Методическая разработка на конкурс Вместе создаем территорию здоровья


Название конкурсной работы «Вместе создаем территорию здоровья»
(Описание системы работы по реализации второй части программы «Две недели в лагере здоровья»).
Автор (ФИО) Шаюсупова Виктория Александровна
Школа
МБОУ СОШ №42 г.Владикавказа
Адрес, электронная почта
362043 РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Весенняя, 6
S42_70@MAIL.RUВозраст учащихся учащиеся 3 класса (8-9 лет)
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» «Две недели в лагере здоровья»
Стаж работы по программе 2 год
Тел. 8 918 825 76 11
Описание системы работы по реализации второй части программы
«Две недели в лагере здоровья».
В процессе работы по программе «Две недели в лагере здоровья» мы ставили перед собой следующую цель: усиление практической результативности реализации программы путем развития социокультурного партнерства.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи, направленные на достижение реального социального результата:
формирование активной жизненной позиции, приобретение детьми первоначального опыта социально значимой деятельности;
организация совместной деятельности детей и родителей в целях воспитания семейной культуры питания;
выработка практических навыков самостоятельного выбора продуктов питания и напитков, полезных для здоровья;
раскрытие здоровьесберегающего потенциала народных традиций в области питания;
формирование представлений о питании как о факторе, влияющем на физическое здоровье и успехи в спорте;
организация деятельности детей, направленной на формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Примерное тематическое планирование реализации программы
«Две недели в лагере здоровья» (3 класс).
Сроки реализации Тема программы Примерное количество занятий
Сентябрь Давайте познакомимся 3
Октябрь - ноябрь Из чего состоит наша пища 5
Декабрь - январь Где и как готовят пищу 5
Февраль Как правильно накрыть стол 3
Март Как правильно вести себя за столом 2
Апрель Как правильно питаться, если занимаешься спортом 3
Май Что нужно есть в разное время года 2
Май Вместе создаем территорию здоровья 1
Примерное тематическое планирование реализации программы
«Две недели в лагере здоровья» (4 класс).
Сроки реализации Тема программы Примерное количество занятий
Сентябрь Какую пищу можно найти в лесу 3
Октябрь Блюда из зерна 3
Ноябрь Молоко и молочные продукты 3
Декабрь Что и как можно приготовить из рыбы 3
Январь Дары моря 2
Февраль Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен 3
Март-апрель «Кулинарное путешествие» по России 5
Май Вместе создаем территорию здоровья 2
Основные формы и направления педагогической работы при реализации программы «Две недели в лагере здоровья»
Реализация программы «Две недели в лагере здоровья» проходит под девизом «Вместе создаем территорию здоровья».
В основу организации работы положен принцип «Идея – деятельность - социальный результат».
Программа реализуется во время внеурочной деятельности обучающихся в рамках культурологического направления. Примерный режим занятий – 1 раз в неделю (исключая время каникул и праздничные дни).
Нами было разработано примерное тематическое планирование занятий по данной части программы на два учебных года. В целях повышения результативности реализации задуманной методической разработки возникла необходимость изменения последовательности изучения тем программы.
Тема Формы работы Дополнительные участники программы Социальный результат
«Давайте познакомимся» Творческая мастерская по изготовлению памяток для семейного пользования;
конкурс реклам любимых семейных блюд;
игра «полезное – неполезное» (ведущий бросает мячик, называя полезный или неполезный продукт, если назван полезный продукт - ребенок ловит мяч, если вредный - не ловит). Побеждает команда, у которой было больше правильных реакций;
работа с рабочими тетрадями. Учитель изоискусства;
родители Развитие взаимодействия между школой и семьями учащихся,
содействие укреплению семейных взаимоотношений.
Разработанная памятка для семейного пользования «Законы правильного питания»
«Из чего состоит наша пища» Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Практикум « О чем расскажет упаковка».
Групповая работа по изучению меню детских городских кафе «Идем в кафе».
Представление проекта «Еда или Е-да».
Эксперимент: «Неожиданные свойства Кока-колы».
Игра «Повара против вредных пищевых добавок» (по типу охотники и утки-«повара» выбивают мячом из круга «вредные пищевые добавки»). Учащиеся старших классов;
медицинский работник;
родители Приобретение практических навыков самостоятельного выбора продуктов питания и напитков, полезных для здоровья.
