРТ.
3.Формировать навыки осознанного использования и грамотного обращения с сотовым телефоном
4.Воспитывать культуру пользования мобильными телефонами, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих
Предварительная работа
Подборка методического материала, видеоматериала
Анкетирование
Обработка полученных данных
Методическая разработка мероприятия
Создание мультимедийной презентации
Проблемные вопросы:
Какое место в нашей жизни занимает сотовый телефон?
Как учащиеся используют сотовый телефон?
Как правильно пользоваться сотовым телефоном?
Зависимы ли вы от сотового телефона и что при этом чувствуете?
Какие изменения происходят в организме человека под влиянием электромагнитного излучения?
Развивающие вопросы:
Какие изменения происходят в организме человека под влиянием электромагнитного излучения?
Какие исследования проводятся в мире по изучению влияния сотового телефона на живые организмы?
Каковы границы использования сотового телефона в повседневной жизни?
Ожидаемый результат:
1 Сформированность у учащихся понятий разумного использования МРТ и усвоение основных правил использования мобильных телефонов.
2. Систематизация знаний о вреде организму человеку, причиняемом МРТ
3. Осознанное отношение к использованию МРТ без причинения вреда своему здоровью и здоровью окружающих
4 Формирование навыков работы в команде, умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и делать выводы
5. Развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков, умения видеть проблемы и намечать пути ее решения
6. Приобретение навыков самостоятельной работы
Ход мероприятия:
Доброе утро дорогие друзья, доброе утро, уважаемые гости!
Сегодня мы пригласили всех вас на наш классный час, а вот о чем будем сегодня говорить определите, просмотрев следующий ролик. («Ералаш» «Поговорим»)
Ребята, скажите о чем мы будем сегодня говорить? (ответы)
Итак, тема нашего классного часа «Мобильный телефон: друг или враг?»
Какой же выбрать ответ?
Могли бы вы обойтись без мобильного телефона?
Какова же основная цель нашего классного часа? (Формировать грамотное представление о пользе и вреде сотового телефона).
Только ли полезен сотовый телефон, не наносит ли он вред здоровью ребенку и человечеству вообще. Самое ужасное то, что эта проблема стоит достаточно остро и определенного решения не имеет. Давайте порассуждаем: является мобильный телефон необходимой вещью или опасным врагом.
Цель нашей встречи – выяснить это.
Прежде чем начать работу, прошу вас определиться с выбором «друг или враг?» (с помощью стикеров с именами)
А начнём с небольшой игры, которая называется «Верите ли вы?». У вас на столах лежат ладошки. Если вы верите тому, о чём я буду говорить, то показываете красную ладошку, если нет – чёрную.
А)- Верите ли вы, что в мире есть одноразовые бумажные телефоны?
- Да, это правда. Такие телефоны впервые появились в 2001 году в Америке и Китае. Предназначались они для туристов, но популярностью не пользовались.
Б)- Верите ли вы, что вес первого сотового телефона составлял 30 кг?
- Да, это действительно так. Вся аппаратура в начале была очень громоздкой и тяжёлой, и для работы необходимо было постоянно подключать её к электросети. По этому телефону нельзя было слушать и говорить одновременно.
В)- Верите ли вы, что изначально сотовый телефон-раскладушка предназначался только для женщин?
- На самом деле это именно так. В 2001 году компания Samsung впервые выпускает такие телефоны.
Г)- Верите ли вы, что впервые базовая станция сотовой связи была установлена на крыше 50-этажного дома?
- Произошло это событие весной 1973 года в Нью-Йорке. Вес аппарата был 1 кг 15 г. Разговаривать по нему можно было около получаса, а его зарядка требовала 10 часов.
Д)- Верите ли вы, что в России сотовый телефон появился раньше, чем в Америке?
