Презентация урока по обучению грамоте на тему Буквы Ш ш, звук [ш] (1 класс)
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся УУД
1.Организационный момент.
2. Формулирование темы урока учащимися 1.1 Приветствие
- И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!
1.2 Посадка за парты
-Станьте ровно,
Улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
1.3 Знакомство
-Меня зовут Марина Сергеевна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.
1.4 Готовность к уроку
-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Отгадайте загадки.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
Зимой протянулся,
А летом свернулся.(шарф)
Произнесите отгадки. Какой звук в начале слов вы слышите?
О чем же мы сегодня будем говорить? Какие задания мы будем выполнять на уроке? (Познакомимся с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звуки, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, предложения с данной буквой. Слушать друг друга, сотрудничать).-1.5 Введение сказочного героя
-Сегодня урок обучения грамоте необычный, к нам на урок пришла гостья. Отгадайте кто.
У бабулечки чуднOйНрав веселый, заводной.
Сумочка в руке ее –
Там животное одно.
Без друзей она грустит
И от скуки всем вредит.
Ей без шалостей никак
Хулиганит (Шапокляк)
Она принесла нам загадку. Личностные УУД:
-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.
а) Выделение звука. Характеристика звука. 2.1 Работа с загадкой
-Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу —
Соскачу, привечу.
(Шапка)
- Произнесите слова шапка, Посчитайте, сколько в слове звуков.
Какой звук вы слышите в начале слова?( [Ш] )
- Что вы можете о нем рассказать?
-Какой это звук: гласный или согласный?( Это согласный звук)
-Звонкий или глухой звук?(Этот звук глухой)
-Парный или непарный? (Этот звук парный ж-ш)
-Мягкий или твердый?(Этот звук твердый)
Парный или непарный?
Мини - итог
- Так давайте же расскажем Шапокляк, что мы узнали о новом звуке. Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- формулирование темы.
б) Упражнение на слышание звука
в) Работа с буквой
- Шапокляк подготовила для вас хитрое задание , я буду называть слово, а если вы услышите в нем звук[ ш] вы хлопаете в ладоши, если нет, тогда топаете.
-Шалаш, шар, нож, стол, шуба, шерсть, уж, шуба, шум.
Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звук [ш]
или РОЛИК "Уроки тетушки Совы"
Мини- итог
- Молодцы, ребята , Шапокляк довольна вашей работой.
- Посмотрите на рисунок в ваших Азбуках на странице 48, вверху слева.
-Какой буквой обозначается звук [Ш] на письме ?
-А в алфавите буква называется Ша.
Найдите ее в ленте букв. Где она располагается? Почему к букве нарисована только одна схема?
- Ребята, а на что похожа буква Ша?
Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неёМожно сделать Е и Ё.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Первичное закрепление
4.1 Чтение слов с буквой Ша
4.2 Чтение рассказа «История одной шляпы»
5. Упражнения на развитие и расширение кругозора и словарного запаса.
4.4 Работа над скороговоркой
Прочитайте слоги.
Прочитайте слова.
У Ш М Ш У Д Ш А К А ЛОКША К Б А Ш У
- Посмотрите у вас в Азбуках написаны слова в столбик , давайте прочтем их.
- Чем объединяются эти слова по значению?
Посмотрите на картинки. Где шапка, где шляпа? Где шапка-ушанка?
- Кто знает, почему эту шапку назвали ушанкой?
Знакомо ли вам слово шапокляк?
-А вы знаете что слово Шапокляк это не только герой мультфильма, но и старинная складчатая шапка. А для того что бы узнать, почему шапку называют шапокляк , давайте прочтем рассказ, который называется «История одной шляпы»
1.Прочитайте его молча и скажите, почему шапку называют шапокляк
2.Чтение учителем рассказа.
3. Ответ на поставленный перед чтением вопрос.
4.Чтение по предложениям( я буду касаться вас волшебной палочкой, а вы будете читать дальше, так что следите внимательно.)
5. Найдите и прочитайте в тексте предложение, в котором говорится, кто раньше шапки шапокляк надевал.
Найдите в тексте и прочитайте, в чем хитрость шляпы.
Кто расскажет нам историю одной шляпы?( пересказ)
Прочитайте последнее предложение. как вы думаете, почему Успенский так назвал свою героиню-Шапокляк? (??????)5.1.Игра «Третий лишний »
Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Объясните значение каждого слова.
Шинель - это.... (??????)Капюшон - это...
Шуба - это...
Какое же слово по значению лишнее? (??????)
5.2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений. Старайтесь четко произносить звук ш.
Выразительное чтение стихотворений М.Бородицкого, и Э.Мошковского)5.3. Произнесите звуки ж и ш. Что у них общего?А чем они отличаются? (??????)
- Прочитайте слоги. с буква ж и ш.
- Как произносятся звуки [ж] и [ш] в этих слогах.(??????)
-Шапокляк нас спрашивает, почему после после буквы ш, обозначающей всегда твердый звук, стоят буквы е и и, которые указывают на мягкость согласного? (??????)
-А что вы заметили при произнесении слогов с буквами е и и? Какой можно сделать вывод? (??????)
-Прочитайте пары слов над и под буквами –человечками. С какой буквой написали сочетания жи-ши? Почему? и т.д. Сформируйте правило.
-Прочитайте правило, на которое указывает Тетушка Сова. Повторите его.
5.4. -Прочитайте слова с пропущенными буквами?
-Что общего в этих словах?
-Какое правило нужно помнить , чтобы правильно их написать?
МОЖНО НАПЕЧАТАТЬ СЛОВА В ТЕТРАДЯХ ДЛЯ ПЕЧАТАНИЯ, ЕСЛИ ОНИ ЕСТЬ. ПОДЧЕРКНУТЬ СОЧЕТАНИЕЯ ЖИ-ШИ.
- Ребята Шапокляк не может выучить скороговорку , мы ведь поможем ей?
- Как работать со скороговорками:
1.Учитель читает скороговорку . Сколько раз встретилась буква ш? А слог ши? О ком говорится в скороговорке? Что сделал Сашка? А чем он сбил шишку?
2.Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд с увеличением скорости хором.
3. Вызываю ученика продемонстрировать чтение скороговорки
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи;
5. Итог урока
Рефлексия Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
Шапокляк понравилось на уроке, она многому научилась.
Скажите мне, с какой буквой мы сегодня познакомились? (с буквой ша)
Какой звук она обозначает? Что вы о нем узнали? А какое правило выучили на уроке?
- Что было интересным для вас на уроке?
-Есть ли те, кто еще поработает дома над этой темой?
- На какой ступени вы на лесенки успеха?
-Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать! Спасибо, урок окончен до свидания! Личностные УУД
чувство необходимости учения, рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, самооценка.
Конспект урока
Урок обучения грамоте.
УМК: «Перспектива»
Учебник, Азбука» автор: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 34-35,
Тема: Буквы Ш ш, звук [ш]
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 1 «Б»
Цели урока:
Предметные: Познакомить с буквой Ш и звуком, ее обозначающим, формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Метапредметные – развивать у учащихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала
Личностные – воспитывать у учащихся интерес к чтению, усердие, уважение к родному языку, формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.
Оборудование:
Для учителя: «Азбука» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 34-35, мультипликационная презентация
Для учащихся: «Азбука» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., стр. 34-35.