Изготовление агитирующих материалов о пользе натуральных продуктов для школьной столовой, супермаркета, районной детской поликлиники.
Формирование навыка выбора полезных блюд при посещении заведений общественного питания.
Формирование позиции по отношению к блюдам «фаст-фуда».
«Где и как готовят пищу» Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Экскурсия на школьный пищеблок и комбинат школьного питания.
Кулинарные занятия, на которых ребята учатся соблюдать правила гигиены, сервировать стол, готовить простые, но полезные блюда.
Сервировка стола к завтраку, обеду или ужину для своей семьи (отчет - фотографии или отзывы родителей),
по результатам -организация фотовыставки.
Игра- лото «Быстрый и вкусный» (на карточках у команд рецепт блюда в виде секторов с названиями входящих в него ингредиентов. Ведущий достает карточки с изображением различных продуктов, входящих в состав того или иного рецепта. Побеждает команда, которая быстрее всех закроет сектора на карточке, т.е. «приготовит блюдо»).Технолог и повара школьной столовой, комбината школьного питания;
учитель технологии;
учитель изоискусства;
родители Расширение представлений о технологиях приготовления пищи.
Организация школьной фотовыставки «Красиво, вкусно, полезно!»
«Как правильно накрыть стол» Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Творческая мастерская «Нарисуй орнамент для скатерти».
Семейный кулинарный поединок, посвященный 8 марта (родители нарезают необходимые продукты, а дети создают из них блюда и оформляют праздничный стол).
Инсценировка сказок Чуковского.
Творческая мастерская (изготовление салфетниц по технике декупаж); Учитель изоискусства;
учитель технологии;
родители Организация деятельности детей направленной на формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Оформление школьной столовой салфетницами, изготовленными детьми.
Организация совместной деятельности детей и родителей в целях воспитания семейной культуры питания
«Как правильно вести себя за столом» Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Инсценировка литературных отрывков.
Составление под руководством учителя анкеты на знание правил этикета и далее
анкетирование членов семьи (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек). Члены семьи ребенка Приобретение детьми знаний и навыков, связанных с этикетом в области питания, способствующих успешной социальной адаптации.
Организация совместной деятельности детей и членов их семей в целях воспитания семейной культуры питания.
«Как правильно питаться, если занимаешься спортом» Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Экскурсия в художественный музей им. Махарбека Туганова,
знакомство с картиной «Пир нартов».
Чтение осетинского народного эпоса «Нартские сказания», знакомство с названиями национальных блюд, некоторыми чертами национального этикета.
Составление меню богатырей - нартов, основанного на народной кухне.
Интервью с известными спортсменами.
Эстафеты и спортивные игры. Работники музея;
известные в республике спортсмены Формирование
представлений о питании как о факторе, влияющем на физическое здоровье и успехи в спорте. Привлечение детей к занятиям спортом, популяризация спортивного образа жизни.
Раскрытие здоровьесберегающего потенциала народных традиций в области питания, популяризация блюд народной кухни.
«Что нужно есть в разное время года» Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Экскурсия на завод «Дарьял» с целью ознакомления детей с рецептурой приготовления натурального кваса, его пользе и особенностях.
Практикум « О чем расскажет этикетка» (с помощью учителя и старшеклассников проводится анализ информации на этикетках газированных напитков, продающихся в магазинах города).
Представление учащимися старших классов проектов
«Газировка – это действительно вредно?», «История чайной церемонии».
Разработка и презентация на родительском собрании (мероприятии) памятки (листовки) для родителей «Чем лучше утолять жажду в разное время года?».
Игра «Меню зима-лето», (на столе разложены карточки с названиями различных блюд и напитков. Дети делятся на две команды, которые соревнуются между собой, отбирая блюда и напитки, соответствующие летнему и зимнему сезону).Игра с мячом «Я знаю» (дети по очереди набивают мяч и на каждый удар называют по пять слов, обозначающих названия продуктов, блюд, посуды. Тему загадывает ведущий. Сбившийся передает мяч следующему.)Сотрудники завода «Дарьял»;
учащиеся старших классов;
родители Популяризация употребления натуральных напитков среди детей.