- Нет. В России сотовые телефоны появились на 18 лет позже, чем в Америке. Это произошло в 1991 году. В Санкт-Петербурге начала свою работу сотовая компания «Дельта Телеком», которая переросла позже в компанию «ski link». В то время сотовой связью могли пользоваться только богатые люди, т. к. сотовый телефон в России стоил 2000 долларов, подключение к сети – также 2000 долларов. Минута разговора обходилась в один доллар .В 1991 году 9 сентября в России первый совершил звонок по сотовому телефону, подключенному к сети компании «Дельта Телеком» мэр Санкт – Петербурга Анатолий Собчак. Телефон был выпущен финской компанией Nokia и весил 3 кг. Кстати 1 июля празднуется день мобильного звонка в Финляндии с 1991 года.
.
К 1990 году число пользователей сотовых телефонов в мире превысило 10 миллионов, и дальше это число росло уже в геометрической прогрессии. В 1996 году счастливых обладателей сотовых телефонов было уже 100 миллионов, в 2002 году – миллиард, а в 2007 году – более двух миллиардов. Каждый третий житель нашей планеты (считая младенцев) сегодня имеет сотовый телефон, а в высокоразвитых странах людей без «мобильников» уже практически не осталось.
За четверть века мобильные телефоны уменьшились в размерах почти на порядок. Сейчас телефон массой более ста граммов считается тяжелым, но при этом любой современный мобильник по богатству функций превосходит не только мобильные телефоны, но даже и настольные компьютеры восьмидесятых годов.
Действительно, большинство из нас с трудом представляет свою жизнь без мобильника. Ведь современный мобильный телефон - это не просто средство связи. Он приносит множество возможностей, невообразимых ещё каких-то десять лет назад.
У телефонов нашего времени много различных достоинств и недостатков, о которых мы сейчас и поговорим.
- Мы начинаем работать в группах.
1 группа «Оптимисты» записывает достоинства использования мобильных телефонов
2 группа «Пессимисты»– недостатки
3 группа «Статисты» изучают статистику, делают выводы
Обсудите все вместе в группе, какие вы знаете достоинства, запишите их на лист с изображением сотового телефона. Кто-то один в группе записывает варианты ответов. Выберите в каждой группе одного выступающего. На это вам отводится три минуты.
- Давайте заслушаем ваши ответы. Начнём с группы №1. Ответы учащихся заслушиваются у доски.
В каких целях вы используете свой мобильник?
Мобильный телефон может выступать в роли
фото и видеокамеры,
mp3 плеера,
устройства для чтения и редактирования многих форматов файлов,
это и календарь,
записная книжка,
блокнот,
будильник.
С помощью мобильного телефона можно просматривать странички интернета,
читать электронную почту,
общаться с помощью мобильных пейджеров: ICQ, Мэйл.ру агента;
делать записи в блоги,
посещать социальные сети: «в Контакте», «Одноклассники» и другие.
- Есть ли у других групп дополнения? Называйте то, о чём ещё не говорили. Группа №2, группа №3?
А что может сказать уважаемый журналист в качестве дополнения?
Листочки вывешиваются на доске.
- Посмотрите, сколько достоинств современных мобильных телефонов вы перечислили.
Уважаемые статисты, вам в качестве домашнего задания было необходимо провести анкетирование по использованию телефонов среди учащихся 7-11 классов. Каковы результаты вашей работы?
Результаты анкетирования учащихся
1. Зачем вам сотовый телефон?
Звонить - 40
Пользоваться дополнительными функциями - 12
Просто чтоб был - 4
2.Полезны ли вам дополнительные функции телефона в учебе? Да - 46
Нет - 4
3.Как часто вы звоните в течение дня?
раз в день - 5
пару раз в день - 9
несколько раз в день - 27
постоянно - 9
5.Сколько примерно средств вы тратите на сотовую связь в месяц (руб.)?
