Урок по обучения грамоте для 1 класса Обозначение двух звуков [й], [э] одной буквой е. Буквы Е,е.
Автор: Новикова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Викуловская СОШ №2», Тюменской области, с. Викулова.
Урок по обучения грамоте для 1 класса " Обозначение двух звуков [й], [э] одной буквой е. Буквы Е,е."
Тема: Обозначение двух звуков [й], [э] одной буквой е. Буквы Е,е.
Место и роль урока в изучаемой теме 1 урок в теме
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Дидактическая Формирование предметных умений о начальных представлениях о роли в речи буквы е, о различиях между гласными и согласными звуками; учить анализировать слова с точки зрения фонетического состава слов.
Формирование способов деятельности: анализировать различные слова с целью получения необходимой информации. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Приведение примеров, подбор аргументов и формулировки вывода.
Образовательная Понимать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, вносить необходимые коррективы в действиях в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).
Развивать умение классифицировать объекты по заданным параметрам; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять подведение на основе распознавания существенных признаков объектов на основе наблюдений (познавательных)
Учить учебному сотрудничеству.
Развивающие Формирования умения:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться приходить к общему решению;
- строить понятные партнеру высказывания;
- проводить учебное исследование
Воспитательные - положительное отношение к занятиям в школе;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- представление о причинах успеха в учебе;
- знание основных моральных и этических норм поведения.
Образовательное пространство урока Наглядно-иллюстративные средства: учебник, презентация
Дидактические средства: учебник
Ожидаемые результаты Соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической картыФорма проведения урока Погружение
Формы организации обучающей деятельности Индивидуально-коллективная, фронтальная, парная, групповая.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностные УУД
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Этап «Мотивирование к учебной деятельности 1-2 минуты»
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности
Прозвенел звонок. Начался урок.
Вы на парты посмотрите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели.
Я думаю, что у вас сегодня все получится. Этап «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» 4-5 минут
Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
Что такое речь? Какие виды речи вы знаете?
Из чего состоит речь? Как обозначают начало и конец предложений? Из чего состоят предложения? На какие группы делятся слова? На какие группы делятся самостоятельные слова? На какие вопросы отвечают? Из чего состоят слова? Какие слоги знаете? Какой слог называется ударным? Как узнать сколько слогов в слове? Какие гласные буквы вы знаете? Что вы можете рассказать о гласных звуках нижнего ряда? С какой буквой мы знакомились на прошлом уроке? расскажите о ней? Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
ПК
Коллективное целеполагание.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в режиме фронтального опроса.
Слушать собеседника. Контролируют правильность ответов учащихся
Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Интерес к учебному материалу
Этап «Постановка учебной задачи» 3-4минуты
Цель: обсуждение затруднения
Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной.
Енот жует, жует енот
Ежевику он жует
И на розовой стене
Он рисует букву е
– Отгадайте загадки.
О какой букве идет речь? Кто может дать имя нашему уроку?
Какие задачи поставим на урок; Формулируют задачи. Строить понятные для собеседника высказывания Осознанно строят речевые высказывания Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Строить понятные для собеседника высказывания. Этап «Открытия нового знания»
Знакомство с большой и малой букв Е, е. слайд 1
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Е», «е». на какие предметы они похожи расскажи (Слайд 1-2)
Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
Работа в группах
- составьте рассказ про букву е
С чего начнем анализ слов?
Игра «Узнайте звук».
– Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука [э], и только девочки, если ответ начинается со звуков [й’э].
– Небольшой зверек с ценным мехом. (Енот – [й’э].)
– Сооружение для хранения зерна. (Элеватор – [э].)
– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’э].)
– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)
– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)
Чтение слов и слогов с буквой е
доскажи словечко и отгадай загадки.
слайд 3,4,5
ел-ела-ели ер ем ен елем – Емеля
ел – Елена
енот - еноты
ежи - ежата
ежевика
ел – ели
игра «Где спряталась ель?»
ник мник
мницасдерей аквар сскийпмени постдр
рсы тртонн
Игра «Дополни предложения».
И зимой, и летом зеленеет в лесу … (ель). Под елью спрятался маленький колючий … (ёжик).
На тарелке лежала вкусная … (еда).
В этом году я впервые попробовала вкусную сине-черную ягоду. Она называется … (ежевика).
Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют произведение. Делают вывод
Работа в группах
Осуществлять поиск информации в литературе.
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Осуществлять совместный поиск Принимать участие в работе группами. Допускать существование различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению;
Использовать в общении правила вежливости. Формировать собственное мнение и позицию. Принимать роль в учебном сотрудничестве;
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Интерес к предметно-исследовательской деятельности
Этап «Обобщения нового материала»
Расскажите про букву е с приведением примеров. Отвечают на поставленные вопросы
Работа в парах Осознанно строят речевое высказывание Планируют свою деятельность Осуществляют пошаговый контроль под руководством учителя Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей
Этап «Рефлексии учебной деятельности на уроке» - 2-3минуты
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Как вы работали на уроке слайд .Отвечают на вопросы учителя ПК
Коллективное подведение итогов.
Рефлексия своих знаний. Рефлексия своих действий Представление о причинах успеха в учебе