Формирование представлений об употреблении определенных газированных напитков как о факторе, представляющем опасность для здоровья.
Изготовление памятки для родителей и стенгазеты «Чем лучше утолять жажду в разное время года?»
Вместе создаем территорию здоровья Итоговый праздник.
Выставка «Наши достижения», демонстрирующая деятельность детей и взрослых, а также достигнутые социальные результаты в рамках работы по программе.
Выступления гостей мероприятия:
учитель технологии демонстрирует презентацию «Как проходили наши занятия»
и вручает грамоты «Звезды кулинарии»;
учитель изоискусства представляет наиболее талантливые детские работы и вручает грамоты «Звезды творчества»;
учитель физкультуры награждает наиболее успешных в спорте ребят в номинации «Спортивные звездочки»;
медицинский работник школы награждает в номинации «Юные исследователи»;
самые активные родители награждаются грамотами «Лучшие друзья программы «Правильное питание»» Учителя школы; родители и члены семей учащихся;
работники пищеблока;
медицинский работник Формирование активной жизненной позиции.
Приобретение детьми первоначального опыта социально значимой деятельности.
Формирование представлений о питании как о факторе, влияющем на физическое здоровье и успехи в спорте.
Методика реализации темы «Из чего состоит наша пища».
На изучение данной темы нами было отведено 5 занятий.
За две недели до первого занятия по теме «Из чего состоит наша пища» ребятам было дано задание: собрать упаковки и этикетки от любимых ими сладостей, напитков и прочих продуктов, употребляемых в семье.
Первое занятие было организовано в форме практикума, который проводился с целью дать первоначальное представление об основных питательных веществах необходимых человеку, а также обратить внимание детей на содержание данных веществ в часто употребляемых ими продуктах. Ребята разбиваются на группы по шесть человек и располагаются вокруг столов, на которых разложены принесенные упаковки из-под продуктов. С помощью учителя дети находят среди информации на упаковках данные о содержании основных питательных веществ (белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах). Учитель обращает внимание детей на то, что на всех упаковках упоминаются одни и те же вещества, которые необходимы для жизни и сохранения здоровья человека. Опираясь на материалы, размещенные в тетрадях, учитель дает первичное представление об основных питательных веществах (белках, жирах и углеводах), витаминах, минеральных веществах. Дети выполняют задания на страницах стр.11; 12; 13. Основываясь на материалах рабочей тетради и полученных знаниях, ребята делают вывод о том, источниками каких питательных веществ являются продукты, упаковки от которых они принесли (каши и сладости - источник углеводов; молоко, творог, сыр – содержат много белка; семечки, орешки, колбаса - содержат много жиров). В группах ребята составляют рейтинг полезности продуктов, упаковки которых они рассматривали. Группы делятся результатами своей работы. Итогом занятия становится вывод о важности употребления разнообразных продуктов, т.к. они являются источниками различных питательных веществ.
Дополнительными участниками второго занятия становятся ребята 5-го класса, разработавшие исследовательский проект на тему «Еда или Е-да». Целью данного занятия было обратить внимание ребят на графу «состав» на упаковках продуктов. С помощью учителя и приглашенных учащихся пятых классов группы ребят продолжают анализировать упаковки и выясняют, какие добавки могут содержаться в тех или иных продуктах, находят среди информации на упаковках данные о пищевых добавках, кодах Е, сроках годности. Учащиеся пятых классов представляют вниманию третьеклассников исследовательский проект на тему «Еда или Е-да». Ребята обсуждают содержание представленного проекта, делятся впечатлениями от услышанного. Затем учащиеся пятого класса демонстрируют опыты «Неожиданные свойства газировки»:
мятная конфета погружается в бутылку с Кока-колой, в результате чего из бутылки бьет фонтан газировки;
затем ребятам демонстрируется яйцо, скорлупа которого размягчилась под воздействием Кока-колы;
ярко окрашенные газированные напитки наливаются в фарфоровые белые чашечки, в результате на стенках чашек остаются стойкие цветные следы.
Занятие завершается игрой «Повара против вредных пищевых добавок» (по типу охотники и утки). Двое выбивающих это «повара», остальные «вредные пищевые добавки», пытающиеся ускользнуть от мяча.