до 50 - 7
50-100 - 14
100-200 - 13
200-500 - 13
500 и более - 3
6.Выключаете ли вы свой сотовый телефон на уроках? Да - 18
Нет - 32
7.Какова средняя продолжительность вашего звонка по сотовому телефону? менее 1 минуты – 7
до 3 мин. – 18
до 5 мин. - 15
более 20 минут - 10
8. Комфортно ли вы себя чувствуете без сотового телефона?
Да - 1
Нет - 24
мне всё равно - 25
Выводы: из 50 опрошенных 40 сказали, что телефон им нужен, чтобы позвонить. 46 человек используют дополнительные функции телефона, 27 используют его по нескольку раз в день, а 9 просто не выпускают его из рук. Больше половины ребят не выключают телефон во время уроков – это 32 человека. От 3 до 5 минут разговаривают 33 человека, а 10 более 20 минут любят поболтать. 24 человека признались, что чувствуют себя некомфортно без сотового телефона.
- Как вы думаете, а может ли сотовый телефон негативно влиять на нашу жизнь? Ответы 2 группы «Пессимисты». Вывесить листочек со словами: «недостатки есть?»
Далее каждой группе выдаются карточки со словами:
1) дорога, транспорт, водитель, пешеход
2) школа, уроки, учитель, ученики
3) улица, прохожие, звонок, темнота
Перед тем, как отвечать учащиеся зачитывают слова на карточках. Далее заслушиваются ответы учащихся(группы №2).
Учитель по ходу выступления учащихся делает необходимые дополнения.
Самыми «безобидными» и очень быстро наступающими
последствиями регулярного пользования мобильным телефоном являются:
ослабление памяти,
частые головные боли,
снижения внимания,
напряжение в барабанных перепонках,
раздражительность,
нарушения сна,
внезапные приступы усталости,
снижение умственных и познавательных способностей.
Причем, детский мозг поглощает на 50-70% больше энергии излучения мобильного телефона из-за меньших размеров черепной коробки.
Детский организм обладает большей чувствительностью к электромагнитному полю, чем взрослый.
Кроме того, излучение телефона действует не только на человека, который разговаривает по нему, но и на всех людей, которые находятся в радиусе 1-3 метров, а также и в состоянии ожидания!
Проведем небольшое тестирование. Если хотите ответить «да» ставьте +, если «нет», то –
1. Беспокойство по поводу отсутствия телефона.
Если у нас с собой нет заветной трубки, возникает ощущение одиночества и
депрессивные состояния, человек испытывает сильное беспокойство, в некоторых случаях способное перерасти в панику.
2. SMS-мания. Человек пишет и отсылает десятки SMS в день, и не может остановиться, даже если ему проще позвонить.
3.Информационная мания. Владелец телефона постоянно ждёт звонка или SMS, достаёт мобильник, проверяет, не пропустил ли он важную информацию, читает электронную почту и SMS-сообщения.
4. Звуковые галлюцинации. Порой людям кажется, что они слышат звонок мобильного телефона, хотя в действительности аппарат не звонил или был вовсе выключен. Такие случаи хотя бы раз происходили со всеми обладателями сотовых, однако у некоторых людей несуществующие звонки становятся хронической фобией. Этот феномен получил название «мания звонка» Особенно стремительно развивается мобильная зависимость у детей.
Вывод: если у вас все плюсы, то вы зависимы от телефона. Если вы с этим не согласны, то, по крайней мере, вам есть над чем задуматься.
- В ходе исследований, проведённых в Англии, США, Австралии было доказано, что при использовании сотового телефона за рулём риск попасть в аварию возрастает на 50%. До 30% аварий на дорогах происходит по вине водителей, разговаривающих за рулём по телефону или читающих в дороге sms-сообщения.. -Что на это может ответить журналист?
(показывает ролик «Опасность на дороге»)
Разговаривать по мобильному телефону опасно не только для водителей, но и для пешеходов, когда они пересекают проезжую часть. Пешеходы, болтающие по телефону, медленнее идут, чаще меняют направление движения, испытывают трудности с навигацией. Разговор по мобильному телефону вызывает эффект «частичной слепоты», когда человек попросту не обращает внимания на то, что происходит вокруг него.
