Конспект урока по изо по теме: Рисуем весну ( 2 класс)
Схема конспекта открытого урока
Солдатовой Натальи Васильевны, Орловой Надежды Викторовны
Предмет музыка и изобразительное искусство Класс 2а
Тема: «Рисуем весну».
Цель: показать образ весенней природы в музыке и живописи, передача настроения в цвете и музыке.
Задачи:
1.Воспитательные:
· на основе анализа предлагаемого материала прививать интерес к красоте родной природы.
· воспитание эстетической культуры учащихся.
2. Развивающие:
· развивать образную речь, музыкальное восприятие, музыкальные и творческие способности,
художественные умения и навыки , чувство прекрасного;
Образовательные : на основе полученных ЗУН уметь:
· анализировать средства музыкальной выразительности;
· уметь сравнивать настроения в музыкальных произведениях и в работах художников;
· уметь пластически интонировать под музыку;
· уметь подобрать цветовую гамму для передачи настроения.
Формируемые УУД на уроке :
Личностные: формирование положительного отношения к учению, участие в творческом процессе, осознание себя как индивидуальности.
Регулятивные :принятие и осознание учебной задачи, планирование действий, контролирование процесса и результата деятельности, адекватная оценка своей деятельности.
Познавательные: слушать, анализировать музыкальный и художественный материал, извлекая нужную информацию, для решения учебной задачи осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, уметь делать выводы.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение во фронтальной работе, совместной ( работа в парах), соблюдая правила речевого этикета, формулировать собственные мысли, вступать в диалог с учителем, одноклассниками, высказывать, обосновывать свою точку зрения.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный
Приветствие гостей, подготовка к уроку.
2. Определение темы урока, постановка цели урока
Звучит песня « К нам пришла весна»
У: О чем нам рассказала песня?
У: Какое настроение нам передала музыка?
У: Сегодня необычный урок: музыка с изобразительным искусством. Как вы думаете какова тема урока?
У: Тема сегодняшнего урока : «Рисуем весну».
У: А каким образом можно изобразить весну?
У: Совершенно верно. Мы рассмотрим образ весны в музыке , в картинах художников. И сами побываем в роли слушателей, композиторов, исполнителей и художников.
Д: О весне.
Д.: Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.
Д: Весна.
Д: Нарисовать, описать словом, изобразить в музыке.
3. Работа по теме урока:
1)образ весны в музыке
Физ минутка.
2) Образ весны в картинах художников
У.: Это чудесное время года. Весна Как прекрасна природа весной! Ребята, а что вы ждёте от весны?
У: Вы ждёте тепла, а для взрослых- весеннее пробуждение природы -это ожидание чего-то нового, светлого.
У: Какую картину вы представили, когда услышали песню « К нам пришла весна»?
У: Я предлагаю при помощи детских музыкальных инструментов изобразить природные явления весны.
У:Вы были слушателями, исполнителями. А теперь представьте, что мы с вами композиторы и нам нужно сочинить музыку о весне . Сейчас, вы посмотрите презентацию на тему « Весна».
Какое настроение вы бы передали в своей музыке?
У: Русский композитор П.И.Чайковский тоже сочинял весеннюю музыку, давайте послушаем ее.
Звучит пьеса П.Чайковского «Апрель. Подснежник.»
У : Как рассказывает музыка о природе, какая она?
У: Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. П.И.Чайковский рассказывает нам в ней об нежном подснежнике. Мелодия в пьесе звучит светло, подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. Но в середине пьесы настроение меняется, как? О чем нам рассказывает музыка?
Звучит пьеса.
У: Сколько же частей в этой пьесе?
У: На какой танец похожа эта пьеса?
У: Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движением рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.
Звучит «Подснежник» П.Чайковского
У: А теперь обратимся к творчеству художников. Рассмотрите репродукции известных художников. Какое настроение вызывают у вас эти картины?
У: Что общего на этих картинах вы видите?
У: Что занимает большую часть картины?
У: Какие линии использует художник для изображения деревьев?
У: Почему художники используют такие виды линий?
У: Какие цвета используют художники при изображении пробуждающейся природы?
У: Как показано присутствие солнечного света на картинах?
У: В каком состоянии изображена природа?
У: Ещё раз посмотрите на творчество художников и скажите, как называется данный вид искусства?
У: А художники, изображающие картины природы?
Д: Солнца, каникул, прогулок
Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.
( дети проявляют свое творчество)
Д: Светлое, нежное, трепетное, ласковое, солнечное, радостное.
Д: Нежная, трепетная, ласковая, иногда взволнованная.
Д: Мелодия звучит тревожно, в среднем регистре. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно.
Д: 3 части, где 1 и 3 части повторяются.
Д: На вальс.
( Дети просматривают презентацию)
Д: Разное. Солнечное, радостное, но чувствуется борьба зимы и весны. В пасмурный день- грустное. Природа в радостном ожидании, томлении.
Д: Изображение ранней весны, ещё лежит снег, появляются проталины, прилетают птицы
Д: деревья
Д: тонкие, извилистые, стремящиеся вверх
Д: деревья просыпаются, тянут ветви к солнцу
Д: приглушённые тона
Д: Присутствие жёлтого цвета, тёплых тонов, тени
Д: Ожидания весны
Д: пейзаж
Д: пейзажисты
Практическая работа
У: А теперь вы, ребята, попробуете себя в роли художников-пейзажистов. Вам был предоставлен выбор: парная или индивидуальная работа. Вы выбрали парную.
Разбились на пары. Давайте вспомним правила работы в паре.
У: На подготовительном этапе вы сделали подмалёвки. Выбор материала за вами: гуашь или восковые мелки. Нарисуйте свою весну.
Звучит А.Вивальди. "Весна".
У: Какую весну вы нарисовали?
(Просмотр работ)
Д: работать слажено, сообща, прислушиваясь к мнению товарища.
Итог урока, рефлексия.
У: Кто из великих музыкантов и композиторов рисовал весну?
У:Какая же весна в их произведениях?
У: Ребята, оцените работу на уроке. Если вы узнали новое, у вас всё получилось на уроке, заканчиваете урок в радостном, солнечном настроении, возьмите солнышко.
Если, наоборот, многое не получилось, ничего нового не подчерпнул для себя на уроке и настроение у вас, как у мрачной тучки, возьмите облако.
Подойдите к доске и выразите своё мнение.
У: Посмотрите, какое большое солнышко получилось!
Давайте, чтобы солнышко светило ярче, чтобы природа быстрее проснулась, чтобы у нас и у наших госте настроение было радостным, позовём весну песней.
(Исполняется песня «К нам пришла весна»)
Ответы детей.