Итогом занятия становится вывод о необходимости изготовления агитирующих материалов о пользе натуральных продуктов.
Третье занятие организовано в виде творческой мастерской по изготовлению агитирующих материалов о пользе натуральных продуктов. Занятие организовано с участием учителя изоискусства и старших учащихся. Педагог показывает ребятам различные техники, с помощью которых можно изготовить агитирующие в пользу здорового питания материалы. Помощниками в работе являются старшие учащиеся. Работа над материалами продолжается дома. В качестве социального результата данной деятельности выступает размещение материалов, подготовленных детьми, в школьной столовой, на стендах районной детской поликлиники и близлежащем супермаркете.
Приглашенными участниками следующего занятия становятся школьный медицинский работник и родители. Четвертое занятие организовано в виде практикума по изучению меню детских городских кафе «Идем в кафе». Целью этого занятия было формирование навыка выбора полезных блюд при посещении заведений общественного питания, формирование позиции по отношению к блюдам «фаст-фуда» Разбившись на группы, ребята изучают меню детских кафе, популярных в городе (предварительно дается задание детям с родителями взять меню того или иного кафе). Каждой группе дается задание проанализировать меню с точки зрения полезного питания. Группы определяются с ассортиментом блюд и напитков, которые они могут порекомендовать выбрать своим друзьям. Эксперты (учителя, родители, мед. работник школы) оценивают выбор, сделанный командами и дают свои рекомендации.
В завершении организуется игра с мячом - «Я знаю». Дети по очереди набивают мяч и на каждый удар называют по пять слов, обозначающих названия продуктов (овощи, фрукты, сладости и т.п.), блюд, посуды. Тему загадывает ведущий. Сбившийся передает мяч следующему.
Итогом занятия становится запланированное коллективное посещение кафе с наиболее здоровым меню во время осенних каникул.
Пятое итоговое занятие организовано в форме брейн-ринга. Ребята делятся на четыре команды. Ведущие (учителя, старшеклассники) задают вопросы на тему состава пищи и правилах рационального питания. Команды на скорость отвечают на заданные вопросы.
Участие родителей в реализации программы
Для успешной работы по программе необходима поддержка обучающихся взрослыми членами семьи. Это непременное условие реализации представленной нами системы работы. Перед началом работы по программе было проведено родительское собрание с целью мотивировать родителей обучающихся к участию в совместной деятельности. На собрании родителям были предложены вопросы анкеты на тему законов правильного питания и организации питания в семье. Затем состоялся просмотр фрагмента фильма 1 канала «Осторожно, еда!». Знакомство с основными идеями и содержанием УМК программы было проведено в форме презентации. Большинство присутствовавших родителей приняли решение участвовать в работе по программе, сочли цели, пропагандируемые в ней, актуальными и важными для сохранения здоровья детей.
Результатом работы по первой теме программы «Давайте познакомимся» стала разработанная памятка для семейного пользования «Законы правильного питания». Такая работа способствовала развитию взаимодействия между семьей и школой, между детьми и родителями, а также расширению информированности родителей обучающихся по вопросам правильного питания.
Методика реализации темы «Из чего состоит наша пища» предполагала активное участие всех членов семьи в сборе упаковок от употребляемых в семье продуктов питания. Логичным итогом проведенной работы стало то, родители стали обращать большее внимание на состав, калорийность, содержание вредных пищевых добавок в продуктах.
Большой интерес вызвало занятие по изучению меню популярных в городе детских кафе. Туда часто приходят родители с детьми и становятся перед выбором: какие заказать блюда. Примерив на себя роль консультантов в выборе полезных блюд в меню, дети и родители определились с предпочтениями в рамках здорового питания. Формирование у участников программы позиции по отношению к блюдам «фаст-фуда» имеет большую практическую значимость.
Активное участие семьи учащихся приняли в изготовлении агитирующих материалов о пользе натуральных продуктов. Эта работа позволила расширить социокультурное пространство программы до района, в котором находится школа, так как подготовленные материалы были размещены по согласованию в районной детской поликлинике, ближайшем к школе супермаркете. Эндемичной проблемой нашего региона является недостаток йода и связанные с ним заболевания, поэтому многие материалы были посвящены профилактике йододефицита у населения путем потребления полезных продуктов (морепродуктов, морской капусты, йодированной соли).