Каждый четвертый пострадавший - в возрасте от 16 до 20 лет
вывешиваются выражения:
- опасность на дороге
- невнимательность на уроке
- риск привлечь внимание
- Есть такой термин «эффект варёных мозгов». Как вы его понимаете?
При слишком длительном общении по сотовому телефону резко повышается температура, происходит поражение сосудов головного мозга на уровне уха.
- Также существует риск возникновения серьёзных болезней. С целью прояснения данной проблемы учёные на протяжении более чем 6 лет изучали эффекты воздействия электромагнитного излучения, исходящего от сотовых телефонов. Они пришли к выводу, что связь между использованием сотового телефона и риском возникновения определённых форм злокачественных опухолей, т. е. рака, существует.
Что по этому вопросу говорят СМИ? (СМИ активно обсуждают данную проблему)
Уважаемые статисты, дополните наши выступления
Шотландский ученый Уильям Стюарт:
Под влиянием излучения мобильных телефонов у дождевых червей меняется структура белка. «Живые ткани просто поджариваются на манер куска мяса в микроволновой печи», – делает вывод Стюарт.
***
Московский институт биофизики – эксперимент:
Лягушки помещались в высокочастотное электромагнитное поле на 5-10 минут. Даже при очень низкой интенсивности сигнала сердце у каждой второй жертвы эксперимента останавливалось, а у выживших снижалась частота его сокращений. Крысы и кролики переносили облучение не лучше, но и у них в 30% случаев отмечались изменения сердечной деятельности.
***
Профессор Генри Лей из Вашингтонского университета:
Установлена связь между микроволновым излучением и ухудшением пространственной памяти и способности к ориентации у крыс. Подопытные животные, подвергавшиеся облучению мобильными телефонами, находили дорогу в водном лабиринте значительно медленнее необлученных собратьев.
***
Нейродиагностический научный институт в Испании:
В 2001 году обнаружено, что у 11-13-летних детей, две минуты поговоривших по сотовому телефону, изменение биоэлектрической активности мозга сохраняется еще два часа после того, как они положат трубку.
Ребята, предлагаю вам провести настоящий научный эксперимент «Поп корн»
После обсуждения такой информации напрашивается вывод: мы ПРОТИВ мобильного телефона!
Законодательство разных стран об использовании мобильных телефонов 1 группа «Оптимисты»
Франция:
Законодательный орган страны одобрил законопроект, согласно которому ученики младших и средних классов не могут носить и использовать телефоны в стенах учебных заведений.
Великобритания:
В 2001 году в стране запрещено использование сотовых телефонов в школах; при их продаже в коробку вкладывают информационные брошюры о возможных последствиях общения по мобильным телефонам.
Бангладеш:
Родители несут уголовную ответственность за то, что дают пользоваться мобильными телефонами своим детям.
Россия:
Санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, пункт 6.9) рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет.
Может, стоит отказаться от использования мобильников? НЕТ.
А значит ими нужно пользоваться с умом!
(все составляют правила пользования телефоном)
Далее проводится работа в группах. После чего дети зачитывают правила (начинаем с группы №3), учитель вывешивает таблицы на доску и дополняет их следующими правилами:
- не пользуйся телефоном во время уроков
- не клади телефон во внутренние карманы одежды, близко к телу
- выключай сотовый телефон в общественных местах
- Правила все без исключения нужные, полезные, а может и знакомые вам. Принимаем эти правила? Если согласны, проголосуйте при помощи ладошек: красная – да, чёрная – нет. Единогласно. Всем спасибо!
- Кто из вас, ребята, придерживается этих правил? Дети поднимают руки.
- А кто теперь, после сегодняшнего разговора, будет стараться соблюдать эти правила? Дети поднимают руки.
