Урок русского языка Написание частицы НЕ со словами, называющими действия


Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
Цели урока:
Образовательная - совершенствовать умение правильно писать частицу не со словами, называющими действия, формировать навык работы с Обратным словарем
Воспитательная – воспитывать культуру в организации совместной деятельности
Развивающая – развивать приёмы анализа, синтеза, группировки, логическое мышление, орфографическую зоркость, важнейшие интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательностьФОРМЫ: индивидуальные, фронтальные, групповые, парные.
Тип урока: Урок применения предметных умений
Оборудование:
презентация к уроку, компьютер, проектор, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: Н.А.Чуракова часть 2, часть 3, рабочая тетрадь 2 часть
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок-
Начинается урок. (слайд 2)
- Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся и пожелаем всем добра.
(слайд 3)
А теперь улыбнитесь друг другу и подарите капельку своего добра.
Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
-Руки? На месте!
-Ноги? На месте!
-Локти? У края!
-Спина? Прямая!
-Дети, садитесь.
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
А какими видите себя на этом уроке?
А мне что пожелаете? Спасибо.
Подготовка руки к письму Упражнения для пальцев руки
- Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки.

-Кто напомнит нам число?
-Месяц март к какому времени года относится?
- Какие действия происходят в природе весной? (светит, греет, растаёт, бежит, журчит, шумит, поют, прилетают, зеленеет,распускаются) (слайд 4)

Пятое марта
Классная работа
-На какие орфограммы следует обратить внимание? 1
2.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Упр.50, с 36 по рабочей тетради ( проверить цепочкой)
Пригреть -……греть
Накормил-……кормить
Напоил-………поить
Позвонил- ……звонить
Позвонил- звонить- ударение по словарю «Произноси правильно»
(Хором ударения) таблица
-Люди любят чистоту и порядок не только в речи, но в своих записях.
-Может ли наша ручка стать волшебной?
Если ручкой я пишу
(не)…верчусь и (не)… спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно (не)… вывожу. ( Слайд 5-6)

- Придумайте задания к четверостишию.
Дети называют “ошибкоопасные” места по строчкам. (Ручка, верчусь, пишу, спешу, пишу, линейкам, вывожу, аккуратно) сигнальные карточки
-Найдите слово с приставкой. От какого слова оно образовалось?
вывожу - водить
-Назовите родственные слова и запишите. (переводить, отводить, заводить)
-Как образовались родственные слова?
-Как пишутся приставки со словами?
-С какой целью выполняли задание?
3. Сообщение темы и целей урока
- Прочитайте слова:
НЕ ХОДИТ
НЕ СИДИТ
НЕ УЧЕНИК
НЕ ЧИТАЕТ,
НЕ ПОЁТ
НЕ ШКОЛЬНИК
-Какие слова лишние. ( Не ученик Не школьник )
- Почему? Как такие слова мы можем назвать? (синонимы)
-Запишите слова по памяти
Проверка.
- Ребята, с какими словами будем работать на уроке?
- Кто может назвать тему урока.
Тема : Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
Цель: Применение правила связанного с написанием частицы не со словами, называющими действия.
( Слайд 7)
4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Учебник упр.72, с.68
Какой значок мы видим на полях страницы? (работа в парах)
Прочитать задание ученику. Вспомнить обращения и не со словами.
1 ряд 1 столбик
2 ряд 2 столбик
3 ряд 3 столбик
4 столбик у доски –проверка класса сигн. карточками
Работа в парах. Проверка работы – отчет пар.
-С какой целью выполняли упражнение? 5. Динамическая пауза
-Вы хорошо поработали, а теперь немножко отдохнём.
-Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите и не спите.
А теперь все просыпайтесь и за дело принимайтесь!
6. Этап обобщения и систематизации изученного
А) Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть ответственный и помошник из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).-Повторим правила работы в группах.
Ответственные берут задания для групп
Карточка № 1
Цель: развивать умение употреблять и правильно писать не со словами-действиями; повторить изученные орфограммы, сформировать умение выполнять различные мыслительные операции.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте. 2. Распределите слова на три группы.
В первой группе слов будут слова с частицей не и безударной гласной в корне, которую можно проверить.
Во второй группе слова с частицей не и сочетаниями ча, ща.
В третьей группе слова с частицей не и разделительным мягким знаком.
(Не)льют, (не)следил, (не)смущал, (не)чаёвничал, (не)вьют, (не)говорил, (не)смотрел, (не)скользит
Карточка № 2
Цель: научить находить в тексте слова-действия, развивать умение употреблять и правильно писать не со словами-действиями; расширить кругозор и словарный запас учащихся.
Методический комментарий для учащихся:
1. Собери пословицы. 2. Раскройте скобки, объясните написание НЕ с глаголами.
1. Слово не воробей, вылетит – (не) бросит.
2. Дружба крепкая (не) красит .
3. Ложь человека (не) сломается.
4. Друг в беде (не)поймаешь.
-Объясните смысл одной пословицы.
Карточка № 3
Составить “Правила поведения на уроке” по опорным словам используя частицу не.
Опоздать в школу, разговор на уроке, рисунки на парте, мешать соседу по парте, косички девочек, еда после звонка на урок , лежать на парте.
Б) Отчёт групп
Выводы
В) Работа по учебнику
Упр. 73
Какой значок мы видим на полях страницы? (работа с Обратным словарём)
- Откройте Обратный словарь на букву Ь, на -ть. Найдите слова родственные слову лететь.
От какого слова образованы эти слова?
Сколько таких слов можно образовать? (15.)
Что придает приставка слову?
Что вы знаете о приставках?
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставок
Образуются слова.
Какой значок мы видим на полях страницы? (работа в парах)
Выполните в соответствии с заданиями в парах.
1 вариант Облететь вокруг села; перелететь через забор; подлететь к дому;
2 вариант Полететь (прилететь, долететь, улететь, вылететь) на юг: вылететь из гнезда; взлететь (налететь, залететь) на дерево; слететь ( взлететь, улететь) с дерева.
Составьте предложение с одним из словосочетаний.
Обмен с соседом тетрадями. Проверка
- Какую задачу ставили? Удалось ее решить?
- Какие получились результаты?
- Где можно применять полученные знания?
– Проверим - насколько вы на уроке были внимательными.
Тест ( слайд)
1.Не – это ……………… а) частица б) приставка
2.Частица не придаёт смысл а) утверждения б) отрицания
3.Какое слово записано неверно? а) ненавидеть б) не забуду в) нечиталГ) Оценки за урок
7. Рефлексия деятельности
- Какую задачу ставили в начале урока?
-Удалось ее решить?
- Какие получились результаты?
- Что нужно сделать еще?
-Где можно применять полученные знания?

Дополни предложения: (слайд )Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание. Составить несколько советов на тему “Поведение детей дома, когда нет взрослых”, используя глаголы с частицей НЕ.
-Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей.
На левую руку положите знания , с которыми вы пришли на урок, а на правую –те знания которые получили на уроке, соединим хлопком и скажем спасибо.