Задание, данное при изучении темы «Как правильно накрыть стол» сервировать сто к семейной трапезе, способствовало не только формированию у ребят полезных навыков, но и организации совместной деятельности детей и родителей. Отзывы многих родителей были очень теплыми, а фотовыставка «Красиво, вкусно, полезно», организованная на основе принесенных фотографий, вызвала интерес у всей школы.
Всем запомнился семейных кулинарный поединок, посвященный 8 марта, в котором приняли участие мамы и бабушки учеников. Члены семей учащихся приняли участие в анкетировании на знание правил этикета в области питания. Данный вид работы способствовал повышению уровня культуры не только детей, но и взрослых.
Памятки для родителей «Чем лучше утолять жажду в разное время года?» стали итогом работы по теме «Что нужно есть в разное время года».
Итоговым занятием за прошедший учебный год стал праздник «Вместе создаем территорию здоровья», на котором самые активные родители награждались грамотами «Лучшие друзья программы «Правильное питание»».
Оценка эффективности представленной системы работы.
Мы оцениваем эффективность реализуемой системы работы, ориентируясь на результаты достижения поставленной нами цели: усиление практической результативности реализации программы путем развития социокультурного партнерства.
Освоение программы основывалось на деятельностном подходе, что подразумевает организацию активной деятельности самих учащихся, учет их возрастных особенностей и интересов, практико-ориентированную направленность занятий.
Повышению эффективности работы способствовали:
привлечение в качестве партнеров программы широкого круга дополнительных участников: педагоги школы (учителя технологии, искусства, физической культуры), сотрудники пищеблока, медицинский работник; члены семей учащихся; сотрудники магазина и районной детской поликлиники; сотрудники музея им. М.Туганова; сотрудники комбината школьного питания г.Владикавказа; спортсмены; сотрудники завода «Дарьял».
применение разнообразных форм организации занятий (творческая мастерская, инсценировка сказок, конкурсы, практикумы, экскурсии, кулинарные занятия, интервью, викторины, игры);разнообразие игровой деятельности в соответствие с возрастом учащихся (подвижные игры, ролевые игры, игры на внимание и т.д.);
приоритет самостоятельной деятельности детей, что позволяло им занять авторскую позицию;
использование связи с личным жизненным опытом детей;
обращение к интересам ребенка, вовлечение в совместную деятельность близких и любимых для него людей;
осознание детьми значимости собственной деятельности за счет участия в социально-значимых мероприятиях.
Основными результатами проведенной работы можно считать:
Формирование единого социокультурного пространства школы, способствующего повышению эффективности проводимой воспитательной работы.
Формирование семейной культуры питания.
Развитие взаимодействия между школой и семьями учащихся, укрепление семейных взаимоотношений.
Совершенствование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Приобретение детьми знаний и навыков, связанных с этикетом в области питания, способствующих успешной социальной адаптации.
Формирование представлений о питании как о факторе, влияющем на физическое здоровье и успехи в спорте.
Формирование активной жизненной позиции, приобретение детьми первоначального опыта социально значимой деятельности.
Органичное включение программы «Правильное питание» в процесс реализации в школе образовательных стандартов второго поколения.
В анкетах, которые заполнялись по итогам работы по программе за учебный год, родители учеников отметили такие результаты, как:
Содействие программы укреплению семейных взаимоотношений, воспитанию семейной культуры питания.
Создание психологически комфортного климата внутри классного коллектива.
Приобретение детьми практических навыков самостоятельного выбора продуктов питания и напитков, полезных для здоровья.
Формирование навыка выбора полезных блюд при посещении заведений общественного питания.
Формирование позиции по отношению к блюдам «фаст-фуда».
Расширение представлений у детей о технологиях приготовления пищи и напитков.
Дополнительные источники информации:
1. Валеология. Справочник школьника. /Сост. С.Н.Заготова. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004. – 448 с.
2. Основы рационального питания: уч. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г.А.Воронина, М.З.Федорова. – М.: Вентана-Граф,2009.-128с.