Основные правила рационального использования мобильных телефонов. Знайте, что:
Телефон безопасен, когда он выключен
Ограничивать продолжительность разговоров до 3 минут
Увеличивать период между двумя разговорами (минимально 15минут)
По возможности пользоваться громкой связью
Вместо разговора пользоваться услугами SMS-сообщений
Детям и подросткам звонить по сотовому телефону только при явной необходимости, по возможности пользоваться обычным телефоном.
При покупке телефона выбирать модель с наименьшей мощностью излучения
Носить мобильный телефон в сумке, кармане верхней одежды или в руке
Не носить телефон на поясе (для мужчин) и на груди (у женщин).
Не разговаривать по МРТ в автотранспорте
Выводы:
- Сотовый телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы без него как без рук. Мнения специалистов об их пользе и вреде расходятся, то они говорят, что это опасно, то ничего страшного в этом нет.
Итогом работы станет наш коллаж, на создание которого вам дается буквально несколько минут. Соберите его из заготовок, склейте.
Мы с вами убедились, что сотовый телефон со всеми его достоинствами – это полезная и необходимая вещь, а, учитывая его недостатки, можно утверждать, что телефон наносит вред человеку. И станет ли он другом или врагом, полностью зависит только от нас самих. Изменилось ли ваше мнение в отношении использования мобильного телефона? Как и почему?
(стикеры, приклеенные в начале занятия можно переклеить)
«Добровольное облучение мозга микроволнами от мобильного телефона – это самый крупный биологический эксперимент над человеком». (Шведский нейрохирург профессор Лэйф Сэлфорд)
И в заключение хочу вам показать еще один небольшой ролик «Зависимость от телефона».
Помните:
Телефон расширяет круг знакомых, но сужает круг друзей.(настоящий друг придет на помощь, а абонент ограничится советом по телефону).
Полезный и бесполезный телефон стоят одинаково, за бесполезные звонки тоже приходится платить (не только деньгами, но и здоровьем)
«Важно уметь распознать то, что может нанести организму вред» (Клавдий Гален)
- А на память я хочу вам раздать вот такие небольшие буклеты (показать). В них изложена вся информация, о которой мы сегодня говорили. Можете показать их друзьям, родственникам, чтобы привлечь их внимание к проблеме правильного использования сотового телефона.
- Всем большое спасибо! Вы очень хорошие и дружные ребята! Благодарю вас за помощь в проведении сегодняшнего классного часа!
Рассаживаются в соответствии со стикерами с именами
(«Ералаш» «Поговорим»Слайд2-3 (название, цель)
Слайд 4 (заставка –телефон)
Слайд5 (одноразовый телефон)
Слайд 6 (первый сотовый телефон)
Слайд 7
(раскладушка)
Слайд 8
(станция сотовой связи )Слайд 9 (Собчак)
Слайд 10-11 (эволюция телефонов)
Слайд 12
Звучит песня
Про сотовый телефон детская
Слайд 13
( ролик Говорковой Юли, ученицы 8 класса)
Слайд 14 (итоги анкетирования)
Слайд 15
(влияние на мозг)
Слайд 16
Ролик «Опасность на дороге»)Слайд 17
Ролик «вред телефона)
Слайд 18
Заставка
Слайд 19
(дети)
Слайд 20
Слайд 21
Звучит музыка «Унесенные ветром»
Вывешивается коллаж
Слайд 22
Ролик «зависимость от телефона»
Слайд 23 (высказывание)
Польза и вред мобильного телефона
Польза Вред
Связь с родителями, близкими, друзьями в любую минуту на любом расстоянии Отвлекает на уроках
Полезен в учебных целях Вы доступны в любую минуту
Связь с Интернетом
Музыка Электромагнитное облучение
Будильник Заболевания нервной системы
Фото Заболевания иммунной системы
Игрушки Заболевания эндокринной системы
Компактен и удобен Заболевания половой системы
Снижение слуха
Дискомфорт
Нарушение сна
Рождение больных детей
Приводит к зависимости